Информация об аффилированных лицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах. Для достижении цели, передо мной были поставлены следующие задачи:
Дать определение «информации о связанных сторонах».
Определить значение информации о связанных сторонах для полноты информации, отражаемой в отчетности.
Спрогнозировать оценку изменений МСФО 24 и роль этих изменений.

Содержание

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ………………..……………...5
1.1 Экономическое содержание понятия «информации о связанных сторонах». …………………………………………………………………………5
Операции между связанными сторонами………………………….8
ГЛАВА II.РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ……………………………………...……12
2.1 Состав информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.......…12
2.2 Значение информации о связанных сторонах для полноты информации, отражаемой в отчетности…………………………………….….15
2.3 Сравнительная характеристика ПБУ 11/2008 и МСФО 24………..18
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 121.83 Кб (Скачать документ)

— участия в уставном (складочном) капитале (менее 20%);

— положений учредительных документов;

— заключенного соглашения;

— участия в наблюдательном совете;

— других обстоятельств.

При наличии контроля или значительного  влияния новое ПБУ 11/2008 требует  помимо информации об аффилированных лицах раскрывать информацию и о прочих связанных сторонах. Если между связанными сторонами отсутствует контроль или значительное влияние, то приводить о них информацию в бухгалтерской отчетности не нужно.

Перечень  связанных сторон, информацию о которых  необходимо отразить в бухгалтерской  отчетности, отчитывающаяся организация  по-прежнему определяет самостоятельно. При этом должен соблюдаться общий  для составления бухгалтерской  отчетности принцип приоритета экономического содержания над юридической формой. Иными словами, при составлении  перечня связанных сторон надо исходить из содержания отношений между сторонами. Те же принципы используются и при  применении МСФО 24.

 

Глава II.РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

2.1 Состав  информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности

 

По тем операциям, которые отчитывающаяся компания проводила в течение  отчетного периода (отчетного года), необходимо раскрыть следующую информацию. Прежде всего указывается характер отношений со связанной стороной в соответствии с требованиями пункта 6 ПБУ 11/2008. Затем перечисляются виды операций со связанной стороной: купля-продажа, аренда, заем, объем этих операций в  абсолютном или относительном выражении. По операциям, которые не завершены  на конец отчетного периода, приводятся стоимостные показатели.

ПБУ 11/2008 требует указывать в  бухгалтерской отчетности:

— условия и сроки осуществления (завершения) операций, включая предоставление и получение обеспечений, гарантий и поручительств, а также форму  расчетов;

— величину образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного  периода;

— величину списанной дебиторской  задолженности, по которой срок исковой  давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе  за счет резерва по сомнительным долгам.

В отношении основного управленческого  персонала отражается размер вознаграждений, выплаченных этим лицам. Причем вознаграждения включают все выплаты как в  денежной, так и в натуральной  форме. Согласно пункту 12 ПБУ 11/2008 вознаграждения руководителей подразделяются на два  вида — краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным относятся оплата за труд, отпускные, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и другие платежи в пользу работника, а также налоги, начисляемые на заработную плату, и платежи во внебюджетные фонды.

В состав долгосрочных входят:

— вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи по договорам  добровольного страхования или  договорам негосударственного пенсионного  обеспечения, заключенным в пользу работников со страховыми организациями  или негосударственными пенсионными  фондами, а также иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии работникам по окончании ими  трудовой деятельности);

— вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия  в уставном (складочном) капитале и  выплаты на их основе;

— иные долгосрочные вознаграждения.

Данные о вознаграждениях приводятся в совокупности и отдельно по каждому  виду. Такой же состав вознаграждений руководителей предусмотрен и в  пункте 9 МСФО 24. Правда, в целях раскрытия  информации о связанных сторонах вознаграждения ключевому управленческому  персоналу подразделяются на такие  группы:

— краткосрочные вознаграждения работникам;

— вознаграждения по окончании трудовой деятельности;

— другие долгосрочные вознаграждения;

— выплаты на основе долевых инструментов.

Изложенная выше информация является минимальной (п. 10 ПБУ 11/2008). Она обязательна  для раскрытия в бухгалтерской  отчетности. Если отчитывающаяся организация  считает ее недостаточной для  понимания характера отношений  и влияния связанной стороны, она может привести дополнительную информацию об операциях со связанными сторонами.

ПБУ 11/2008 допускает группировку  показателей, которые отражают аналогичные  по характеру отношения и операции со связанными сторонами. Исключение —  случаи, когда обособленное раскрытие  данных показателей лучше описывает влияние операций со связанными сторонами на финансовое положение отчитывающейся организации3.

При составлении бухгалтерской  отчетности в соответствии с международными стандартами информация раскрывается в двух случаях: при наличии операций между связанными сторонами и  при наличии материнской или  дочерней компании, даже если никаких  операций между ними не проводилось.4

Во втором случае даже при отсутствии операций со связанными сторонами финансовое положение и результаты деятельности дочерней компании могут находиться под существенным влиянием материнской  компании.

Аналогичный порядок установлен и  в ПБУ 11/2008. В бухгалтерской отчетности приводится информация об операциях  между связанными сторонами. Если операции между связанными сторонами не проводились, в бухгалтерской отчетности указывается  характер отношений между отчитывающейся организацией и юридическим или  физическим лицом, которое ее контролирует, является подконтрольным или контролируется одним и тем же лицом либо группой  лиц. Так, если операций между отчитывающейся организацией и негосударственным  пенсионным фондом или операций в  рамках совместной деятельности не было, раскрывать информацию об этих связанных  сторонах не нужно.

Информацию об основном управленческом персонале организация обязана  отражать в отчетности, поскольку  выплата вознаграждения считается  одной из операций между связанными сторонами. Кроме того, в отчетности приводится информация и о других сделках между отчитывающейся организацией и основным управленческим персоналом.

 

2.2 Значение  информации о связанных сторонах  для полноты информации, отражаемой в отчетности

 

В связи с утверждением Минфином России нового Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных  сторонах", подлежащего применению начиная с бухгалтерской отчетности за 2008 год, автор разъясняет его содержание, разбирая основные положения данного  документа. