Финансовый контроль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов. Работа состоит из трех глав, первая из которых раскрывает само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены двум его формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и негосударственному (т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции).docx

— 63.47 Кб (Скачать документ)

       На него возложены следующие  задачи:

     1. контроль за доходной и расходной  частью федерального  бюджета   в  ходе его исполнения;

     2. контроль состояния государственных  финансов  в  целом  (предоставление  высшим органам  законодательной   и  исполнительной  власти  отчетов  о финансовых операциях  Правительства РФ и состоянии  бюджетной системы;

     3. контроль совместно с Банком  России состояния государственного  внешнего и внутреннего долга  РФ;

     4. контроль государственных федеральных  внебюджетных фондов и  финансовых  отношений между ними и федеральным  бюджетом.

     Органы  Казначейства имеют право производить  проверки различных денежных документов,  отчетов  и  смет  в   государственных   органах,   банках, на предприятиях всех форм  собственности,  использующих  средства  федерального бюджета  и внебюджетных фондов, приостанавливать операции  по  их  счетам  в  банках. Они имеют  право  выдавать  предписания  о  взыскании  в  бесспорном порядке государственных  средств, с наложением штрафа в  размере  действующей учетной ставки  Центрального  банка  России,  а  также  налагать  штрафы  на коммерческие банки в  случае несвоевременного зачисления ими  поступающих  от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета  и  внебюджетных фондов в размере  действующей в данном банке процентной  ставки,  увеличенной на  10  пунктов.  Как правило,  органы   Казначейства   взаимодействуют   с налоговыми и правоохранительными органами.

     Следует отметить, что в  настоящее  время  не  предусмотрено  серьезной  административной или уголовной  ответственности  за  нецелевое  использование бюджетных средств, что резко снижает степень  эффективности государственного финансового  контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных  ресурсов дела были  доведены до суда. Решить эту проблему призван находящийся  в стадии проекта  закон  «О Государственном  финансовом контроле», предусматривающий   соответствующие санкции и механизм их применения.

     Одной из форм общегосударственного финансового  контроля является парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные комитеты и комиссии, функциями которых являются проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

     Особое  место  в  системе  финансового  контроля  со стороны   органов  представительной власти принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не  зависимый от  Правительства   РФ   постоянно   действующий   орган   государственного финансового контроля,  наделенный  широкими  полномочиями  и   подотчетный Федеральному Собранию  РФ.  Сфера полномочий  Счетной палаты  — контроль федеральной собственности и расходования  федеральных денежных  средств. Контролю  подлежат  все юридические лица  — государственные   органы   и учреждения,  включая государственные внебюджетные  фонды,  органы местного самоуправления,  коммерческие  банки,  страховые  фирмы,  а  также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации —  в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета  и  внебюджетных  фондов,  использованием  федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и  иных  льгот, предоставленных федеральными органами. Перед  должностными  лицами  Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:

     1. организация контроля исполнения  федерального  бюджета  и   внебюджетных фондов;

     2. подготовка  предложений по устранению  обнаруженных   нарушений   и упорядочению бюджетного процесса;

     3. оценка эффективности и целесообразности  расходования  государственных средств,  в  том  числе  предоставленных   на  возвратной   основе,   и использования федеральной  собственности;

     4. определение степени  обоснованности  статей проектов   федерального  бюджета и внебюджетных фондов;

     5. финансовая экспертиза, т. е. оценка  финансовых  последствий  принятия  федеральных законов  для   бюджета;  контроль  поступления   и  движения бюджетных средств  на счетах банков;

     6. регулярное  представление  Совету  Федерации  и  Государственной   Думе информации  о ходе   исполнения   федерального   бюджета;   контроль поступления  в федеральный  бюджет  денежных  средств  от  приватизации государственной  собственности, продажи и управления  ею.

     Счетная палата обязана также контролировать состояние  государственного внутреннего  и внешнего долга РФ,  а также  деятельность  Центрального  банка  России по обслуживанию государственного долга,  эффективность  использования  иностранных  кредитов  и  займов,  получаемых  Правительством  РФ,  а  также предоставление Россией  финансовых и материальных ресурсов в форме  займов  и на   безвозмездной   основе   иностранным   государствам   и   международным  организациям.

     Основные  методы  контроля,  проводимого   Счетной   палатой-   тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по  устранению  выявленных нарушений,  возмещению  причиненного  государству  ущерба  и  привлечению  к ответственности, в том  числе  к  уголовной,  должностных  лиц,  виновных  в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная  палата направляет представление  руководителю  проверяемого   предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в  нем  срок.  При выявлении  фактов  грубых  нарушений  законности  и  финансовой  дисциплины, наносящих  государству прямой ущерб, или при  несоблюдении  порядка  и  сроков рассмотрения  представлений  Счетной   палаты   она   имеет   право   давать предписания, обязательные для  исполнения.  В  случае  если  предписания  не исполняются, Коллегия  Счетной  палаты  по  согласованию  с  Государственной Думой может  принять  решение  о  приостановлении  финансовых,  платежных  и расчетных  операций по  счетам  юридического  лица.  Предписание  может  быть обжаловано в судебном порядке.

