Деловые и личностные качества менеджера

Автор работы: Елена Баранова, 28 Июня 2010 в 17:06, курсовая работа

Описание

Оценивая деловые и личные качества руководителя, мы можем рассматривать их в контексте важных для успешного руководства компетенций. Суть оценки деловых и личных качеств руководителя состоит в определении уровня развития личностных качеств и черт характера, способствующих успеху в решении управленческих задач. Здесь можно выделить следующие качества: уровень интеллекта; внимание к людям; честность; доступность; авторитетность; понимание других людей; тактичность; коммуникабельность; заинтересованное отношение к людям; положительное отношение к действительности; готовность принимать на себя ответственность; готовность идти на риск; решительность; порядочность; наличие чувства юмора; умение слушать других; твердость; дружелюбие; энтузиазм; справедливость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки деловых и личностных качеств менеджера 5
1.1 Менеджер 5
1.2. Деловые качества менеджера 6
1.3. Личностные качества менеджера 8
1.4 Оценка деловых и личностных качеств менеджера 11
Глава 2.
2.1 Характеристика предприятия ООО «Фрегат» 14
2.2 Методы оценки персонала и планирования карьеры персонала на предприятии ООО «Фрегат» их анализ 16
2.4 Рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и личностных качеств персонала предприятия ООО «Фрегат» 19
Заключение 23
Глоссарий 25
Список используемой литературы 26
Приложение 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая по основам менеджмента.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)
 

Из таблицы 2 видно, что численность работающих по все видам деятельности по сравнению с прошлым годом увеличилась на 19 человек. В том числе руководителей на 6 человек, специалистов – на 14 человек, рабочих с общим средним образованием на 4 человека, а с общим базовым  уменьшилось на 5 человек. Увеличение численности обусловлено  вводом новых рабочих мест.

       Темпы роста работников предприятия на 2009 год по сравнению с 2008 годом возросли. Анализ возрастного состава работников  предприятия ООО «Фрегат» показывает, что численность работников в возрасте до 30 лет увеличилась на 10 человек. Основу коллектива составляют работники  в возрасте 32-39 лет -43 человека и 40-49 лет – 57 человек. Также наблюдается тенденция и к старению коллектива. Так, в сравнении с 2008 годом темп роста работников в возрасте 40-49 лет увеличился на 114% , а численность работников в возрасте 60 лет и старше  уменьшилась на 9 человек.

       Аттестация  работников на предприятии ООО «Фрегат» направлена на улучшение качественного состава персонала, повышение производительности труда, рост личной заинтересованности и ответственности за результаты деятельности, создание условий для развития личности работника.

       При аттестации работников оцениваются:

  • уровень профессиональных знаний;
  • эффективность производственной деятельности
  • личностные, индивидуальные и другие значимые качества;
  • соответствие оплаты труда результатам производственной деятельности;
  • личный вклад в совершенствование производственных процессов, изобретательская работа.

       Аттестационная  комиссия проводит свои заседания в  соответствии с графиком, предварительно изучив поступившие на аттестуемых  работников документы. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

       Аттестация  проводится, как правило, с участием аттестуемого работника и его  непосредственного руководителя. В  случае неявки работника на заседание  комиссии без уважительных причин аттестация проводится в его отсутствие. Работники, не прибывшие на заседание комиссии по уважительной причинам, аттестуются в другие предусмотренные графиком дни.

       Для аппарата управления избрана методика проведения аттестации на основе следующих документов:

  • должностные инструкции специалиста
  • аттестационный лист
  • характеристики, заполняемой руководителем.

Одним из главных направлений работы отдела кадров и трудовых отношений является организация непрерывной, профессиональной подготовки работающих на предприятии. План повышения квалификации на год разрабатывается с учетом обучения резерва, результатов аттестации, предлагаемых изменений  в производстве.

    Рекомендации  по совершенствованию  методов оценки деловых  и личностных качеств  персонала предприятия ООО «Фрегат»

       Для совершенствования методов оценки деловых и личностных качеств  персонала предприятия ООО «Фрегат» нанимать на работу нужно по такому порядку:

  • Первичное собеседование гражданином, который желает устроиться на работу с отделом кадров с целью выяснения наличия у гражданина формальных оснований для трудоустройства на ту или иную должность;
  • Освидетельствование профессиональной пригодности - выявление уровня соответствия профессиональных, деловых и личных качеств гражданина квалификационным требованиям по предлагаемому месту работы - осуществляется функциональными отделами, линейными руководителями с использованием таких методов оценки, как экзамен, тест - вопросы, тест-задания.
  • Медицинское освидетельствование кандидата.
  • Анализ результатов освидетельствования и принятия решения о найме работника.

