Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов. Работа состоит из трех глав, первая из которых раскрывает само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены двум его формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и негосударственному (т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм.
Как
известно, государственный финансовый
контроль осуществляется на основе принципов
законности, независимости, разграничения
функций и полномочий органов
государственного финансового контроля,
подотчетности органов
Настоящее реформирование системы органов исполнительной власти в стране требует серьезного переосмысления роли, задач, системы и организации всего государственного финансового контроля, в том числе и ведомственного. Создан специальный орган в системе исполнительной власти – для организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Ведомственный
контроль в условиях административной
реформы приобретает двойную
направленность. С одной стороны,
это – контроль ведомства в
пределах сферы деятельности, в нашем
случае, финансовой. Объектами контроля
становятся все, кто, так или иначе,
имеет дело с бюджетом и финансами
вообще. С другой стороны, это –
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью в
Все федеральные органы исполнительной власти получают для финансирования своей деятельности, какой бы характер она не носила, бюджетные средства. Их использование и служит объектом, предметом ведомственного финансового контроля. Это обязанность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ, никто не отменил.
Итак,
ведомственный финансовый контроль
– обязательная и неотъемлемая составная
часть общей системы
Органы ведомственного финансового контроля должны:
Глава 3. Негосударственный финансовый контроль
3.1.
Осуществление
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.
Контроль со стороны коммерческих банков.
Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в
Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме
того, ежегодному аудиторскому контролю
подлежат предприятия (за исключением
государственных и
Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Все
аудиторские услуги платные.
Отношения аудиторской фирмы
с клиентами, как правило, оформляются
договором с оплатой услуг
по договорным ценам. Если аудиторская
проверка производится на основе поручения
судебных органов при наличии
уголовного дела, принятого к производству,
или дела, подведомственного арбитражному
суду, то оплата аудиторской
услуги производится за счет
проверяемой организации по
тарифам, утверждаемым Правительством
РФ, а в случае финансовой несостоятельности
— за счет средств государственного
бюджета с последующим возмещением
из имущества проверяемой организации,
признанной судом банкротом.
Заключение
Рассмотрев все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем, можно сделать некоторые выводы.
К
проблемам государственного контроля
можно отнести, в первую очередь,
контроль по подготовке проекта бюджета
и его исполнением, оценку эффективности
организационных и
Важным есть обновление и функций внутреннего контроля. Его организация возложена на руководителя предприятия.
В
осуществлении внутреннего
Обновление внутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.
.
Список литературы
проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2005;
Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория