Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- формирование информации по операционным и географическим сегментам;
- раскрытие информации по отчетному сегменту;
-определить принципы и условия построения внутренней сегментарной отчетности;
- отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и назначение сегментарной отчетности
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12\10 «Информация по сегментам»………………………………………………………………………5
1.2 Раскрытие информации по сегментам в финансовой отчетности…………10
Глава 2. Правила, порядок построения и возможность применения информации сегментарной отчетности организации………………………………………….19
2.1 Условия, принципы построения внутренней сегментарной отчётности …19
2.2 Этапы создания системы сегментарной отчётности организации ………..24
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик по отчетности.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по бухгалтерской (финансовой)  отчетности
на тему:
«Цели, состав и методы составления
сегментарной отчетности»

 

Автор
курсовой  работы:     Семеренко Анастасия Александровна
группа  _______________421______________________________.

 

 

Руководитель

курсовой  работы,

ст. преподаватель         __________Смертина Е.Н.____________________

 

Ростов – на - Дону

2012г.

 

 

 

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность и назначение сегментарной отчетности

1.1 Понятие сегмента. Сфера  и порядок применения ПБУ 12\10 «Информация по сегментам»………………………………………………………………………5

1.2 Раскрытие информации  по сегментам в финансовой  отчетности…………10

Глава 2. Правила, порядок  построения и возможность применения информации сегментарной отчетности организации………………………………………….19

2.1 Условия, принципы построения внутренней сегментарной отчётности …19

2.2 Этапы создания системы  сегментарной отчётности организации  ………..24

Заключение………………………………………………………………………..28

Литература ………………………………………………………………………..30

Приложение ………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

- лучше понять результаты  прошлой деятельности организации;

- точнее оценить риски  и прибыли организации;

- принять более обоснованные  решения в отношении организации  в будущем.

В связи с этим возникает потребность  в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса

Актуальность темы состоит в  том, что изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед  которыми стоит вопрос представления сегментарной отчетности.

Цель раскрытия информации по сегментам в составе бухгалтерской  отчетности – помочь пользователям  составить более полное представление об организации путем предоставления дополнительных данных о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельности организации, и различных географических регионах, в которых организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.

Как правило, в информации по сегментам  заинтересованы, прежде всего, внешние  пользователи. Особую важность представление  информации по сегментам имеет для  организаций, ценные бумаги которых  свободно обращаются, например, через  организаторов торговли (фондовые биржи).

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.

Исходя из поставленной цели, можно  выделить следующие задачи:

- дать точное и полное  понятие сегмента;

- определить сферу и порядок  применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;

- формирование информации по  операционным и географическим  сегментам;

- раскрытие информации по отчетному  сегменту;

-определить принципы и условия  построения внутренней сегментарной  отчетности;

- отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;

- перечислить и охарактеризовать  каждый из этапов построения  сегментарной отчетности организации.

Предмет исследования –  сегментарная отчетность организации: цели, состав и методы составления.

сегмент отчетность информация

 

Глава 1. Сущность и назначение сегментарной отчетности

1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»

 

Подобно тому как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.

Подобная информация необходима пользователям для того, чтобы:

  • лучше понять результаты прошлой деятельности организации;
  • лучше оценить риски и доходы предприятия;
  • принимать более обоснованные решения в отношении предприятия в будущем.

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

К настоящему времени  система нормативного регулирования  сегментарной отчетности включает множество  различных по юридической силе и содержанию документов.

В связи с принятием  нового международного стандарта по представлению сегментной информации IFRS 8 "Операционные сегменты" в  рамках существующей Концепции бухгалтерского учета в Российской Федерации  и Программы его реформирования актуальными сегодня являются сравнительный анализ ПБУ 12/2010 с его требованиями и разработка возможных путей трансформации российского положения.

Представленная в Приложении 1 краткая характеристика основных позиций стандартов позволяет сделать вывод: ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" концептуально отличается от МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" практически по всем исследованным критериям. Это позволяет охарактеризовать существующую на данный момент в России систему нормативного обеспечения процесса формирования и представления сегментарной отчетности как далекую от требуемого для применения в практической деятельности уровня качества и не соответствующую международно-признанным стандартам.

В Международных стандартах IAS есть стандарт МСФО 14 «Сегментная отчетность». Этот стандарт и стал основой для разработки ПБУ 12/2010.

Приказом Министерства финансов РФ от 08.11.2010 было утверждено Положение по бухгалтерскому учету  «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Нормы, установленные в ПБУ 12/2010, практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».

ПБУ 12/2010 "Операционные сегменты". Положение будет обязательно  для организаций - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Они должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Другие организации будут применять ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими решения о раскрытии информации.

ПБУ 12/2010 используется также  коммерческими организациями при  составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые ПБУ 12/2010.

Понятие «информация  по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации  в определенных хозяйственных условиях.

Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий  хозяйствования приводит к разным показателям  рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно имеются существенные различия, например, между производством шариковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями продажи товаров в Москве и районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.

Многие предприятия  производят несколько видов продукции (товаров), оказывают разнообразные  услуги, выполняют различные виды работ или ведут свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтому они могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам.

Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам.

Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.

Информация сегментарной отчетности используется с целью  принятия разнообразных управленческих решений. Для многих российских предприятий вопрос выживания сегодня напрямую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуризации) бизнеса.

Информация сегментарной отчетности позволяет администрации  организации контролировать деятельность разных подразделений и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.

Сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует  знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной.

Согласно и МСФО 14 и  ПБУ 12/2010 предусматривается два вида отчетных сегментов:

  • операционные (хозяйственные, отраслевые);
  • географические.

      Для определения этих сегментов предлагается использовать внутреннюю

структуру организации  и систему ее внутренней отчетности.

      Информация по сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.

      Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (далее — отчетные сегменты), устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

      Информация по операционному сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.

       Информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны.

Информация о работе Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности