Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:29, контрольная работа
Понятие «банковское право» появилось вместе с объективными процессами, связанными с усложнением банковской деятельности и правового регулирования данной группы общественных отношений. До сих пор рассматриваемое понятие вызывает многочисленные споры по поводу сущности банковского права, его природы и места в системе права.
1. Предмет и метод бухгалтерского учёта в банках. Национальный банк Республики Беларусь как законодатель в банковской системе государства. Банковский кодекс.
2. Практическая часть.
Литература.
- по срокам: а) постоянные; б) временные (до 1 года);
- по содержанию: а) нормативные; б) интерпретационные; в) акты применения.
К нормативным правовым актам НБ относят постановления Правления НБ и Совета директоров НБ. Они обязательны для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. При этом, НБ вправе принимать нормативные акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты НБ подлежат включению в НРПА Республики Беларусь и вступают в силу со дня их включения в НРПА, если в самом акте не установлен иной срок. Нормативные акты НБ в обязательном порядке публикуются в журнале «Банкаускi веснiк».
2.3
Локальные нормативные акты
Кредитные организации, а также НБ, как и любые юридические лица, вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, оформляемые локальными актами, которые в совокупности составляют корпоративное право, которое имеет следующие характерные черты:
1)
оно призвано регламентировать
повторяющиеся, типичные
2)
в нем выделяются гражданско-
3) его нормы обязательны для участников и членов трудового коллектива этой кредитной организации;
4) письменная форма актов;
5)
обеспечение исполнения этих
правил поведения с помощью
принуждения в случае их
Локальные акты подразделяются на 2 группы:
1) внутренние акты;
2)
санкционированные
Локальные
акты могут приниматься
Значение локальных актов банков трудно переоценить, поскольку они регламентируют на внутреннем уровне всю работу банка. Банковское законодательство, по сути, устанавливает общие правила деятельности банков и осуществления отдельных банковских операций. Локальные акты призваны урегулировать данные вопросы более детально. Например, законодательство устанавливает общие правила проведения кредитных операций, но предоставляет каждому конкретному банку самому решать, на каких условиях будут предоставляться кредиты (конкретные сроки, ставки, цели), с какими группами клиентов будет работать банк (только с юридическими лицами или и с физическими лицами) и т.д.
В качестве локальных актов в банках обычно разрабатываются положения о филиалах и представительствах, положения об отделах и должностные инструкции специалистов, правила осуществления отдельных видов операции и т.д.
Тема 3: Банковская система Республики Беларусь.
1.
Понятие и структура
Банковская система - внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная общими целями и задачами совокупность кредитных учреждений с выделением Центробанка.
Условно можно выделить 2 модели банковской системы:
1) жестко централизованную (Центробанк является органом управления, центром банковской системы)
2) децентрализованную - функции центрального банка распределяются между несколькими органами. Примером является Федеральная резервная система США. Здесь верхний уровень образуют Совет управляющих Федеральной Резервной Системы, двенадцать Федеральных резервных банков, Служба контролера денежного обращения и Федеральная корпорация Страхования депозитов.
Как правило, банковские системы являются двухуровневыми. Нижний или первый уровень составляют банки иные кредитные организации с их филиалами, а верхний уровень - банковские центры. Одноуровневые банковские системы присущи странам с жестко централизованной нерыночной экономикой. В данном случае центральный банк представляет собой всю банковскую систему (примером может служить Госбанк СССР).
Центральные банки, в современном смысле этого слова, начали образовываться в начале ХХ века, когда отдельные кредитные учреждения обрели функции кредитора последней инстанции, начали оказывать банкам платежные услуги, получили право регулировать банковскую систему, стали осуществлять функцию «банка правительства».
В
1920 году Международная Брюссельская
финансовая конференция установила:
«В странах, где нет центрального
банка, его следует создать». Центральные
банки создавались двумя
В Республике Беларусь ст. 136 Конституции установила, что Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. БК несколько расширил характеристику банковской системы, в частности ст. 5 БК указывает на то, что банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковская система включает в себя 2 вида звеньев (субъекты):
1)
Участники системы,
2)
Создаваемые банками союзы и
ассоциации, не преследующие цели
извлечения прибыли, для
- представление и защита прав и законных интересов своих членов;
- координация деятельности банков и повышение эффективности их работы;
-
содействие выработке и
Предметом деятельности Ассоциации является консолидация усилий коммерческих банков для защиты общих интересов и оказание всесторонней помощи для решения стоящих перед ними задач.
Информацию о деятельности Ассоциации можно получить на сайте http://www.abbanks.by/about/. Кроме того, Ассоциация с июля 1995 года издает журнал «Вестник Ассоциации белорусских банков».
На самостоятельное изучение:
1. Изучить понятия «банковская группа», «банковский холдинг» (ст. 35 БК)
2.
Правовое положение
Термин небанковская кредитно-финансовая организация (далее - НКФО) является сравнительно новым для законодательства Республики Беларусь.
Легальное
определения впервые было дано ст.
9 БК: «Небанковская кредитно-
-
привлечения денежных средств
физических и (или)
-
размещения привлеченных
-
открытия и ведения банковских
счетов физических и (или)
Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком. При создании, реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено БК и иным банковским законодательством.
НКФО, как и банки, при осуществлении банковской деятельности обеспечивают защиту информационных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
НКФО, как и банки, не вправе осуществлять:
-
производственную и (или)
- страховую деятельность в качестве страховщиков.
Банки
и НКФО могут привлекать и размещать
друг у друга денежные средства в
форме вкладов (депозитов), кредитов,
проводить расчеты через
Законодательство содержит ряд запретов на осуществление отдельных банковских операций для НКФО. В частности, они не могут осуществлять операции по вкладам физических лиц.
НКФО может быть создана только в форме хозяйственного общества. Ее наименование должно содержать указание на характер деятельности и организационно-правовую форму.
Проблема в правовом регулировании и деятельности НКФО заключается в том, что в законодательстве нет четкого перечня организаций, которые относятся к НКФО. В литературе, обычно к ним относят ломбарды, кредитные союзы, товарищества, кооперативы, лизинговые и клиринговые компании, а иногда и страховые компании. Поскольку отнесение указанных организаций к НКФО не закреплено законодательством, то и применять к ним правила деятельности НКФО не всегда возможно.
Для более полного уяснения особенностей деятельности организаций, обычно относимых к НКФО мы рассмотрим некоторые из них:
1) ломбарды - кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Специализация ломбардов - потребительский кредит под обеспечение в виде залога движения имущества (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном краткосрочные в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Кроме того, практикуются операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах. Кроме филиалов и отделений, крупные ломбарды могут иметь сеть складов и магазинов.
Особенность организации кредитных операций в ломбардах - отсутствие кредитного договора с клиентом и залогового обязательства. При выдаче ссуды под залог клиент получает залоговый билет, как правило, на предъявителя, имеющий регистрационный номер в журнале регистрации, где указываются реквизиты заемщика и основные условия сделки.