     По  закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

     Помимо  рассмотренных выше органов финансового  контроля, в России  существует ряд  специализированных органов  финансового  контроля,  сферой  деятельности которых является конкретная область  финансов, например  налогообложение или страхование.

     В связи с повышением роли налогов  в  доходах  государства  при  переходе  к рыночной экономике  стало необходимым выделение  органов  налоговой  службы  в  особую систему.  Главная  задача  налоговых  органов  —  обеспечение  единой системы контроля за соблюдением  налогового  законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты   налогов   и   других обязательных платежей.

     Система  налоговых  органов,  подчиняющаяся  Президенту  РФ,  включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные  налоговые инспекции  в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное  оперативное  звено —  городские  и  районные  налоговые   инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный   налоговый   контроль  и ведут    учет налогоплательщиков.  В  свою   очередь   Федеральное налоговое ведомство контролирует  деятельность  нижестоящих  налоговых   органов,   координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими   контролирующими   и правоохранительными органами.

     Налоговые   органы   имеют   право   в   соответствии   с   налоговым  законодательством:

  • проверять  любые  денежные  документы  у  юридических   и

     физических  лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства; 

  • получать  от  них  необходимые  справки  и  сведения  (за исключением  составляющих  коммерческую  тайну); 
  • контролировать  соблюдение хозяйствующими  субъектами  налогового   законодательства   и   правильность исчисления налогов;
  • обследовать любые используемые  для  извлечения  доходов производственные,  складские   и    торговые   помещения; 
  • применять   меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан,  включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции  по  счетам  в банках.

     Налоговые инспекции также  имеют  право  наложения  административных штрафов  и принудительного взыскания  недоимок по налогам в бюджет.

     Особая  роль  в   осуществлении   финансового   контроля   принадлежит

     Центральному  банку России  (ЦБР).  Как  орган  государственного  управления, наделенный властными полномочиями, он  организует  и  контролирует  денежно-кредитные  отношения в  стране.  ЦБР  осуществляет  надзор  за  деятельностью коммерческих банков. С этой  целью  создано  специальное  подразделение  — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение  коммерческими банками банковского законодательства  и   установленных   ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов    нарушений или предоставлении  банками неполной  или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида  нарушения вправе  прибегнуть  к определенным  методам воздействия:

  • выполнение   требований   ЦБР   по   финансовому   оздоровлению;
  • реорганизация;
  • замена  руководства  коммерческого  банка; 
  • применение  более жестких нормативов;
  • запрет на проведение отдельных операций  и  на  открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначение временной администрации в  банк на срок до полутора лет;
  • отзыв  лицензии  и ликвидация банка.

     На  Государственный  таможенный  комитет  (ГТК)  возложен  контроль  за соблюдением  налогового  и  таможенного  законодательства  при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации.

     Деятельность  Федеральной  службы  по  валютному  и  экспортному   контролю, тесно  связана с ЦБР  и  ГТК.  Основной  задачей  Службы являются  поиск  и  пресечение   «лазеек»   в   валютном   законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный  отток валютных активов за  рубеж, создание банка данных потенциальных  нарушителей валютного законодательства.

     Служба  по валютному и экспортному контролю имеет  право:

  • проверять  все финансовые  документы организаций,   осуществляющих   внешнеэкономическую деятельность; 
  • поднимать  вопрос  о  приостановлении   лицензий   на   право осуществления такт операций в случаях  выявления  несоблюдения  валютного  и экспортного законодательства,  непредставления  отчетных  документов. 
 

     2.2. Пути внедрения  государственного  аудита

     Анализ  организационных изменений, произошедших в сфере государственного финансового  контроля за последний период, позволяет  отметить несколько общих тенденций. Во-первых, произошло разделение и  углубление контрольных функций  и контрольных полномочий. Это  нашло отражение в образование  специализированных контрольных органов (налоговые органы, казначейство); расширении сфер финансового контроля, определении  и законодательном закреплении  форм и методов контрольных мероприятий, прав и обязанности сторон. С углублением  внешнего государственного контроля, государственный ведомственный  и внутренний контроль начали резко  сокращаться, и практически сошли  на нет, перейдя в форму внутреннего  контроля, осуществляемого формально  в рамках системы бухгалтерского учета.

     Такие изменения в контрольной системе, несмотря на преимущество, получаемые от более или менее эффективной  системы налогового и казначейского  контроля, во многом ослабили государственный  контрольный механизм. Контроль из всеобщей постоянной системы превратился  в процедуру проведения разовых  мероприятий.

     Главный недостаток проявился в распаде  общей системы государственного контроля на отдельные функции, что  привело к отсутствию целостной  оценки деятельности государственных  организаций как комплекса, анализа  достигнутых ими конечных результатов. Даже там где продолжали функционировать контрольно-резервные органы (например, контрольно- резервные органы Минфина России), как таковая комплексная оценка отсутствовала, поскольку все чаще стали проводиться проверки по заданиям правоохранительных органов или целевые тематические проверки с привлечением разных контрольных органов.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория