Формы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. После приемки информация с первичного документа переносится в учетные регистры, а на самом документе делается специальная отметка, исключающая возможность ее повторного использования. Совокупность средств (вручную или с использованием средств автоматизации) и приемов, с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации (сведений из первичных документов) понимается под термином техника бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3
История развития форм бухгалтерского учета………………………………………..…5
Формы счетоводства…………………………………………………………………………………..7
Мемориально-ордерная форма…………………………………………….……………..7
Журнально-ордерная форма………………………………………………..……………….9
Упрощенная форма………………………………………………………….…………………..13
Тенденции развития форм бухгалтерского учета…………………….………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…………….……..………….20
Практическое задание……………………………………………………….………….………..…………..22
Список используемых источников……………………………………..…………..…………………..46

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 224.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3

  1. История развития форм бухгалтерского учета………………………………………..…5
  2. Формы счетоводства…………………………………………………………………………………..7
    1. Мемориально-ордерная форма…………………………………………….……………..7
    1. Журнально-ордерная форма………………………………………………..……………….9
    2. Упрощенная форма………………………………………………………….…………………..13
  1. Тенденции развития форм бухгалтерского учета…………………….………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…………….……..………….20

Практическое задание……………………………………………………….………….………..…………..22

Список используемых источников……………………………………..…………..…………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных  операциях на основе первичных учетных  документов составляются сводные учетные  документы. После приемки информация с первичного документа переносится  в учетные регистры, а на самом  документе делается специальная  отметка, исключающая возможность  ее повторного использования. Совокупность средств (вручную или с использованием средств автоматизации) и приемов, с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации (сведений из первичных документов) понимается под термином техника  бухгалтерского учета.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету  первичных учетных документах, составляются сводные учетные документы - учетные  регистры, которые в зависимости  от степени автоматизации могут  составляться на бумажных и машинных носителях информации (в электронном  виде).

В настоящее время одним из самых распространенных видов регистров, применяемых организациями являются карточки. Каждая карточка рассчитана на определенное количество записей. После того как вся карточка заполнена, записи продолжают вестись на новом бланке той же карточки, с присвоением ему очередного порядкового номера страницы. Карточки открываются на год. Открытие карточки регистрируется в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В основном они используются для аналитического учета товарно-материальных ценностей, затрат на производство, различных расчетов. Сочетание различных учетных регистров и технических средств образуют разные формы бухгалтерского учета. После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре на бухгалтерской проводке или на самом первичном документе делается соответствующая отметка для облегчения последующей проверки правильности разноски.

Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения  хозяйственных операций, образует форму  бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

По окончании месяца на каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и  аналитических регистров обязательно  сверяются путем составления  оборотных ведомостей или другим способом. Свободные листы могут  применяться в качестве учетных  регистров для всех видов учетных  записей. Они просты в изготовлении и экономичны в использовании. После  утверждения годового отчета учетные  регистры группируются, переплетаются  и сдаются на хранение в текущий  архив организации.

Форма бухгалтерского учета – это  организация информационной системы, обеспечивающая в определенной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологических  и систематических записей, синтетического и аналитического учета в целях  осуществления текущего контроля фактов хозяйственной жизни и составления  отчетности. Различают мемориально-ордерную, журнально-ордерную, упрощенную и автоматизированную формы бухгалтерского учета.

Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя  перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей  в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем  и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность  производственно процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.

Основными признаками, определяющими  ту или иную форму, являются:

  • виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;
  • последовательность и способы записи в них;
  • применение средств вычислительной техники

Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы. Цель курсовой работы: изучить  формы бухгалтерского учета. Задачей  является рассмотрение истории и  сущности мемориально-ордерной, журнально-ордерной и упрощенной форм учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития форм бухгалтерского учета

За годы, прошедшие со времени  возникновения бухгалтерского учета, его формы потерпели весьма существенные изменения. На ранних ступенях развития учет велся самим владельцем предприятия  с целью организации наблюдения и контроля   за   сохранностью   его   имущества   и   размером получаемого дохода.

Лишь с  развитием  капиталистического производства  учет- «ведение книг» - выделяется «...в самостоятельную функцию особых агентов, которым она исключительно поручается». В этот период возникают начальные формы бухгалтерского учета, впервые описанные в литературе 15 века.

В начале 20 века в условиях развития крупных капиталистических монополий  требования к учету намного возросли. На смену книгам были выдвинуты новые  формы регистров - карточки и свободные  листы, которые облегчили учетный  труд и позволили применить раскладку  и копирование, весьма упростившие  многие трудоемкие работы, устранившие  многократность переписывания и  создавшие условия для использования  в учете машинной техники. (7,с.93)

В социалистических условиях коренным образом изменились содержание, цели и задачи учета. Уже в период восстановления народного хозяйства (1921-1925г.г.) обнаружилась вся отсталость учетной техники, доставшейся нам от царской России. Работники учета стали искать пути построения новых, современных  учетных форм.

Одной из первых форм учета, созданных  в советских условиях, стала так  называемая карточно-ордерная форма. Распространение  ее относится к 1925-1927 г.г. Однако эта форма не нашла широкого распространения на практике ввиду того, что выписка отдельных ордеров на каждую хозяйственную операцию не уменьшала затрат труда, а, наоборот, увеличивала их и делала учетные регистры плохо обозримыми.

Все это заставляло искать другие пути рационализации учета.

На базе карточно-ордерной формы  была создана карточно-копировальная  форма («копиручет»), которая была впервые  применена в советских торговых предприятиях в 1927 году.

Эта форма была распространена лишь на торговых предприятиях. Попытки  внедрить ее в учет на промышленных предприятиях не увенчались успехом  вследствие большой сложности промышленного  учета, хотя отдельные принципы, в  частности, копирование записей, нашли  там применение.     

Развитие форм учета предполагает последовательное преобразование их первоначальной структуры, ярко выраженной в староитальянской форме. Все последующие формы  были ее логическим преобразованием. (20, с.124)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы бухгалтерского учета

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 1928-1930 годах. Ее создание происходило путем постепенного внедрения в учет наиболее рациональных технических средств и приемов.

По данным первичных учетных  документов составляются мемориальные ордера, в которых указывается  корреспонденция счетов по данным операциям, что позволяет упорядочить записи в синтетическом учете.

Мемориальный ордер может также  составляться на основе сводного документа, объединяющего данные однородных первичных  документов, или на основании итоговых показателей накопительной ведомости, в которой эти данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, на основании которых составлен  мемориальный ордер, обязательно к  нему прилагаются.

В настоящее время за каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер  в месяц. По операциям, не поддающимся  систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

Мемориальные ордера подписываются  главным бухгалтером либо его  заместителем, а также исполнителем. Ордера регистрируются в регистрационном  журнале, который является хронологическим  регистром синтетического учета. Регистрационный  журнал предназначен для порядковой нумерации мемориальных ордеров  и контроля их сохранности вместе с подшитыми к ним документами, а также для последующей проверки полноты охвата хозяйственных операций системным регистром синтетического учета. Эта проверка осуществляется сличением в конце месяца итогов регистрационного журнала (по кредиту) с итогами оборотов по дебиту и отдельно - по кредиту всех синтетических счетов, выводимых в оборотной ведомости по синтетическим счетам.

После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в  Главной книге. Главная книга  или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета  на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности, то есть по шахматному принципу. В ней регистрируются только текущие обороты. Сальдо по счетам в  ней не выводится.

Главная книга является основой  для составления оборотной ведомости  по счетам синтетического учета. При  этом структура Главной книги  облегчает составление шахматной  оборотной ведомости, последняя  непосредственно заполняется итогами  каждого счета. Значительно облегчает  здесь подготовку записей в учетные  регистры, особенно регистры синтетического учета, использование накопительных  и группировочных ведомостей.

Записи в регистры аналитического учета ведутся непосредственно  с документов, подшитых к мемориальным ордерам. Проверка правильности аналитического и синтетического учета осуществляется путем составления оборотной  ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости  по синтетическим счетам. Мемориально-ордерную форму счетоводства можно представить в виде схемы (рис.1).

Рис. 1 – Мемориально-ордерная форма учета

 

 

В настоящее время при ведении  учета по мемориально-ордерной форме  широко используются различные виды вычислительных машин. (19, с.99-101)

Достоинствами мемориально-ордерной формы учета являются:

  • строгая последовательность учетного процесса;
  • простота и доступность учетной техники;
  • широкое использование стандартных форм аналитических регистров;
  • возможность разделения учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатки мемориально-ордерной формы:

  • многократность записей одной и той же суммы в учетные регистры, увеличивается объем работ, а значит, и вероятность допущения ошибок;
  • отсталость и открываемость аналитического учета от синтетического;
  • приспособленность к использованию ручного труда и средств малой механизации. (5, с.235)

Журнально-ордерная форма

В основу журнально-ордерной формы  учета положен принцип накапливания данных первичных учетных документов таким образом, чтобы обеспечивать синтетический и аналитический  учет средств и хозяйственных  операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание данных производится в учетных регистрах, что позволяет  отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по использованию  этих средств за отчетный месяц и  исключает необходимость составления  мемориальных ордеров.

Хронологическая и систематическая  запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, при этом журнал регистрации  хозяйственных операций не ведется.

Записи в регистры производятся в разрезе показателей, позволяющих  осуществлять руководство за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия, а также  для составления промежуточной  и годовой отчетности.

В журнально-ордерной форме бухгалтерского учета применяются, как правило, два вида учетных регистров –  журналы-ордера и вспомогательные  ведомости. В целях группировки  некоторых учетных данных могут  применяться и специальные разработочные  таблицы.

Журналы-ордера являются основными  регистрами бухгалтерского учета, вспомогательные  ведомости применяются в тех  случаях, когда необходимо сгруппировать  аналитические данные первичных  документов. Итоги ведомостей переносят  в журналы-ордера.

В основу построения как журналов – ордеров, так и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета