Государственные доходы и доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:17, контрольная работа

Описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально – вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Содержание

Понятие государственных доходов и доходов бюджета
Источники и способы образования доходов бюджетов
Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета РФ
Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета
Доходы местного бюджета
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы (Бюджетное послание президента РФ)
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

финансы контр..doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

     Следующий вид доходов бюджетов – неналоговые доходы, к которым относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы.

     В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные  с обращением бюджетных средств  в различных сегментах финансового  рынка:

  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
  • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

     Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

     Под взаимными расчетами понимаются операции по передачи средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими позже утверждения закона (решения) о бюджете и неучтенными им.

     Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

     Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

     В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

     По  порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

     Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

     а) налоговые доходы, закрепленные законодательством  РФ за соответствующими бюджетами и  бюджетами государственных внебюджетных фондов;

     б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше;

     в) иные неналоговые доходы, а также  безвозмездные перечисления. 

       В доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

       К налоговым доходам  федерального бюджета относятся:

       •      федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

       •      таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

       •      государственная пошлина.

       Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

       •      доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;

       •      часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

       •      прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;

       • доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета  могут передаваться

       бюджетам  субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

       Установление  новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

       Федеральные органы законодательной власти могут  устанавливать новые виды неналоговых  доходов, отменять или изменять действующие  после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.  

Структура бюджетной  системы Российской Федерации

       К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

       федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

       бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

       местные бюджеты, в том числе:

       бюджеты муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

       бюджеты городских и сельских поселений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета РФ

     Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании; при  анализе формирования и использования  централизованного финансового фонда страны; в перспективном планировании в целом и в перспективном планировании в частности; при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны.

Таблица № 1 Доходы консолидированного бюджета за 2008 год

 
Наименование  показателя сумма доходов, рублей процент, %  
       
1 2 3  
Доходы - всего, в том числе: 17 477 220 016 022,80 100,00  
Налоговые и неналоговые доходы 17 322 757 097 337,20 99,12  
Налоги  на прибыль 4 179 493 310 875,63 24,13  
Налоги  и взносы на социальные нужды 2 279 014 832 306,06 13,16  
Страховые взносы 1 308 120 836 651,42 7,55  
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 1 313 359 327 092,28 7,58  
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 1 169 070 691 321,84 6,75  
Налоги  на совокупный доход 185 039 988 632,50 1,07  
Налоги  на имущество 493 448 235 703,02 2,85  
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 742 604 702 318,36 10,06  
Государственная пошлина 47 895 523 578,38 0,28  
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 6 220 809 949,66 0,04  
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 3 584 946 291 454,41 20,70  
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 439 496 627 427,16 2,54  
Платежи при пользовании природными ресурсами 136 854 615 370,51 0,79  
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 155 289 945 391,60 0,90  
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 132 277 425 060,31 0,76  
Административные  платежи и сборы 8 166 362 726,30 0,05  
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 30 958 532 530,43 0,18  
Прочие  неналоговые доходы 103 341 680 477,20 0,60  
Доходы  бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет 7 157 358 470,13 0,04  
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых  лет   0,00  
Безвозмездные поступления 74 277 519 687,55 0,42  
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 80 185 398 998,06 0,46  
Доходы  от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 17 972 361,07 0,02  
Рыночные  продажи товаров и услуг 68 582 589 428,39 85,53  
Безвозмездные поступления от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности 11 549 353 414,10 14,40  
Целевые отчисления от государственных и  муниципальных лотерей 35 483 794,50 0,04  
       

Информация о работе Государственные доходы и доходы бюджета