Введение
Глава 1. Бухгалтерская
отчетность малых предприятий
1.1. Общие понятия
и нормативное регулирование
1.2. Требования к
бухгалтерской отчетности организации
1.3. Состав бухгалтерской
отчетности малых предприятий
Глава 2. Содержание
и порядок составления отчетности
малых предприятий
2.1. Подготовка к
составлению бухгалтерской отчетности
2.2. Содержание и
порядок формирования показателей
бухгалтерского баланса
2.3. Отчет о прибылях
и убытках
Заключение
Библиографический
список
Введение
Западная практика
показывает, что стабильность экономики
зависит от того, насколько развит
в стране малый бизнес. В России
же проблема развития малых
предприятий является наиболее
актуальной. В ближайшем будущем
объем малого и среднего бизнеса
в структуре российской экономике
должен увеличиться вдвое —
до 40 %. Однако дальнейшее развитие
будет затруднено, учитывая сырьевую
структуру российской экономики.
Выходом в сложившейся
ситуации является дальнейшее
развитие законодательной базы
для малых предприятий, определяющей
благоприятный климат для их
функционирования в экономике,
а также производственной базы
малых предприятий, что, несомненно,
связано со значительными инвестициями
в этот сектор экономики.
В настоящее
время наблюдаются позитивные
сдвиги в решении этих проблем.
Так, Торгово-промышленной палатой
и Российским союзом промышленников
и предпринимателей уже ведется
совместная работа над новым
законом о малом бизнесе, в
который наряду с понятием
малого предприятия впервые будет
введено понятие среднего бизнеса.
Предполагается изменить параметры
отнесения предприятия к малому
бизнесу (что дает фирме возможность
воспользоваться специальными режимами
налогообложения — упрощенной
формой для малых предприятий
и единым налогом на вмененный
доход), передать все налоговые
поступления от малого бизнеса
в регионы и др.
Помимо законодательных
проблем у малого бизнеса есть
немало других сложностей. Наиболее
актуальной является проблема
кредитования малого бизнеса,
его ресурсного обеспечения. Из-за
низкой залогоспособности малых
предприятий только 2 % малых фирм
получают кредиты в банках. Единственная
надежда — международные финансовые
организации и иностранные инвесторы.
Они не боятся кредитовать
малый российский бизнес. Так,
недавно Всемирным банком было
выделено свыше 300 млн. долл. на
эти цели.
В этих условиях
для инвесторов и кредиторов,
как отечественных, так и иностранных,
очень важным является информация
об имущественном и финансовом
положении предприятия. Поэтому
правильное формирование показателей
бухгалтерской отчетности малых
предприятий, ее полнота и достоверность
имеют решающее значение для
целей развития малого бизнеса.
Именно бухгалтерская отчетность
организации является источником
информации, которая определяет
ее позиционирование в среде
инвесторов и кредиторов.
В настоящее
время бухгалтерская отчетность
максимально приближена к Международным
стандартам финансовой отчетности,
чему во многом способствовали
изменения, внесенные приказом
Минфина РФ “О формах бухгалтерской
отчетности организаций”. Этим приказом
утверждены новые “Указания об
объеме форм бухгалтерской отчетности”
и “Указания о порядке составления
и представления бухгалтерской отчетности”,
а также рекомендуемые формы отчетности.
Бухгалтерская
отчетность малых предприятий
многовариантная и ее состав
зависит от размера малого
предприятия, вида его деятельности
и формы бухгалтерского учета,
которая определяется им самостоятельно.
Изложенное выше
определило структуру и содержание
данной курсовой работы, в которой
рассматривается бухгалтерская
отчетность малых предприятий,
ведущих бухгалтерский учет с
применением регистров журнально-ордерной
формы, так как отчетность этой
категории малых предприятий
наиболее полно отражает их
финансово-хозяйственное положение.
Частично затрагиваются вопросы
учета с использованием сокращенного
рабочего Плана счетов.
Первая глава
данной работы посвящена рассмотрению
общих вопросов, касающихся бухгалтерской
отчетности малых предприятий.
Рассматриваются понятие, значение
и виды бухгалтерской отчетности,
критерии отнесения предприятий
к категории малых, нормативное
регулирование деятельности малых
предприятий и их бухгалтерской
отчетности, ее состав и требования,
предъявляемые к ней.
Во второй главе
рассматривается порядок составления
бухгалтерской отчетности: бухгалтерского
баланса и отчета о прибылях
и убытках. Рассматриваются также
последние изменения в бухгалтерской
отчетности.
В приложении
приводятся заполненные формы
бухгалтерского баланса и отчета
о прибылях и убытках в соответствии
с приказом Минфина РФ от 22.07.2003
г. № 67н “О формах бухгалтерской
отчетности организаций” (с изм.
и доп. от 31.12.2004 г.).
Глава 1. Бухгалтерская
отчетность малых предприятий
1.1. Общие понятия
и нормативное регулирование
Составление отчетности
является завершающим этапом
учетного процесса. В соответствии
с учетной моделью, основывающейся
на выполнении задачи предоставления
информации, необходимой для принятия
экономически обоснованных управленческих
и деловых решений, бухгалтерская
отчетность представляет собой
систему показателей, полученных
на основе данных учета, характеризующих
имущественное и финансовое положение
организации (предприятия) и результаты
ее хозяйственной деятельности
за отчетный период.
Отчетность выполняет
важную функциональную роль в
системе экономической информации.
Она интегрирует информацию всех
видов учета (бухгалтерского, статистического,
оперативно-технического), обеспечивает
связь и сопоставление плановых,
нормативных и учетных данных,
представленных в виде таблиц,
удобных для восприятия информации
всеми пользователями.
Бухгалтерскую
отчетность организаций классифицируют
по трем основным признакам:
периодичности составления; объему
сведений, содержащихся в отчетности;
степени обобщения отчетных данных.
В зависимости
от охватываемого периода деятельности
организации различают промежуточную
и годовую отчетность. Промежуточной
считается отчетность, составленная
на внутригодовую дату (месячная,
квартальная). Месячная и квартальная
отчетность составляется нарастающим
итогом с начала отчетного
года. Отчет по итогам за год
является годовым отчетом. При
этом согласно ст. 14 Федерального
закона “О бухгалтерском учете”
отчетным годом для всех организаций
считается календарный год —
с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для
вновь созданных организаций
является период с даты их
государственной регистрации по
31 декабря соответствующего года,
а для организаций, созданных
после 1 октября, разрешается считать
первым отчетным годом период
с даты их регистрации по 31
декабря следующего года.
По объему содержащихся
сведений в отчетности выделяют
внутреннюю и внешнюю отчетность.
При этом внутренняя отчетность
включает информацию о работе
какого-либо подразделения организации.
Составление внутренней отчетности
вызывается необходимостью осуществления
контроля за работой своих
структурных подразделений. Внешняя
отчетность характеризует деятельность
организации в целом и является
источником информации для внешних
пользователей, заинтересованных
в сведениях о характере деятельности,
доходности, имущественном положении.
По степени
обобщения отчетных данных различают:
первичные отчеты, составленные
непосредственно организациями,
и сводные (консолидированные), составленные
вышестоящими или материнскими
организациями (компаниями, фирмами)
на основе первичных отчетов.
Бухгалтерская
отчетность как источник информации
о деятельности организации используется,
прежде всего, для управления
ее экономикой и принятия необходимых
мер по ее развитию. Тщательное
изучение и анализ показателей
отчетности дают возможность
выявлять недостатки в работе
и определять пути их устранения.
Обобщенная информация
о деятельности организации используется
различными заинтересованными пользователями
для принятия определенных деловых
решений. Исходя из интересов
информационных потребностей пользователей
бухгалтерской отчетности, их можно
разделить на две категории:
внутренние пользователи отчетности;
внешние пользователи отчетности.
К внутренним
пользователям бухгалтерской отчетности
относятся руководители организации
и структурных подразделений
всех уровней, которые по данным
отчетности выявляют потребности
в финансовых ресурсах, оценивают
правильность и эффективность
принятых инвестиционных решений,
определяют основные направления
политики дивидендов, осуществляют
прогнозные расчеты финансовых
показателей предстоящих отчетных
периодов и т. д.
К внешним пользователям
бухгалтерской информации о деятельности
организации относятся те, которые
находятся вне организации, но
имеют или хотели бы иметь
в ней финансовую заинтересованность.
Среди них акционеры и потенциальные
инвесторы, кредиторы, поставщики
и покупатели, государственные органы
и др. По данным бухгалтерской
отчетности внешние пользователи
информации получают возможность:
1) принять решение
о доверии к организации как
партнеру и целесообразности
ведения с ней дел;
2) определить условия
кредитования и возможности возврата
кредита;
3) оценить ее способность
выплачивать дивиденды;
4) проверить правильность
расчета налогов;
5) судить о надежности
деловых связей, суммах, времени
и рисках, связанных с ожидаемыми
доходами, и т. д.
Внешние пользователи
бухгалтерской отчетности, не имея
доступа к бухгалтерским документам
и учетным регистрам, для принятия
деловых решений используют только
обобщенные данные, приведенные
в отчетности. Для того чтобы
они могли читать и понимать
эту отчетность, она должна быть
составлена по определенным правилам.
Бухгалтерская
отчетность в настоящее время
регламентируется и регулируется
следующими документами:
1) Федеральным законом
“О бухгалтерском учете”;
2) Положением по
ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
РФ;
3) ПБУ “Бухгалтерская
отчетность организации”;
4) Приказом Минфина
РФ “О формах бухгалтерской
отчетности организаций”.
Документы, регулирующие
отдельные вопросы бухгалтерской
отчетности:
1) “События после
отчетной даты” ПБУ 7/98, утвержденное
Приказом Минфина РФ от 25.11.1998
г. № 56н;
2) ПБУ “Доходы
организации”;
3) ПБУ “Расходы
организации”;
4) ПБУ “Информация
об аффилированных лицах” ПБУ
11/2000, утвержденное Приказом Минфина
РФ от 13.01.2000 г. № 5н (с изм.
и доп. от 30.03.2001 г.);
5) ПБУ “Информация
по сегментам” ПБУ 12/2000, утвержденное
Приказом Минфина РФ от 27.01.2000
г. № 11н.
Основными нормативно-правовыми
актами, регламентирующими деятельность
малых предприятий в РФ, являются:
1) Федеральный закон
от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ “О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ” (с изм. и доп. от
31.07.1998 г., 21.03.2002 г., 22.08.2004 г.);
2) Налоговый кодекс
РФ ч. 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и
ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изм.
и доп. от 30.03., 09.07.1999 г., 02.01., 05.08., 29.12.2000
г., 24.03., 30.05., 6, 7, 08.08., 27, 29.11., 28, 29, 30, 31.12.2001
г., 29.05., 24, 25.07., 24, 27, 31.12. 2002 г., 6, 22, 28.05., 6,
23, 30.06., 07.07., 11.11., 8, 23.12.2003 г., 05.04., 29, 30.06., 20,
28, 29.07., 18, 20, 22.08., 04.10.2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29,
30 июня, 1, 18, 21 июля 2005г.);