Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:55, реферат
Переход страны к рыночной экономике обусловил проведение радикальных экономических преобразований, возникновение новых организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов на базе различной собственности, расширение международных связей и интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество. Многие изменения, происходящие в экономике страны, непосредственно связаны с внутренней торговлей.. Именно в торговой сфере началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление через коммерциализацию и приватизацию торговых предприятии.
Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение установленного порядка и своевременное проведение инвентаризации; полноту и достоверность внесенных в описи данных о фактических остатках, проверенных товарно-материальных запасов в натуре; правильность указания в описи отличительных признаков товаров (порядковый номер по прейскуранту, артикул, сорт, размер и т. д.); правильность оформления материалов инвентаризации и своевременность их сдачи в бухгалтерию торговой организации.
За внесение в инвентаризационные
описи заведомо неправильных данных
о фактических остатках товарно-материальных
запасов с целью сокрытия недостач
и растрат или излишков товаров
и других ценностей члены
На крупных предприятиях оптовой (базах и складах) и розничной торговли (универсамах, гастрономах и т.д.) в целях ускорения снятия фактических остатков ценностей во всех местах их хранения могут создаваться несколько инвентаризационных подкомиссий, которые работают под руководством председателя инвентаризационной комиссии. В состав каждой подкомиссии входят представитель администрации (председатель подкомиссии), работник бухгалтерской службы и материально ответственные лица (заведующие предприятия, отделов, секции или их заместители) или один или несколько членов бригады материально ответственных лиц. Председатель инвентаризационной комиссии организует работу подкомиссии, обеспечивает проведение инвентаризации в целом но предприятию.
Председатель комиссии и
материально ответственное лицо
(бригадир) поданным итогов всех инвентаризационных
описей, составленных под комиссиями,
оформляют сводный акт о
Для обеспечения реальности и объективности результатов инвентаризации большое значение имеет их внезапность. Поэтому категорически запрещается доводить до сведения работников предприятия о сроке намеченной инвентаризации раньше, чем явится инвентаризационная комиссия, которой поручено проведение инвентаризации.
Распоряжение об инвентаризации
вручается руководителем
2.1 ПОДГОТОВКА
И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Инвентаризации товарно-
Перед началом инвентаризации
необходимо закрыть помещение торгового
предприятия и прекратить операции
с товарно-материальными
Для бесперебойного обеспечения
покупателей продуктом первой необходимости
и улучшения их обслуживания руководстве
торгового предприятия до начала
инвентаризации по согласованию с председателем
комиссии может произвести отпуск этих
товаров для организации
Инвентаризационная комиссия, прежде чем приступить к проверке фактического наличия, должна пломбировать (опечатать) подсобные помещения, подвалы и другие места хранения товарно-материальных запасов, имеющие отдельные входы и выходы, с целью недопуска в них посторонних лиц, и вывешивает на парадном входе объявление о предстоящей инвентаризации с указанием срока ее проведения и адрес магазинов, торгующих теми же товарами.
Перед началом проверки наличия
товарно-материальных запасов инвентаризационная
комиссия должна получить у кассиров
и других материально ответственных
лиц (заведующих магазином, складом, отделом,
секции и т.п.) последние кассовые
и товарные (товарно-денежные) отчеты
с приложением к ним приходных
и расходных документов по поступившим
и выбывшим ценностям и с выведенными
в них остатками денежных средств,
товаров и тары на момент инвентаризации
или реестры приходных и
Инвентаризационная комиссия
вместе с отчетами обязана получить
у материально ответственных
лиц расписку о том, что к началу
инвентаризации все приходные и
расходные документы по поступившим
и выбывшим товарам включены в
последний отчет (реестр) или переданы
инвентаризационной комиссии и что
никаких документов и наличных денег,
не предъявленных
Оставление каких-либо документов
по приходу и расходу товарно-
Комиссия тщательно проверяет полученные кассовые и товарные отчеты, а также все приложенные к ним приходные и расходные документы. При этом особое внимание следует обращать на приложенные к отчетам накладные на внутреннею переброску ценностей в другие предприятия (филиалы, отделы, секции), наличие разрешения руководителя и главного бухгалтера на такие переброски. Такая проверка производится с целью выявления возможных случаев предъявления бестоварных накладных, оформленных для сокрытия недостачи. После проверки председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, а по розничным торговым предприятиям, кроме того, проверяют и сумму, указанного в отчетах остатка товаров и тары. При этом на каждом документе и на кассовых и товарных отчетах ставится штамп (или подписывается от руки) за подписью председателя инвентаризационной комиссии «до инвентаризации на ...» (дата). Эти записи на документах и на кассовых и товарных отчетах для бухгалтерии служат основанием для определения товарно-материальных запасов к началу инвентаризации по данным бухгалтерского учета.
На основании полученных последних к кассовых и товарных отчетов бухгалтерия обязана к началу инвентаризации закончить проверку и обработку всех приходных и расходных документов, сделать разноску в аналитические счета, определить остатки на момент инвентаризации по каждому наименованию ценностей. В то же время должны быть закончены записи по приходу и расходу ценностей в регистрах складского учета (карточках или товарных книгах) и выведены остатки на момент инвентаризации. Для обеспечения точности результатов инвентаризации комиссия проверяет соблюдение сроков клеймения, исправность и точность показателей и дату проведения проверки органами Госстандарта всех имеющихся весоизмерительных приборов, гирь, метров, литров и т.д.), контрольно-кассовых машин, о чем составляется акт.
