Формы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. После приемки информация с первичного документа переносится в учетные регистры, а на самом документе делается специальная отметка, исключающая возможность ее повторного использования. Совокупность средств (вручную или с использованием средств автоматизации) и приемов, с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации (сведений из первичных документов) понимается под термином техника бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3
История развития форм бухгалтерского учета………………………………………..…5
Формы счетоводства…………………………………………………………………………………..7
Мемориально-ордерная форма…………………………………………….……………..7
Журнально-ордерная форма………………………………………………..……………….9
Упрощенная форма………………………………………………………….…………………..13
Тенденции развития форм бухгалтерского учета…………………….………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…………….……..………….20
Практическое задание……………………………………………………….………….………..…………..22
Список используемых источников……………………………………..…………..…………………..46

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 224.31 Кб (Скачать документ)

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу, по данным которой  составляется сальдовый баланс с  использованием в необходимых случаях  отдельных показателей из учетных  регистров.

Исходя из принципа регистрации  учетных данных по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета в корреспонденции с  дебетуемыми счетами производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты  по соответствующему синтетическому счету  выявляются в различных журналах-ордерах, по мере того, как в них производится регистрация записей по кредиту  корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную  книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.

Дебетовые обороты по счетам, по которым  синтетический и аналитический  учет ведется в единых регистрах, также находят отражение в  журналах-ордерах, предназначенных  для регистрации записей по кредиту  этих счетов. Журналы-ордера, в которых  наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и  аналитический учет, содержат два  раздела: в одном записываются операции по кредиту счета, в другом отражаются показатели аналитического учета.

Журналы-ордера построены таким  образом, что в них отражаются однородные по экономическому содержанию операции, а также операции, связанные  между собой, поэтому некоторые  журналы-ордера предназначены для  отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В  этом случае для каждого из них  в регистре отведен раздел или  графа.

В целях обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрены  типовая корреспонденция по кредиту  счетов и перечень показателей, необходимых  для составления месячной, квартальной  и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, также предусмотрены  необходимые позиции аналитического учета. (4, с.42-44)

В основу построения единой журнально-ордерной формы бухгалтерского учета положены следующие важнейшие принципы:

  • записи в журналах-ордерах производятся в порядке регистрации операций только по кредиту счета в корреспонденции с дебетом счетов;
  • совмещение в единой системе записей синтетического и аналитического учета;
  • отражение в учете хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления периодической и годовой отчетности;
  • применение журналов-ордеров по сетам, связанных друг с другом экономически;
  • применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, показателями, необходимыми для составления отчетности;
  • применение месячных журналов-ордеров.

Итоговые записи в журналах-ордерах  подлежат обязательной сверке с данными  первичных документов, что позволяет  контролировать правильность учета  хозяйственных операций. Если записи в журналах-ордерах не могут быть проконтролированы путем их сопоставления  с соответствующими показателями других учетных регистров, общий итог по кредиту проставляется на основе подсчета сумм по первичным документам.

Суммы, относимые в дебет счетов, по которым аналитический учет ведется  в соответствующих им журналах-ордерах  или ведомостях, расшифровываются и  группируются по субсчетам или статьям  аналитического учета. Такая расшифровка  может осуществляться в специальных  листках-расшифровках, составляемых по дебетовому признаку, то есть на каждый дебетуемый счет открывается отдельный  листок-расшифровка.

В журналах-ордерах, в которых отражаются аналитические данные, записи по ним  производятся итогами за месяц, при  этом итоги устанавливаются подсчетом  сумм по соответствующим документам, предварительно сгруппированным в  разрезе требующихся аналитических  данных.

На всех регистрах указывается  название месяца, в котором они  заполняются, а в необходимых  случаях и наименования синтетических  счетов. В конце месяца регистры подписываются лицами, производившими записи. Все журналы-ордера подписываются  главным бухгалтером предприятия  или уполномоченным им на то лицом. В регистрах, из которых необходимые  показатели переносятся в Главную  книгу или в другие регистры, делается соответствующая отметка.

Главная книга используется для  обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных  записей по отдельным счетам и  для составления отчетного баланса. В Главной книге показывается вступительное сальдо, текущие обороты  и исходящее сальдо по каждому  синтетическому счету. Запись текущих  оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных  данных, отраженных в журналах-ордерах.

В Главной книге текущие обороты  производятся только по счетам первого  порядка. Обороты по кредиту каждого  синтетического счета отражаются одной  записью, а обороты по дебету - в  корреспонденции с кредитуемыми счетами. На рис. 2 схематично представлена журнально-ордерная форма учета.

Проверка правильности записей, произведенных  в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых  и кредитовых оборотов, а также  дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Рис. 2 – Журнально-ордерная форма учета

Главная книга открывается на год, на каждый счет отводится один или  два листа. Если открываются два  листа, то второй лист используется как  вкладной к основному. (12,с.208)

Упрощенная форма

Малым предприятиям с простым технологическим  процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и  имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более  ста в месяц), рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета, предусмотренной Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина  Российской Федерации от 21 декабря 1998 года №64н.

Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий  План счетов бухгалтерского учета хозяйственных  операций, который позволит вести  учет средств и их источников в  регистрах бухгалтерского учета  по основным счетам и тем самым  обеспечивать контроль за наличием и  сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. (12, с.178)

Упрощенная форма бухгалтерского учета может вестись:

по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров  бухгалтерского учета имущества  малого предприятия);

по форме бухгалтерского учета  с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета.

Малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с  большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем  их регистрации только в Книге  учета фактов хозяйственной деятельности.

Помимо Книги малое предприятие  должно вести ведомость учета  заработной платы, в которой учитываются  расчеты по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц  с бюджетом.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании  которого можно определить наличие  имущества и денежных средств, а  также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.

Книга содержит все счета из рабочего плана счетов, утвержденного малым  предприятием, и позволяет вести  учет хозяйственных операций на каждом из них.

Вести книгу можно в виде ведомости, открывая ее на месяц, используя при  необходимости вкладные листы для  учета операций по счетам. Если Книга  открывается для учета операций в течение всего года, она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц, заверить запись подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а  также оттиском печати малого предприятия.

Записи в книге начинаются с  внесения сумм остатков на начало отчетного  периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым такие  остатки имеются.

Затем в графе «Содержание операций»  записывается месяц и в хронологической  последовательности на основании каждого  первичного документа отражаются все  хозяйственные операции этого месяца, при этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе  «Сумма», отражаются методом двойной  записи одновременно по графам «Дебет»  и «Кредит» счетов учета соответствующих  видов имущества и источников их приобретения.

По окончании месяца выявляется финансовый результат, отражаемый в  книге отдельной строкой, подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета  средств и их источников. После  подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников за месяц выводится сальдо по каждому их виду на 1-е число следующего месяца.

 Форма учета с использованием  регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять  для учета финансово - хозяйственных  операций следующие регистры бухгалтерского учета: Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма №В-1);

Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также  НДС, уплаченного по ценностям (форма  №В-2);

Ведомость учета затрат на производство (форма №В-3);

Ведомость учета денежных средств  и фондов (форма №В-4);

одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием  номера кредитуемого счета (в графе  «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета  и аналогичной записью номера дебетуемого счета. Остатки средств  в отдельных ведомостях должны сверяться  с соответствующими данными первичных  документов, на основании которых  были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и другие).

Обобщение месячных итогов, отраженных в ведомостях, производится в шахматной  ведомости по форме №В-9, на основании  которой составляется оборотная  ведомость. Оборотная ведомость, в  свою очередь, служит для составления  бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором  они заполняются, а в необходимых  случаях - наименование синтетических  счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются  лицами, производившими записи.

Ведомость учета расчетов и прочих операций – (форма №В-5);

Ведомость учета реализации (форма  №В-6 (оплата));

Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма №В-6 (отгрузка));

Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма №В-7);

Ведомость учета оплаты труда (форма  №В-8);

Ведомость (шахматная) – (форма №В-9).

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. (11,с.267)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции развития форм счетоводства

В сущности, форма счетоводства - это  все то, что лежит между первичными документами и отчетностью. Это  положение предполагает, что данные первичных документов образуют вход формы, а бухгалтерская (финансовая) отчетность - ее выход. С точки зрения выполняемой работы, форма тождественна процедуре, то есть порядку записей в учетные регистры, состав и структура которых задается бухгалтером согласно определенным критериям. А сами критерии по значимости можно свести к следующим:

  1. удобство наведения справок текущего характера (наглядность);
  2. облегчение условий для формирования отчетных бланков;
  3. снижение трудозатрат.

 

Последовательность предполагает использование или хронологи-ческой, или хронологической и систематической, или только систематической записи. Изначально при незначительных объемах хозяйственной деятельности бухгалтеры просто записывали в хронологическом порядке сведения о фактах хозяйственной жизни.

Однако очень скоро потребовалась  систематизация учитываемых объектов. И тут, прежде всего, возникла необходимость агрегирования данных в большие рубрики, например, товары, материалы, оборудованиеи т. д. В одних случаях все объекты учета пытались свести в пять счетов (первоначальный вариант американской формы), в других - в четыре (логисмография) или три (русская форма). В остальных формах число счетов, если оно не регулируется единым для страны планом, входит в компетенцию главного бухгалтера.

Использование вычислительной техники  показало подлинную роль именно хронологической  записи, которая:

  1. позволяет получить данные для справок;
  2. выявляет ежедневные обороты от хозяйственной деятельности;
  3. контролирует разноску по счетам Главной книги;
  4. обеспечивает коллацию (адекватность) итогов синтетического и аналитического учета;
  5. создает условия для разделения труда счетных работников. (22,с.340)

В условиях использования вычислительной техники роль Журнала должна возрастать, так как он контролирует ввод данных в систему.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета