Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:47, курсовая работа
Целью работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ бухгалтерского учета и аудита учета производственных запасов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть нормативное регулирование и бухгалтерский учет производственных запасов;
- раскрыть методы сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке производственных запасов;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ОЦЕНКА…………………………………………………………………………. 5
1.1. Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов………………………………………5
1.2. Понятие материально-производственных запасов и их оценка…………………………………………………………………………….10
1.3. Классификация материально - производственных запасов………….18
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.......................................... .......................23
2.1. Документальное оформление движения материально - производственных запасов………...……………………………………………23
2. 2. Аналитический и синтетический учет материалов… . ………………24
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………....33
3.1. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке производственных запасов……………………………………………………..33
3.2. Общая оценка состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии……………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Если все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи:
Субсчет 3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам»
Сумма НДС по материально – производственным запасам, приобретенным для непроизводственных целей, не принимается к возмещению из бюджета, а закрывается записью:
Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам»
Также не возмещается из бюджета сумма превышения установленного предельного размера расчета наличными деньгами по приобретенным материальным ценностям:
Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам»
Если в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов», покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных к авансовым отчетам подотчетных лиц, и других документов, дающих основание рассматривать их как расходы по формированию фактической себестоимости приобретенных ценностей:
Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам»
71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т. д.
На сумму предъявленной поставщику претензии по недостаче и др.:
Субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
Кредит счета 15 «Заготовка и приобретение материалов»
В дальнейшем в целях исключения риска снижения стоимости сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно-материальных ценностей за счет собственных источников:
Субсчет 2 «Прочие расходы»
Субсчет 1 «Прочие доходы»
Учет заготовления материалов,
когда учетной политикой
Наличие остатка на конец месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» означает, что указанные ценности не оприходованы в связи с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и сумма материалов отражается по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 «Отклонения в стоимости материалов».
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
3.1. Методы сбора аудиторских
доказательств, применяемых
Цель аудиторской проверки
учета производственных запасов
состоит в подтверждении
В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств по следующим критериям:
1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют.
2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что права организации на МПЗ, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.
3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода.
4. Полнота. Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.
5. Стоимостная оценка. Необходимо:
- убедиться в том, что МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;
- убедиться в том, что способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.
6. Измерение. Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.
7.
Представление и раскрытие.
- убедиться в том, что МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;
- убедиться в том, что операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- убедиться в том, что вся существенная информация о МПЗ раскрыта в отчетности.
Сбор
аудиторских доказательств
3. Заключительные процедуры.
3.1. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на
достоверность бухгалтерской отчетности.
3.2. Формирование мнения аудитора о достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности.
Для выполнения проверки
комплексов задач по учету материальных
ценностей применяют различные
методы получения аудиторских
Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Отражение в бухгалтерском
учете проведенных
Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.
Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.
Операции, отраженные в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.
Проверяя учет поступления
материалов, прежде всего уточняют,
какой вариант применяет
Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен на счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.
Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).
По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.
При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль — операция весьма трудоемкая. Третий метод — наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ве дутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.
Налог на добавленную
стоимость списывается в
Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО).
По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи Ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.