       2. Отбор кандидатов для трудоустройства  на предприятие ООО «Фрегат» производить на основе комплексной оценки их профессиональных, деловых и личных качеств.

       Отбор управленческого персонала производить  на основе системы конкурсного отбора на вакантные  должности. Трудоустройство на основное производство допускать только после предварительной оценки соответствия тем или иным квалификационным требованиям индивидуально- психологических и личностных качеств кандидата.

       3. Создание курсов по повышению квалификации в виде лекций и практических занятий для  руководства главных специалистов; для бухгалтеров и экономистов, технологов, для специалистов и рабочих, которые будут направлены на рассмотрение вопросов различной тематики и включать основные перечни вопросов:

    • Производственная программа
    • Технологии
    • Вопросы трудового законодательства
    • Техники безопасности
    • Труда и заработной платы
    • Окружающей среды

       4. Проведение анкетирования работников  из числа управленческого персонала, специалистов и рабочих. Им предложить выбрать и оценить из 11 предложенных мотивов наиболее значимые, но не более 6. По каждой графе вывести средний балл мотива и его величину в процентах от числа опрошенных. Анализ данных позволит выявить степень сходства взглядов людей на работу, выявить главные мотивы трудового поведения, определить мотивацию работников – которую хотел бы видеть у своих подчиненных руководитель.

       Оценка  уровня мотивации проводить по пятибалльной шкале,  и заполняется в таблице (таблица 3)

       После проведения анализа  определить, что  нужно работнику для  эффективной работы и из этого вывода в дальнейшем строить работу с персоналом.

  Таблица 3

                    Оценка уровня мотивации 

 
 
       Мотивы
     Значения
Значимы для меня  Главные  в  нашем коллективе Хотел бы увидеть у своих сотрудников руководитель
ср. оценка

балл

величина

выбора

%

ср.

оценка

балл

величина

выбора

%

ср.

оценка

балл

величина

выбора

%

Стремление  к получению большого материального вознаграждения            
Стремление к продвижению по службе            
Удовлетворение  от хорошо выполненной работы            
Уважение  со стороны руководителя            
Хорошее отношение со стороны товарищей            
Стремление  проявить себя, выделиться            
 Осознание  общественной значимости своего труда            
Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки            
Желание избегать ответственности, самостоятельного принятия решений            
  Стремление добиться максимальной  самостоятельности в работе.            
Желание проявить творчество в работе.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение:

       Менеджер  – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи, характер которых  зависит от типа организации. Содержание труда менеджера раскрывается в  процессе управления, состоящем из циклического повторения управленческих функций, которых у менеджера большое количество и которые определяются сферой деятельности, где работает менеджер и его местом в иерархии управления. В зависимости от разделения управленческого труда, менеджер выполняет различные роли в организации: роль по принятию решения, информационную роль, роль руководителя.  
            Вследствие насыщенного содержания работы менеджерский труд имеет вынужденно хаотический характер, что вызывает у менеджеров ряд проблем.  
Для выполнения функциональных обязанностей менеджеру необходимы определенные профессиональные и личностные качества, которые являются средствами, применяющимися им в процессе принятия управленческих решений, способствует продуктивности его работы и помогают ему справиться с проблемами.  
            Менеджеру необходимо использовать свои профессиональные и личностные качества для реализации своих обязанностей. Деловые и личностные качества менеджера взаимодополняют друг друга и являются факторами, способствующими продуктивности управленческой деятельности, средствами, применяющимися им каждодневно в процессе принятия управленческих решений. Менеджер должен сочетать в себе личностные и профессиональные качества, так как в совокупности они более эффективны и помогают добиться ожидаемого результата. Таким образом, чтобы стать успешным, менеджеру необходимо иметь набор определенных личностных и деловых качеств.

       Как видно из курсовой работы  в ООО «Фрегат» методы оценки персонала  практически не используются, и это большая проблема,  решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Так же как и система компенсации, система аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов - стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.

       Собрав  воедино группу высококвалифицированных  специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом, так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом.

       Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и в конечном итоге получения положительных результатов, как деятельности предприятия, так и каждого из сотрудников.

       Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники. 
 
 

Глоссарий

       Анализ - разложение, один из методов научного исследования. Самый распространенный вид анализа - классификация: черный - белый, большой - средний - маленький.

       Менеджер - руководитель, обеспечивающий эффективную координацию ресурсов организации (в первую очередь людских ресурсов).

       Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. Из этого определения следует, что мы все постоянно занимаемся менеджментом, часто сами того не подозревая.

       Деловые качества — это способности менеджера находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели; быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Деловые качества представляют собой синтез профессиональной компетентности менеджера и его организаторских способностей.

       Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов.

Информация о работе Деловые и личностные качества менеджера