Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В современном мире успех предприятий во многом определяется степенью адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде.
Введение
1. Понятие деловой репутации
2. Амортизация деловой репутации
3. Порядок учёта деловой репутации
4. Бухгалтерский учет деловой репутации в Российской практике
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие деловой репутации
2. Амортизация деловой репутации
3. Порядок учёта деловой репутации
4. Бухгалтерский
учет деловой репутации в
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В современном мире успех предприятий во многом определяется степенью адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде. С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы - нематериальные активы. Индивидуальные преимущества и лидерство все больше зависят от эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального характера, которые включают в себя объекты интеллектуальной собственности.
В настоящее время, очевидно, что нематериальные активы способны играть огромную роль в процессе получения предприятием прибыли. В состав таких нематериальных активов входит «деловая репутация».
Для современной мировой экономики в целом, а так же для российской экономики, которая испытывает на себе большое влияние Запада, характерна высокая активность рынка сделок слияний и поглощений компаний. И следствием этих процессов считается появление этой категории «деловая репутация»
Актуальность исследования данной подкрепляется еще тем, что это понятие ещё мало рассмотрено и может послужить хорошим ознакомительным материалом.
Предмет исследования – способы и порядок учёта деловой репутации.
Объектом исследования моей курсовой работы является деловая репутация предприятия.
Целью исследования является определение значимости деловой репутации для экономики предприятия и её учет.
Задачами исследования являются раскрытие понятия и роли деловой репутации, рассмотрение её оценки и аммортизации, а так же порядок учета и состав деловой репутации.
Структура
работы. В первой главе курсовой
работы будут рассмотрены
1.
Понятие деловой репутации
Понятие "репутация" в разных литературных источниках в разное время имело различные значения. До 1990-х гг. это определение носило лишь нравственно-эмоциональную окраску, и словосочетания, в которых имелось слово "репутация", относились к отдельным личностям или группам людей. Например, в Большой Советской энциклопедии (1955, изд. 2-е, т. 36, с. 672) можно прочитать определение: "...репутация - преобладающее в определенной общественной среде мнение об отдельном лице или о группе, коллективе людей". Словарь иностранных слов [5] определял понятие "репутация" как "...создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка".
Справочная литература конца 1990-х гг. уже содержала достаточно формализованное определение понятия "деловая репутация". Здесь она представлялась как степень доверия клиентов, уровень доброжелательности во взаимоотношениях с партнерами, показатель взаимности и т.д. До конца 90х годов понятие "деловая репутация» носило в общем эмоционально-литературную окраску и не нуждалось в количественных характеристиках, в том числе и в денежном выражении.
Справочные издания по экономике, которые вышли в начале 2000х годов, разъясняют понятие "деловая репутация" через английский термин "гудвилл". Этот термин означает условную стоимость деловых связей фирмы, "цену" накопленных нематериальных активов фирмы (престиж торговых марок, опыт деловых связей, устойчивая клиентура).
Рассмотрим понятие «деловая репутация» с экономической точки зрения. Согласно Современному экономическому словарю деловая репутация представляет собой оценку деятельности фирмы с позиции деловых качеств. Она присуща не только фирмам, но и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Иногда вместо термина "деловая репутация" говорят "доброе имя", хотя Гражданский кодекс не отождествляет эти понятия.
Гражданский Кодекс РФ (ст. 150) определяет деловую репутацию как неимущественное право, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности.
С позиции бухгалтерского учёта деловая репутация - это разница между её покупной ценой (как приобретённого имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью её активов (Пункт 27 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"). Гудвилл рождается в процессе функционирования организации и о его наличии или отсутствии можно судить лишь по практике работы предприятия. На счетах бухгалтерского учета гудвилл появляется главным образом при отражении покупки других организаций или их частей. При приобретении компании покупателем производится платеж в предвидении будущих экономических выгод от активов, которые не отражаются в финансовой отчетности, но за которые покупатель готов заплатить. Данная величина ставится на баланс предприятия в качестве нематериального актива в момент покупки предприятия. Таким образом, причиной «переплаты» в момент покупки предприятия является наличие у организации скрытых активов. К таким активам могут относиться: высококвалифицированный менеджмент, накопленный деловой опыт, налаженная система сбыта, хорошая кредитная история и репутация на рынке, выигрышное экономико-географическое положение, иные активы, которые не могут быть отчуждены от организации и переданы другим лицам.
