Бухучет и аудит материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ бухгалтерского учета и аудита учета производственных запасов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть нормативное регулирование и бухгалтерский учет производственных запасов;
- раскрыть методы сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке производственных запасов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ОЦЕНКА…………………………………………………………………………. 5
1.1. Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов………………………………………5
1.2. Понятие материально-производственных запасов и их оценка…………………………………………………………………………….10
1.3. Классификация материально - производственных запасов………….18
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.......................................... .......................23
2.1. Документальное оформление движения материально - производственных запасов………...……………………………………………23
2. 2. Аналитический и синтетический учет материалов… . ………………24
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………....33
3.1. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке производственных запасов……………………………………………………..33
3.2. Общая оценка состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии……………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая бухучет аудит материалы.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

Если все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Субсчет 3 «НДС по приобретенным  материально – производственным запасам»

Сумма НДС по материально – производственным запасам, приобретенным для непроизводственных целей, не принимается к возмещению из бюджета, а закрывается записью:

Дебет счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства»

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам»

Также не возмещается  из бюджета сумма превышения установленного предельного размера расчета  наличными деньгами по приобретенным  материальным ценностям:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Субсчет 3 «НДС по приобретенным  материальным ресурсам»

Если в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов», покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных к авансовым отчетам подотчетных лиц, и других документов, дающих основание рассматривать их как расходы по формированию фактической себестоимости приобретенных ценностей:

Дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов»

      19 «НДС по приобретенным ценностям»

Субсчет 3 «НДС по приобретенным  материальным ресурсам»

Кредит  счетов 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

     71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т. д.

На сумму предъявленной  поставщику претензии по недостаче  и др.:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

Кредит счета 15 «Заготовка и приобретение материалов»

В дальнейшем в целях  исключения риска снижения стоимости  сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно-материальных ценностей за счет собственных источников:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит  счета 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей»

В следующем отчетном периоде сумма  данного резерва подлежит восстановлению:

Дебет счета 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей»

Кредит  счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Субсчет 1 «Прочие доходы»

Учет заготовления материалов, когда учетной политикой предусмотрен учет по твердым учетным ценам, осуществляется на счете 10 «Материалы». Оприходование  материалов в этом случае отражается записью:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Наличие остатка на конец  месяца по счету 15 «Заготовление и  приобретение материалов» означает, что указанные ценности не оприходованы в связи с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и  сумма материалов отражается по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 «Отклонения в стоимости материалов».

 

 

ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

 

 

3.1. Методы сбора аудиторских  доказательств, применяемых при  проверке производственных запасов

 

Цель аудиторской проверки учета производственных запасов  состоит в подтверждении достоверности  данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской федерации.

В ходе проверки  проводится сбор аудиторских доказательств  по следующим критериям:

     1. Существование.  Необходимо убедиться  в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют.

     2. Права и обязательства.  Необходимо  убедиться в том,  что права организации   на   МПЗ,   отраженные   в   отчетности,   документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

     3. Возникновение.  Необходимо  убедиться  в том,  что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода.

     4. Полнота.  Необходимо убедиться в  том,  что  отсутствуют  МПЗ, которые  должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

     5. Стоимостная оценка. Необходимо:

     - убедиться в том,  что МПЗ   отражены  в  учете  и   отчетности  в правильной  оценке:  по  фактической  себестоимости  или  по  рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

     - убедиться  в  том,  что   способ  оценки  МПЗ  при   их отпуске в производство или ином выбытии применяется в  соответствии  с принятой организацией учетной политикой.

     6. Измерение.  Необходимо убедиться  в  том,  что  приобретение  и выбытие  МПЗ  отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

     7. Представление и раскрытие. Необходимо:

     - убедиться  в  том,  что  МПЗ   правильно   классифицированы   в отчетности  как  сырье  и  материалы,  готовая  продукция,  товары для перепродажи;

     - убедиться  в  том,  что  операции с МПЗ отражены в  бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами,  регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

     - убедиться в том, что вся  существенная информация о МПЗ  раскрыта в отчетности.

     Сбор  аудиторских доказательств  осуществляется  путем  проведения аудиторских процедуры подготовки и планирования аудита.

     3. Заключительные процедуры.

     3.1. Анализ ошибок,  выявленных в  ходе проверки и их  влияния   на

достоверность бухгалтерской отчетности.

     3.2. Формирование мнения  аудитора  о  достоверности  показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности.

Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют различные  методы получения аудиторских доказательств.

Так, для подтверждения  фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

Для подтверждения достоверности  арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.

Отражение в бухгалтерском  учете проведенных хозяйственных  операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ проверяют с помощью подтверждения.

Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных  операций.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.

Операции, отраженные в  первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.

Проверяя учет поступления  материалов, прежде всего уточняют, какой вариант применяет проверяемый  субъект: с использованием счетов 15 и 16 или без их использования. Далее  контролируют правильность оформления первичных документов на поступление материалов, их оценку, ведение аналитического учета (по номенклатурным номерам, артикулам и др.).

Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен  на счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.

Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).

По операциям поступления  материалов аудитор проверяет и  операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.

При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.

Если применяется сальдовый  метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль — операция весьма трудоемкая. Третий метод — наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ве дутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.

Налог на добавленную  стоимость списывается в соответствии с положением гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и учитывается по дебету счета 19, субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как производилось его отнесение на счет 68. НДС по материальным ресурсам списывается полностью на счет 68 в момент оплаты счетов.

Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО).

По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета  проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.

Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи Ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.

Информация о работе Бухучет и аудит материалов