Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- формирование информации по операционным и географическим сегментам;
- раскрытие информации по отчетному сегменту;
-определить принципы и условия построения внутренней сегментарной отчетности;
- отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и назначение сегментарной отчетности
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12\10 «Информация по сегментам»………………………………………………………………………5
1.2 Раскрытие информации по сегментам в финансовой отчетности…………10
Глава 2. Правила, порядок построения и возможность применения информации сегментарной отчетности организации………………………………………….19
2.1 Условия, принципы построения внутренней сегментарной отчётности …19
2.2 Этапы создания системы сегментарной отчётности организации ………..24
Заключение………………………………………………………………………..28
Литература …………………………………………
Цель создания системы
сегментарного учета и
При создании системы
сегментарного учета и
Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.
Функции сегментарной отчетности состоят в следующем:
Сегментарная отчетность
составляется на базе информации, собранной
в системе сегментарного учета
— внутреннего учета
Постановка сегментарного учета и отчетности позволяет усовершенствовать документооборот, оптимизировать показатели деятельности как отдельных центров ответственности, так и организации в целом и, как следствие, — повысить прибыль.
При создании системы сегментарного учета и отчетности необходимо учитывать следующее:
Важнейшее условие построения системы сегментарного учета и отчетности - деление организации на центры ответственности.
Под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит руководитель (менеджер), контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса.
Качество работы центра ответственности оценивается результативностью и эффективностью.
Под результативностью понимается степень достижения сегментом поставленной цели (в какой мере ему удается добиться желаемых результатов, насколько эти результаты соответствуют целям организации в целом);
Под эффективностью — выполнение сегментом заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимального объема работ при заданном размере ресурсов.
Существует четыре типа центров ответственности:
В основе данной классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, который определяется широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности.
Центр затрат — сегмент организации, руководитель которого отвечает за произведенные затраты, т. е. обладает наименьшими среди руководителей остальных центров ответственности управленческими полномочиями. Система сегментарного учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять эти результаты либо невозможно, либо не нужно.
Центры затрат могут быть различных размеров, крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности.
Центр доходов — это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственность за издержки.
Деятельность руководителя центра оценивается на основе заработанных доходов, поэтому задачей сегментарного учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.
Центр прибыли — это сегмент организации, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому сегментарный учет должен предоставлять информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, затратах внутри, а также конечных результатах деятельности на выходе. Прибыль центра ответственности в системе сегментарного учета может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях включаются также полностью или частично косвенные издержки.
Центры инвестций — сегменты организации, чьи менеджеры контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.
Руководители центров инвестиций по сравнению с руководителями всех вышеназванных центров ответственности обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегировано право принимать собственные инвестиционные решения, т. е. распределять выделенные администрацией организации средства по отдельным проектам.
Заключение
Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение по бухгалтерскому учету 12/2010 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99.
При составлении сегментарной отчетности
следует руководствоваться
1)отчетность должна быть адресной, т.е, составленной в соответствии с информационными запросами конкретного получателя данных;
2)сегментарная отчетность должна быть максимально оперативной;
3)данные отчетности должны быть сопоставимы с данными предыдущих периодов, плановыми показателями. Для оптимизации контроля эффективности различных направлений деятельности компании целесообразно составление внутренней сегментарной отчетности по географическим районам сбыта, типам покупателей, товарным ассортиментным группам и т.д. Оперативный контроль показателей деятельности организации в этих аспектах, проведенный на основе детального анализа внутренней сегментарной отчетности, позволит вовремя предотвратить появление и рост негативных моментов, связанных с отдельными сегментами бизнеса, а также предотвратить усиление их влияния на другие сегменты, результаты деятельности организации в целом.