Вообще, хотя деловая репутация и учитывается в составе НМА (п.4 ПБУ 14/2007), она, собственно, нематериальным активом не является, так как не отвечает заявленным критериям признания НМА.
Обособление деловой репутации от других НМА связано со следующими обстоятельствами.
Но
главное отличие деловой
Известны следующие классификации гудвилла:
1. В рамках конкретной фирмы можно говорить о двух видах деловой репутации: созданном внутри предприятия и приобретенном. Первый относится к данной фирме и балансе данной фирмы не отражается. Второй относится к другой компании, приобретенной этой фирмой. Именно эта деловая репутация отражается в балансе фирмы-покупателя.
2. Деловая репутация, в зависимости от характера влияния на бухгалтерскую отчетность, может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительную деловую репутацию, руководствуясь п. 43 ПБУ 14/2007, следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательная
деловая репутация
Нулевая деловая репутация свойственна организациям, только что вышедшим на рынок и не успевшим сформировать мнения о себе.
3.
Если рассматривать гудвилл
Вообще, для организации деловая репутация является бесценным капиталом, который нарабатывается годами, но может быть безвозвратно утерян в результате даже одного неверного поступка. Деловая репутация может быть испорчена как под воздействием внутренних факторов, обусловленных собственными стратегическими или тактическими ошибками, так и «благодаря» внешним обстоятельствам, не зависящим непосредственно от деятельности компании.
В определенных ситуациях может возникнуть потребность в оценке деловой репутации. Вот они:
Во-первых, в случае покупки или продаже бизнеса. Это основная причина, по которой важно оценить деловую репутацию предприятия. Ведь помимо материальных активов, компания заработала еще и определенную лояльность потребителей, смогла занять определенную нишу на рынке, дала знания и опыт своим сотрудникам. Расчет этого крайне важен, поскольку, как уже говорилось, продажа предприятия может происходить за гораздо более высокую цену при хорошей деловой репутации;
Во-вторых,
причиной необходимости оценки деловой
репутации может послужить
И, наконец, в-третьих, при принятии управленческих решений — знание о точной стоимости своей компании помогает принимать более точные и верные управленческие решения
Вообще, различают два основных подхода к определению стоимости гудвилла. Первый предполагает оценку деловой репутации как источник дополнительных поступлений прибыли (метод избыточных прибылей) и использует методы оценки бизнеса. Например, отрасль состоит из трех предприятий, имеющих равные активы (1000 ден.ед.), одинаковую структуру и одинаковый технический уровень (качество). Но прибыльность активов различна: у предприятия А она составляет 25 %,у предприятия В – 15 %, у предприятия С – 5 %. Средняя рентабельность равна 15 %. Если считать, что средняя цена предприятия 1000 ден.ед., то предприятие А оценивается в 1000x25/15=1667 ден.ед. Следовательно, гудвилл 1667-1000=667 ден.ед.
Второй
подход основан на учете результатов
конкретных сделок. Величина приобретенной
деловой репутации принимается
в размере разницы между
Значимость
корректной оценки репутации для
некоторых сфер бизнеса очень
велика. В частности, это относится
к сфере торговли и услуг. Пока самые красивые
примеры показывает зарубежная практика.
Так, корпорация Philip Morris купила фирму Kraft
Foods почти за 13 млрд. долларов, что было
в четыре раза больше ее балансовой стоимости;
корпорация Nestle приобрела фирму Rowntry за
2,55 млрд. долл. США, и это более чем в пять
раз превысило балансовую стоимость фирмы.
2. Амортизация
деловой репутации
Как уже отмечалось, деловая репутация входит в состав нематериальных активов организации. Нематериальные активы используются длительное время и в течение этого времени, и их стоимость ежемесячно переносится на стоимость производимой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Экономический механизм постепенного переноса стоимости нематериальных активов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены нематериальных активов называется амортизацией.