Факторный анализ прибыли от реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание

Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;
- определить задачи организации анализа прибыли на предприятии;
- провести факторный анализ прибыли на примере ОАО «Монди СЛПК».

Содержание

Введение………………………………………………………....……....5
1. Методика проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции………………………………………………………………….….7
1.1 Прибыль – роль и значение в условиях рынка…………….………7
1.2 Методика расчёта влияния факторов на прибыли от реализации продукции……………………………………………...………………….…13
1.3 Резервы увеличения прибыли от реализации продукции, работ, услуг………………………………….…………………………...……….…21
2. Факторный анализ прибыли от реализации на примере ОАО «МондиаСЛПК»……………………………………….………………….…25
2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества «Монди СЛПК»…………………………….……….…...………25
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации предприятия ОАО «Монди СЛПК»………………………………..………….……………....…29
2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции
ОАО «Монди СЛПК»………………………….………………………...…37
Заключение……………………………………….…….………………...….40
Список используемой литературы……….………………………...………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Факторный анализ прибыли от реализации продукции.doc

— 356.00 Кб (Скачать документ)

Кроме рассмотренных  видов прибыли, закрепленных в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования, и требуют определенной систематизации используемых терминов. Классификация видов прибыли приведена на рис.

 

1.2 Методика  расчёта влияния факторов на  прибыли от реализации продукции

Одним из наиболее часто применяемых методов анализа  хозяйственной деятельности предприятия  является факторный анализ.

Факторный анализ — это совокупность способов изучения и измерения влияния факторов на величину результативных показателей.

Детерминированный факторный анализ - это методика изучения влияния факторов на результативный показатель, связь между которыми имеет функциональный характер. То есть результативный показатель представлен в виде произведения. алгебраической суммы или частного факторов.

Существует  несколько способов проведения детерминированного факторного анализа:

•             способ цепных подстановок;

•             способ абсолютных разниц;

•             способ относительных разниц;

•             индексный способ;

•             интегральный способ и т. д.

Сумма и уровень  прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.

На прибыль  от продаж влияют как внутренние (субъективные), так и внешние (объективные) факторы. Внешние факторы можно разделить  на две группы: обусловленные изменениями  конъюнктуры рынка и связанные  с государственным регулированием предпринимательской деятельности. К первой группе относятся: уровень инфляции, уровень концентрации рынка, измеряющий изменение конкурентной среды, факторы платежеспособного спроса, предложение на рынке товаров, работ и услуг. Ко второй группе -- налоговая политика, влияющая на размер налоговых ставок, таможенная политика, административные ограничения.

Формирование  оптимального ассортимента и гибкое ценообразование способствуют увеличению объема продаж; оптимизация размера  и состава используемых производственных ресурсов приводит к снижению удельных расходов (расходов, приходящихся на один рубль выручки от продаж).

Анализ прочих видов доходов за вычетом аналогичных  расходов позволяет выявить экономическую  выгоду от инвестиционных и финансовых операций; операций, не связанных с продажей продукции (работ, услуг); последствий чрезвычайных обстоятельств на хозяйственную деятельность, а также оценить эффективность управления финансовыми активами организации.

Обсуждение  каждого слагаемого прибыли организации позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности организации. Другим участникам рыночных отношений анализ состава прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь от колебаний финансового рынка при вложениях в данную организацию.

В процессе планирования прибыли  важно определить, за счет каких  факторов она растет или снижается. Для определения основных направлений  поиска резервов увеличения прибыли  факторы, влияющие на ее получение классифицируются по различным признакам (рис. 2):










 





 


 



 

Рисунок 2 - Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

 

К внешним факторам относятся природные условия, государственное  регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие  и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные (воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала и др.) и интенсивные факторы (воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных; средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.).4

К внепроизводственным  факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и др.

При осуществлении  финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы  находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

Практически вне  сферы воздействия предприятия  находятся конъюнктура рынка, уровень  цен, на потребляемые; материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.5

От предприятия  зависят в известной степени  такие факторы, как уровень цен  на реализуемую продукцию и заработная штата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства, и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Вышеперечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость. Поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

При высоком  удельном весе постоянных расходов в  себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли в результате снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день, т.к. функционирование всей организации в целом зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется прибыль. Правильное распределение и использование прибыли отчасти влияет на экономическую ситуацию в стране.

Поскольку прибыль  исчисляется как разница между  ценой и себестоимостью, то, очевидно, что на размер прибыли оказывают  влияние рост цен и снижение себестоимости.

В период высоких  темпов инфляции рост прибыли обеспечивается за счет ценового фактора. Однако он действовал не одинаково в различных отраслях экономики.

Замедление  инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции  ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль  посредством этого фактора. В  результате актуальным становится фактор снижения затрат.

В период высоких  темпов инфляции рост прибыли обеспечивается за счет ценового фактора. Однако он действовал не одинаково в различных отраслях экономики.

Замедление  инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. В результате актуальным становится фактор снижения затрат.

Основные источники  информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам, «Отчет о прибыли и убытках» (форма 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.6

В процессе анализа  необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Основную часть  прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В  процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Каждое явление  можно рассматривать и как  причину и как результат.  Если тот или иной показатель рассматривается  как следствие, как результат  действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяющие поведение результативного признака, называются факторными, прогнозировать результаты деятельности, оценивать их чувствительность к изменению внутренних и внешних факторов.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем  детальнее исследуется влияние  факторов на величину результативного  показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества труда  предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.  Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения, прогнозировать результаты деятельности, оценивать их чувствительность к изменению внутренних и внешних факторов.

Под факторным  анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.7

Основные задачи факторного анализа:

  1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.
  2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Работа с факторной моделью (ее практическое использование для управления экономическими процессами).

 Прибыль  от реализации продукции в  целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого  уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции в натуральных измерителях Q;
  • структуры продукции D;
  • себестоимости С;
  • уровня цен  р .

Модель зависимости  прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:

                                                         n                                                 

П = Qобщ. × å Di ´ (pi - Ci)       (1)

                                                    i=1                                                

где n — количество наименований изделий в номенклатуре продукции.

 

Схематично модель факторного анализа можно представить следующим образом:

 

Рисунок 3. Схема факторного анализа прибыли.

Для упрощения  процедуры анализа может быть использован следующий порядок  изучения влияния факторов на прибыль:8

  1. рассматривается влияние факторов первого порядка (цена реализации и себестоимость) на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию;
  2. рассчитывается влияние факторов второго порядка (структурные сдвиги и удельная прибыль по каждому наименованию продукции) на усредненную величину прибыли на единицу продукции;
  3. оценивается влияние общего объема выпуска продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль от реализации.

   Объем продаж  продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на  сумму прибыли. Увеличение объема  продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

   Структура товарной  продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.9

   Себестоимость  продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости:  при увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастает и  наоборот.

Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации продукции