Цель создания системы
сегментарного учета и
В целом, как показывает
опыт деятельности зарубежных и российских
фирм, внедрение системы
Литература
Приложение
Краткая сравнительная характеристика требований к сегментной информации МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» и ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
№ п/п |
Наименование положения |
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» |
МСФО (IFRS) «Операционные сегменты» |
1 |
Цель применения стандарта |
Предоставления возможности получить информацию для осуществления более качественной оценки рисков и финансовых результатов, перспектив бизнеса и принятия более обособленных решений относительно компании. | |
2 |
Сфера применения: а)субъекты, обязанные применять стандарты |
Коммерческие организации в случае: - наличия дочерних и зависимых обществ; - когда учредительными
документами объединений |
Компании, долговые или долевые инструменты которых обращаются на открытом рынке, и компании, которые представили (находятся в процессе представления) финансовую отчетность в целях выпуска их в обращение на открытом рынке |
б) вид отчетности, где должна быть представлена информация |
Бухгалтерская или сводная бухгалтерская отчетность |
Отдельная или консолидированная финансовая отчетность. Если формируются оба вида, то сегментная информация требуется только в консолидированной отчетности | |
3 |
Вид сегмента: а) операционный / хозяйственный |
Составной элемент компании по производству определенного товара(работы, услуги) или их однородных групп, подтвержденный рискам и получению прибылей, и прибылей других сегментов |
Это компонент компании: - осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить (в том числе в будущем) выручку и предусматривает несение расходов(в том числе операции с другими сегментами этой же компании); - результаты деятельности,
которого регулярно - по которому имеется отдельная финансовая информация |
б)географический |
Составной элемент компании по производству товаров (работ, услуг) в конкретной экономической среде (географическом регионе), подтвержденный рискам и получению прибыли, отличным от имеющих место в других условиях |
Отсутствуют | |
в) отчетный |
Это хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии со стандартом требуется представление информации в бухгалтерской отчетности |
Это сегмент, который: - был выделен на основании указанных критериев или сформирован в результате объединения нескольких сегментов; - превышает количественные пороговые значения | |
4 |
Объединение сегментов в один отчетный |
Не предполагается |
Объединение сегментов возможно, если: - это не противоречит основному принципу (цели) IFRS 8; - имеют схожие экономические характеристики; - схожи по указанным в стандарте факторам (характеру продукции, клиентов и т. д.) |
5 |
Пороговые значения для определения отчетного сегмента |
Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и общая выручка либо финансовый результат, либо активы составляют не менее 10 % от соответствующих показателей всех сегментов. На отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации |
Сегмент признается отчетным. Если его общая выручка либо результат, либо активы составляют не менее 10% соответствующих совокупных показателей всех сегментов. Совокупная выручка от продажи внешним клиентам по отчетным сегментам должна составлять не менее 75% от общей выручки компании. Достаточным является выделение 10 сегментов |
6 |
Основа выделения сегментов |
Организационная и управленческая структура компании, а также риски, которым может быть подвержена ее деятельность |
Организационная и управленческая структура компании, и система ее внутренней отчетности |
7 |
Раскрытие информации: а)формат представления информации |
Формат предоставления информации обусловлен преобладающими источниками рисков и прибылей. Выделяется: - первичная информация; - вторичная информация. |
Отсутствует |
б) состав информации по сегментам |
В состав информации входят: - показатели по отчетным сегментам, информация которых признана первичной; - показатели по отчетным сегментам, информация которых признана вторичной; - дополнительные сведения об основе ценообразования на межсегментные передачи и существенных изменениях в учетной политике, их причинах, стоимостном выражении последствий |
В состав информации входят: - общая информация
о критериях сегментирования
и характере деятельности - показатели деятельности каждого сегмента за период; - сверка данных по
сегментам с совокупными - комментарий к используемым принципам подготовки данных; - информация о компании в целом | |
8 |
Порядок формирования информации |
Положение устанавливает, что: - показатели включают только суммы, непосредственно относящиеся к сегменту либо обоснованно распределенные; - при распределении
использовать одну и ту же
основу для всех показателей
нецелесообразно, выбранная -сумма активов подлежит
распределению между |
Сегментарная отчетность формируется на основе информации, предоставляемой ответственному лицу компании (т.е. внутренней отчетности). Оценка показателей может не соответствовать требованиям МСФО |
9 |
Последовательность в выделении сегментов |
Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли установленным критериям |
Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, будет выделяться и в отчетном периоде независимо от удовлетворения количественным критериям, если он не потерял своей значимости. По выделенным сегментам следует пересчитать информацию за предыдущие периоды, за исключением случаев отсутствия таковой либо чрезмерных затрат на ее подготовку |
Тесты
1. б
2. б
3. а
4. б
5. а
6. в
7. в
8. в
9. а
10.в
11.в
12.б
13.а
14.а
15.б
16.б
17.в
18.г
19.в
20.б
21.б
22.в
23.в
24.б
25.а
26.в
27.б
28.а
29.а
30.б
31.в
32.в
33.а
34.в
35.а
Информация о работе Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности