Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;
- определить задачи организации анализа прибыли на предприятии;
- провести факторный анализ прибыли на примере ОАО «Монди СЛПК».
Введение………………………………………………………....……....5
1. Методика проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции………………………………………………………………….….7
1.1 Прибыль – роль и значение в условиях рынка…………….………7
1.2 Методика расчёта влияния факторов на прибыли от реализации продукции……………………………………………...………………….…13
1.3 Резервы увеличения прибыли от реализации продукции, работ, услуг………………………………….…………………………...……….…21
2. Факторный анализ прибыли от реализации на примере ОАО «МондиаСЛПК»……………………………………….………………….…25
2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества «Монди СЛПК»…………………………….……….…...………25
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации предприятия ОАО «Монди СЛПК»………………………………..………….……………....…29
2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции
ОАО «Монди СЛПК»………………………….………………………...…37
Заключение……………………………………….…….………………...….40
Список используемой литературы……….………………………...………42
В выручке от реализации 2011 года полная себестоимость составляла 968,3%, в то время как в 2010 году она составила – 67,4%, а в 2009 году – 65,9%, т.е. наблюдается постоянный рост себестоимости продукции. Следовательно, прибыль от реализации в отчетном году составляла 16,4%, в предыдущем году – 18,5%, а в 2009 году – 18%, т.е. в период с 2009-2010 гг наблюдается рост прибыли от реализации продукции, несмотря на то, что себестоимость увеличилась. Положительное влияние на это оказало уменьшение коммерческих и управленческих расходов. В 2011 году наряду с увеличением себестоимости продукции увеличились и общие расходы, в следствии чего прибыль от реализации уменьшилась. С учетом выплаты налогов чистая прибыль от основной деятельности составила в отчётном периоде 4,4% в выручке (т.е. 4,4 коп. на рубль выручки), в предыдущем – 8,5%, а в 2009 году – 6,2%.
Вертикальный анализ доходов по отчету о прибылях и убытках наглядно показал удельный вес каждого вида полученных доходов в общей их сумме.
Динамику отдельных
показателей во времени можно
изучить с помощью
Таблица 3 Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках ОАО «Монди СЛПК» за 2009-2011 гг
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2010/ 2009,% |
2011/ 2010,% |
2011/ 2009,% |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
16025459 |
18604408 |
19660915 |
116,1 |
105,7 |
122,7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
10564723 |
12541543 |
13435064 |
118,7 |
107,1 |
127,2 |
Валовая прибыль |
5460736 |
6062865 |
6225851 |
111,0 |
102,7 |
114,0 |
Коммерческие расходы |
1310453 |
1421380 |
1559620 |
108,5 |
109,7 |
119,0 |
Управленческие расходы |
1269531 |
1208870 |
1452173 |
95,3 |
120,2 |
114,4 |
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010-020-030-040) |
2880752 |
3432615 |
3214058 |
119,2 |
93,6 |
111,6 |
Проценты к получению |
10351 |
2159 |
7531 |
20,9 |
348,8 |
72,8 |
Проценты к уплате |
165442 |
187767 |
109781 |
113,5 |
58,5 |
66,4 |
Доходы от участия в других организациях |
1393 |
8190 |
7175 |
609,8 |
87,6 |
515,1 |
Прочие доходы |
1872296 |
855822 |
1057301 |
45,7 |
123,6 |
56,5 |
Прочие расходы |
3231337 |
1779733 |
2214212 |
55,2 |
124,5 |
68,5 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1368013 |
2331286 |
1962072 |
170,4 |
84,2 |
143,4 |
Текущий налог на прибыль |
559938 |
622004 |
476604 |
118,2 |
76,6 |
85,1 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
699008 |
1573062 |
1220092 |
225,0 |
77,6 |
174,5 |
Анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 2, свидетельствует о том, что несмотря на финансовый кризис, хозяйствующий субъект в отчетном году добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности. Прибыль от продаж в 2009 году составила 2880752 тыс.руб., в 2010 году- 3432615 тыс.руб. и в 2011 году 3214058 тыс. руб.
За период с 2010 по 2011 г. прибыль снизилась на 6,4%, однако, по сравнению с 2009 г. прибыль предприятия возросла на 11,6%.
За истекший период выросла выручка от продажи продукции: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 5,7%, по сравнению с 2009 г. – на 22,7%.
Проведем расчет факторных влияний на прибыль от продаж продукции методом цепных подстановок.11 Сущность этого метода заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подстав-ляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Полученный результат сравнивается с базовым значением результирующего показателя, и это дает оценку влияния первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с предыдущим дает оценку влияния второго фактора.
Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.
При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов. Существует правило: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем – качественных факторов, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.
Прибыль от реализации товарной продукции находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топлива, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Для проведения
анализа составим аналитическую
таблицу, источником информации служат
данные бухгалтерского баланса и
отчет о прибылях/убытках
Таблица 4 Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от реализации
Показатели |
2010 |
2011 |
1. Выручка от продаж |
18604408 |
19660915 |
2. Себестоимость продукции |
12541543 |
13435064 |
3. Коммерческие расходы |
1421380 |
1559620 |
4. Управленческие расходы |
1208870 |
1452173 |
5. Прибыль (стр.1-2-3-4) |
3432615 |
3214058 |
Используемые сокращения:
ВР – выручка от реализации продукции;
З – затраты на производство (себестоимость);
КР – коммерческие расходы;
ПР – прибыль.
Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом:
1. Изменение прибыли за счет изменения выручки от реализации (тыс.руб.):
ПР0 = ВР0 - З0 - КР0 - УР0 = 18604408 – 12541543 – 1421380 – 1208870 = 3432615
ПРвр = ВР1 – З0 – КР0 – УР0 = 19660915 – 9316227 – 2292850 – 2957740 = 5094098
∆ПРвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) – (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) = 5094098 – 3432615 = 1661483
2. Изменение прибыли за счет
изменения себестоимости (тыс.
ПРсс = ВР1 – З1 – КР0 – УР0 = 19660915 – 13435064 – 2292850 – 2957740 = 975261
∆ПРсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) – (ВР1 - З0 - КР0 - УР0) = 975261 – 5094098 = - 4118837
3. Изменение прибыли за счет
изменения коммерческих
ПРкр = ВР1 – З1 – КР1 – УР0 = 19660915 – 13435064 – 1559620 – 2957740 = 1708491
∆ПРкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) – (ВР1 - З1 - КР0 - УР0) = 1708491 – 975261 = 733230
4. Изменение прибыли за счет изменения управленческих расходов (тыс.руб.):
ПРур = ВР1 – З1 – КР1 – УР1 = 3214058
∆ПРур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) – (ВР1 - З1 - КР1 - УР0) = 3214058 – 1708491 = 1505567
5. Проверка правильности
∆ПР = ПР1 – ПР0 = ∆ПРвр + ∆ПРcc + ∆ПРкр + ∆ПРур
∆ПР = 3214058 – 3432615 = 1661483 + (- 4118837) + 733230 + 1505567 =
= -218557 тыс.руб.
Несмотря на увеличение выручки от продаж прибыль предприятия снизилась на 218557 тыс.руб.
Расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Таким образом, перерасход по себестоимости продукции привел к снижению суммы прибыли от продажи на 4118837 тыс.руб.
Экономия на коммерческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 733230 тыс.руб.
Экономия на управленческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 1505567 тыс.руб.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.
Таблица 5 Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продажи отчетного периода
Показатели - факторы |
Сумма, тыс. руб. |
1. Выручка от продаж |
1661483 |
2. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг |
- 4118837 |
3. Коммерческие расходы |
733230 |
4. Управленческие расходы |
1505567 |
Совокупное влияние факторов |
-218557 |
По данной таблице видно, что значительное увеличение величины себестоимости оказало наиболее существенное отрицательное влияние на величину прибыли. Из этого можно сделать вывод, что организации необходимо сокращать затраты связанные с производством продукции, а также делать все необходимое для того чтобы предвидеть изменения цен и спроса на те или иные товары, услуги реализацией которых она занимается.
2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции
ОАО «Монди СЛПК»
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции (выполняемых работ, услуг). Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Призведём расчёт резервов увеличения прибыли:
2496 * 0,083=207,1.
Резерв роста
объемов реализации по первому
виду работ (подача и уборка
вагонов) обусловлен
17,04 * 200=3408
Снижению себестоимости могут послужить следующие факторы. Во-первых, большую часть себестоимости составляет арендная плата и обслуживание «тяжелого» оборудования, необходимого лишь при больших объемах работ, которые не наблюдались в прошедших периодах. В 2012 году планируется отказ от аренды этого оборудования. Во-вторых, при росте объемов реализации постоянные издержки останутся прежними, а переменные возрастут пропорционально объемам. Таким образом, складывается резерв для снижения себестоимости по погрузочно-разгрузочным работам.
Таблица 6 Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.
Источник резерва |
Величина резерва |
Увеличение объема продаж |
207,1 |
Снижение себестоимости |
3408 |
Итого |
3615,1 |
Из таблицы 6 видно, что основным резервом увеличения прибыли служит снижение себестоимости. Данный резерв составляет 3408 тыс. руб. А резерв прибыли за счёт увеличения объёма продаж составил 207,1 тыс.руб. Общую прибыль от данных видов работ за 2012 год планируется увеличить на 3615,1 тыс. руб.
Создать резервы увеличения прибыли можно так же за счёт новых рынков сбыта, на которых цена реализации будет больше, а следовательно, предприятие сможет увеличить размер своей прибыли.. За счёт новых поставщиков так же можно создать резервы увеличения прибыли.
Заключение
Наибольшее значение в жизнедеятельности любого предприятия является необходимость достижения увеличения финансового результата и максимализации прибыли от всех видов деятельности. Именно достижение прибыли определяет направление развития, как маленькой компании, так и крупной фирмы.
Вот почему, проблемы формирования доходов, распределения и использования прибыли в настоящее время имеют важное значение в повышении эффективности любого производства. В настоящих условиях работы предприятий имеется немало вопросов, связанных с повышением роли прибыли и рентабельности, которые требуют своего дальнейшего решения.
В этой ситуации
правильное толкование таких сложных,
разноплановых экономических
Проблемы анализа формирования, а особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.
В процессе анализа
использования прибыли
Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации продукции