В предприятиях розничной торговли инвентаризация товарно-материальных запасов начинается со снятия остатков наличия денежных средств и установления торговой выручки текущего дня у кассиров и продавцов. При проверке фактического наличия кассы в розничных торговых предприятиях, имеющих контрольно-кассовые машины и должности кассиров, инвентаризационная комиссия пересчитывает по отдельным видам предъявленные кассиром денежные знаки, неотоваренные товарные чеки, почтовые марки, ценные бумаги. Результат проверки кассы оформляется специальным актом.
В розничных торговых
предприятиях, не имеющих должности
кассиров, отдельный акт на наличные
деньги не составляется. Однако
сумма фактически
При перерывах на обед или когда инвентаризация товарно-материальных запасов не заканчивается в один день, лица, участвующие в проведении инвентаризации, оставляют помещение одновременно. Помещение закрывают, пломбируют или опечатывают и ключ от замка остается у лица, ответственного за товарно-материальные запасы, а пломбир (печатка) на весь период инвентаризации находится у председателя инвентаризационной комиссии. Инвентаризационные описи в этих случаях должны оставаться в закрытом помещении и храниться в сейфе или шкафу.
Для удобства проверки в натуре все товарно-материальные запасы, подлежащие инвентаризации, должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам и т.п. с тем, чтобы один и гот же товар не находился в разных местах и при снятии остатков не было пропущенных товаров или повторного их счета.
Фактические остатки распакованных товаров определяют путем пересчета, перевешивания, перевешивания и обмера. При наличии большого количества весовых товаров результаты взвешивания фиксируются в ведомостях отвесов, которые ведут одновременно материально ответственное лицо и один из членов инвентаризационной комиссии. В конце дня или по окончании взвешивания записи в ведомостях сверяются, и общий итог отражается в инвентаризационной описи.
Массу и объем товаров,
хранящихся навалом, разрешается определять
на основании обмеров и
На оптовых базах, складах и холодильниках товары, находящиеся в таре, не должны вскрываться и могут быть занесены в опись на основании спецификации или маркировки на таре при явной нецелесообразности перевешивания или пересчета тех или иных товаров, находящихся в целых (неповрежденных) и пронумерованных кипах, ящиках, бочках. В этих случаях инвентаризационная комиссия обязательно проводит распаковку и проверку отдельных мест указанных ценностей на выборку, о чем в описи делается соответствующая оговорка. Обязательной выборочной проверке должно быть подвергнуто не менее 10% нераспакованных мест, за исключением тех товаров, которые при распаковке могут подвергнуться порче или понижению качества. Товары, находящиеся в таре, не подлежат распаковке и проверяются на выбор в случаях, когда распаковка товаров может привести к порче или понижению их качества и когда упакованный товар хранится в неповрежденной таре за пломбами поставщиков. В этих случаях распаковка и проверка товаров производятся на выборку, как и на оптовых базах и складах, о чем было уже сказано. Вес и количество нераспакованных товаров определяется по маркировке (трафарету) на таре.
Для ускорения проведения инвентаризации товаров на оптовых предприятиях и заполнения инвентаризационных описей с помощью персональных компьютеров целесообразно использовать товарные ярлыки, партионные и кипные карты, составляемые материально ответственными лицами на каждый вид товара. В них указывают те же данные, что и в инвентаризационной описи (кроме суммы), т.е. наименование, единицу измерения, артикул, размер, рост, сорт и другие показатели качественной характеристики товаров, цена, количество. Товарные ярлыки (партионные или кипные карты) укладывают но видном месте на стеллаж или прикрепляют к кипе, ящику, куску тканей и т.п.
Председатель
3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Проверенное фактическое
наличие товарно-материальных запасов
заносят в инвентаризационную опись,
которую заполняют в трех, а
при смене материально
Инвентаризационные описи следует заполнять чернилами, шариковой ручкой или химическим карандашом, четко и ясно. Никаких помарок, подчисток и перечеркиваний не допускается. Исправление допущенных ошибок должно производиться во всех экземплярах описей путем зачеркивания тонкой чертой неправильных записей и внесения сверху необходимых исправлений. Сделанные исправления в описи должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов инвентаризационной комиссии.
В инвентаризационных описях
указывают порядковый номер записи
и по каждому виду ценностей - наименование
товара, номенклатурный или порядковый
номер по прейскуранту номера артикулов,
сорта и другие отличительные
признаки товара, предусмотренные
По мере завершения заполнения
каждой страницы описи проводится взаимная
сверка всех се экземпляров. В случае
выявления расхождения вновь
проверяют те товары, по которым
получилось расхождение, и вносят исправления.
Категорически запрещается
После взаимной сверки всех экземпляров описи, которые велись членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, на каждой ее странице подсчитывают итоги по количеству и сумме и указывают прописью, какими порядковыми номерами начата и окончена страница описи, число порядковых номеров товарно-материальных запасов и общий итог количества в натуральных показателях всех ценностей, записанных на данной странице, независимо в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) они учитывались.
По завершении инвентаризации
полностью в конце описи
Каждую страницу всех экземпляров
инвентаризационной описи и опись
в целом подписывают