Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:40, лекция
Под формой бух. учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хоз. операций, технологию и организацию учетного процесса.
В настоящее время применяется несколько форм бух. учета: упрощенная форма для малых предприятий, мемориально-ордерная, журнально-ордерная и формы учета при компьютерной обработке данных, Журнал-Главная применяется крайне редко.
Выбор организационной формы ведения бух. учета зависит от размера организации, централизации и децентрализации учета, числа структурных подразделений, объема и ассортимента производимой продукции, возможности использования автоматизированных технологий. Вариантов ведения бух. учета много, из них выделяется предметный и функциональный.
Предметное разделение труда работников бухгалтерии предполагает распределение документов (счетов) согласно названиям отделов, а внутри - в разрезе учетного персонала:
- главный бухгалтер;
-
заместитель главного
-
учетный персонал бухгалтерии
по группам (во главе с
При функциональном разделении труда работников бухгалтерии структурные подразделения создаются по участкам учетной работы. Каждый работник или определенная группа учетного персонала специализируется на выполнении однородных учетных операций. Такой вариант в большей степени соответствует формированию информационной системы путем использования современных автоматизированных технологий.
Функции бухгалтерского персонала при функциональном разделении труда:
1)
группа учета материальных
2)
группа расчетов с
3) группа расчетов с персоналом по оплате труда производит начисление зарплаты и других выплат работникам, удержания из заработной платы, составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность по суммам начисленного дохода и удержанного налога, участвуют в инвентаризации депонентской задолженности (задолженность перед персоналом по неполученной им зарплате);
4) группа учета производства группирует и оценивает фактические затраты предприятия, контролирует и анализирует трудовые и материальные затраты, участвует в инвентаризации НЗП, определяет себестоимость продукции;
5)
группа реализации готовой
6)
группа отчетности обобщает
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Ответственность
за организацию хранения
учетных документов,
регистров бухгалтерского
учета и бухгалтерской
отчетности несет руководитель
организации.
Понятие и формирование учетной политики организации.
Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Учетная политика организации – это уникальное средство, с помощью которого:
- во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета;
-
во-вторых, происходит совершенствование
нормативной системы по
-
в-третьих, разрешаются
Под формированием учетной политики понимают ее выбор и обоснование.
При
формировании учетной политики организации
по конкретному вопросу
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
1)
рабочий план счетов
2)
формы первичных учетных
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4)
способы оценки активов и
5)
правила документооборота и
6)
порядок контроля за
7)
другие решения, необходимые
При формировании учетной политики предполагается, что:
1)
активы и обязательства
2)
организация будет продолжать
свою деятельность в обозримом
будущем и у нее отсутствуют
намерения и необходимость
3)
принятая организацией учетная
политика применяется
4)
факты хозяйственной
Учетная политика организации должна обеспечивать:
1)
полноту отражения в
2)
своевременное отражение
3)
большую готовность к
4)
отражение в бухгалтерском
5)
тождество данных
6)
рациональное ведение
Принятая
организацией учетная политика подлежит
оформлению соответствующей организационно-
Способы
ведения бухгалтерского учета, избранные
организацией при формировании учетной
политики, применяются с первого
января года, следующего за годом утверждения
соответствующего организационно-
Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Принятая
организацией учетная политика применяется
последовательно из года в год. Изменение
учетной политики может производиться
в случаях изменения законодательства
Российской Федерации или нормативных
актов органов, осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета, разработки организацией
новых способов ведения бухгалтерского
учета или существенного изменения условий
ее деятельности. В целях обеспечения
сопоставимости данных бухгалтерского
учета изменения учетной политики должны
вводиться с начала финансового года.
Права и обязанности главного бухгалтера
Главный бухгалтер (бухгалтер
при отсутствии в штате должности
главного бухгалтера) назначается на
должность и освобождается от
должности руководителем
Главный бухгалтер
подчиняется непосредственно
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Без
подписи главного бухгалтера денежные
и расчетные документы, финансовые
и кредитные обязательства
В случае разногласий
между руководителем
При
освобождении главного бухгалтера от
занимаемой должности он сдает дела вновь
назначенному главному бухгалтеру либо
другому лицу, назначенному приказом руководителя.
Одновременно проводится проверка состояния
бухгалтерского учета и его деятельности
с составлением акта, утверждаемого руководителем
организации.