Деловая репутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

В современном мире успех предприятий во многом определяется степенью адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде.

Содержание

Введение

1. Понятие деловой репутации

2. Амортизация деловой репутации

3. Порядок учёта деловой репутации

4. Бухгалтерский учет деловой репутации в Российской практике

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по бфу.docx

— 52.29 Кб (Скачать документ)

      Срок  полезного использования НМА  организация определяет при принятии его к бухгалтерского учету. Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации)

      Следует отметить, что деловая репутация  не имеет определенного срока  жизни. Согласно п.44 ПБУ  14/2007 Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом в соответствии с пунктом 29 ПБУ 14/2007.

          При определении  срока полезного использования  деловой репутации обычно принимаются  во внимание следующие факторы: предвидимый срок деятельности приобретенной компании; стабильность и предвидимый срок существования отрасли; типичный жизненный цикл и информация о деловой репутации в аналогичных компаниях; воздействие экономических факторов (спрос, старение продукции) на приобретенную компанию; сроки службы ключевых специалистов; предполагаемые действия конкурентов; законодательные и другие акты и т. д. Сроки полезного использования деловой репутации точно определить достаточно сложно, но в МСФО 22 делается предположение, что такой срок не может превышать 20 лет с момента первоначального признания. Период и метод начисления амортизации должны уточняться в конце каждого года, а при их изменении следует вносить коррективы в порядок списания деловой репутации.

    Ранее международные стандарты бухгалтерского учета предусматривали систематическую  амортизацию приобретенной деловой  репутации на основе графика поступления прибылей, который должен был пересматриваться и в случае необходимости корректироваться ежегодно. В том случае, если такой график объективно не мог быть составлен, то рекомендовался прямо-линейный метод списания гудвилла в течении 20 лет. Однако действующие американские нормы учета и международные стандарты в настоящее время не предусматривают  амортизацию приобретенного гудвилла.

    Российский  бухгалтерский учет предусматривает  систематическую амортизацию приобретенного гудвилла путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости в течении 20 лет, но не более срока деятельности организации. Амортизация гудвилла, регламентированная российскими правилами бухгалтерского учета, противоречит современным международным стандартам, которые рассматривают гудвилл в виде неамортизируемого актива. В российской практике положительная деловая репутация учитывается в качестве самостоятельного инвентарного объекта нематериального актива на отдельном субсчете счета 04 «Нематериальные активы». Амортизационные отчисления определяются исходя из фактической (первоначальной) стоимости этого нематериального актива. Сумма начисленной амортизации ежемесячно включается в состав расходов по обычным видам деятельности, начиная с первого месяца, следующего за месяцемпринятия деловой репутации к учету.

    В целях налогового учета со вступлением  в силу Федерального закона от 01.01.2008 №216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» компания-покупатель при приобретении другой компании, как имущественного комплекса, может списать полученную надбавку, то есть деловую репутацию, в течении пяти лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Порядок учета деловой репутации. 

     В Приложении 1 приведена сравнительная таблица международных и российских стандартов учета деловой репутации. 

      Определение деловой репутации организации, как уже отмечалось выше, дается в ПБУ14/2007 «Учет нематериальных активов». До этого понятие деловой репутации было определено в п.27 ПБУ14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденном Приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 91н

      Необходимо  отметить, что, исходя из динамичности формирования российской экономики, данное Положение запоздало в своем появлении. Более конкретное определение понятия деловой репутации, методы ее учета и оценки, закрепленные законодательно, были необходимы к началу экономических реформ, ведь именно вначале 90-х гг. происходили массовые сделки купли-продажи компаний, и при этом не учитывался актив «Деловая репутация предприятия», который на множестве предприятий был огромен. С началом приватизации многие государственные предприятия распродавались по сильно заниженным ценам, ведь стоимость их материальных активов была низкой. Огромную часть их стоимости составляла именно деловая репутация предприятия — квалификация персонала, место расположения, деловые связи, клиентская база и т. д.

      Под деловой репутацией согласно рассматриваемому Положению следует понимать разницу  между покупной ценой предприятия, организации (как приобретаемого имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу. В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности. Предприятие в целом может быть объектом купли-продажи Согласно п. 1 с. 559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам, например разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью. [6]

     Для признания деловой репутации  в составе нематериальных активов  должны быть выполнены следующие  условия:

     1. Приобретаемое предприятие утрачивает статус самостоятельного юридического лица. Если приобретенное предприятие продолжает оставаться юридическим лицом, то в результате этой сделки у покупателя возникают финансовые вложения в уставный капитал (стр. 140 актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения»), а не нематериальные активы.

     2. Деловая репутация отражается отдельно в учете и отчетности при совершении сделки купли-продажи предприятия.

     3. Отражение деловой репутации в документации зависит от положительного или отрицательного ее значения.

     На  величину гудвилла обычно влияют следующие  факторы:

     - продажная цена приобретаемого  предприятия (зависящая от умения  продавца обосновать высокую  цену, от умения покупателя сбить  цену и т. д.);

     - стоимость идентифицированных активов  (чем больше нематериальных активов  капитализировано, тем меньше остается  на гудвилл);

     - ошибки в оценках рыночной  стоимости идентифицируемых активов;

     - правила расчета величины гудвилла, зафиксированные стандартами финансовой отчетности. Например, согласно ПБУ 14/2007 при расчете стоимости деловой репутации за основу принимается балансовая, а не рыночная стоимость чистых активов, что увеличивает величину деловой репутации в связи с включением в нее инфляционной составляющей роста стоимости внеоборотных активов.

     С точки зрения влияния гудвилла на стоимость компании, все предприятия  малого и среднего бизнеса можно  разделить на три группы:

  • гудвилл компании был эффективно сформирован и сейчас в силу стагнации компании составляет основную часть ее стоимости;
  • гудвилл является значимой, но не основной составляющей стоимости;
  • гудвилл еще не определен в качестве фактора, генерирующего прибыль.

     К первой группе предприятий относится, например, компания «Аспект-Модификатор», достаточно известный производитель автохимии. Эксперты «Магазина Готового Бизнеса» оценили ее стоимость в 120 тыс. долл. США. В 1997 году компания занимала около 50% отечественного рынка автомобильной химии, но к 2001 году смогла сохранить лишь 8%. Суммарные затраты на приобретение активов были оценены в 130 тыс. долл. США, однако эти активы узкоспециализированы, а значит, низколиквидны и имеют небольшую стоимость продажи. Итоговая стоимость бизнеса была сформирована в основном за счет нематериальных активов: товарного знака (узнаваемого на всей территории России), технологической документации, положительных экспертных заключений ведущих исследовательских центров. Но главное, потребители помнят, как всего несколько лет назад они буквально выстраивались в очередь за продукцией компании «Аспект-Модификатор». Учитывая это, потенциальные инвесторы прогнозируют хорошие перспективы развития для компании.

     Ко  второй группе относятся компании, гудвилл которых составляет от 25 до 40% стоимости. В первую очередь это консалтинговые, оценочные и юридические фирмы. Также в эту группу входят предприятия, работающие в сфере услуг. И те и другие компании начинают приносить стабильную прибыль только при условии формирования постоянной клиентуры и определенной репутации, то есть гудвилла. Компании, работающие на этом сегменте рынка, относятся к числу наиболее часто продаваемых и покупаемых. В качестве примера можно привести один известный московский ресторан, стоимость материальных активов которого составила 500 тыс. долл. США, причем ликвидность некоторых из них была сомнительна (например, на диван, покрытый шкурой пони, стоимостью 30 тыс. долл. США найти покупателя не так просто). В то же время специалисты «Магазина Готового Бизнеса» оценили ресторан в 800 тыс. долл. США. Свою роль здесь сыграли популярность заведения и уникальная для российского ресторанного рынка концепция. Все эти факторы позволили прогнозировать срок окупаемости в два года, сделав ресторан одним из наиболее привлекательных инвестиционных предложений на рынке.

     Третья  группа - это малоизвестные и «нераскрученные» компании. В силу неэффективно сформированного гудвилла их владельцы не могут рассчитывать на получение за свой бизнес больших средств. В качестве примера можно привести компанию «Дарис», занимающуюся производством чипсов. Ее оценочная стоимость составила 120 тыс. долл. США, 115 тыс. из которых составляют материальные активы. При этом исследования показывают, что рынок снэковой продукции, к которой относятся чипсы, далек от насыщения и стоимость гудвилла компаний, грамотно построивших свою политику и сумевших сделать торговую марку узнаваемой, может быть сопоставимой со стоимостью материальных активов. [18,45]

      Статья 561 п. 2 ГК гласит, что состав и стоимость  передаваемого предприятия определяются в договоре продажи на основе полной инвентаризации продаваемого предприятия. Она проводится и оформляется первичной документацией в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49. Необходимость государственной регистрации права собственности на предприятие определена в ст.564 ГК РФ.

      При написании курсовой работы, я наткнулась на сайт, где Л. П. Фомичева, лучший бухгалтер  России 2008 г., подробно рассмотрела  порядок учета и отражения  деловой репутации фирмы в строке 113 балансе:

      «В  бухгалтерском учете покупателя отражение операции по приобретению предприятия предполагает:

      - отражение перечисления денежных  средств или передачи иного имущества в оплату приобретаемого предприятия;

      - оприходование приобретаемого в собственность имущества предприятия и права требования (обязательств), к нему относящихся, согласно передаточному акту;

      -  уплату налогов по сделке.

      Сумма, уплачиваемая продавцу за предприятие, может быть меньше или больше суммы  всех активов и обязательств приобретаемого предприятия на дату его покупки. Надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод, как уже было отмечено ранее, представляет собой положительную деловую репутацию приобретенного предприятия, которая учитывается на счете 04 «Нематериальные активы» у покупателя как отдельный инвентарный объект.

      Скидка  с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием репутации  качества, деловых связей, достаточной квалификации персонала и др., представляет собой отрицательную деловую репутацию и учитывается как прочий доход. [21, c.120]

      Схема проводок у покупателя при постановке на баланс приобретаемого предприятия (с учетом Плана счетов старого  и нового):

  Отражение перечисления денежных средств в оплату приобретаемого предприятия Дт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кт 51 "Расчетный счет".

  Присоединение баланса купленного предприятия к балансу юридического лица проводится с использованием ведомости присоединения, в которой отражается передача каждой статьи актива и пассива через счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" /субсчет "Передаточные записи".

- В  дебет счетов учета имущества  покупателя (01"Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 10 "Материалы", 41"Товары" и др.) приходуется  стоимость имущества, перешедшего  в собственность предприятия  (основные средства, материалы, товары  и др.).

- В  дебет и кредит счетов учета  расчетов (62"Расчеты с покупателями  и заказчиками", 60"Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", 76"Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами" и др.) относятся  суммы долгов предприятия, переведенных  на покупателя (задолженность покупателей,  кредиторская задолженность перед  поставщиками и др.).

- В  дебет счета 04 "Нематериальные  активы"/ субсчет "Деловая репутация"  в корреспонденции с кредитом  счета 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами" относится положительная деловая репутация, если цена предприятия по договору купли-продажи больше стоимости его активов за минусом обязательств,

Информация о работе Деловая репутация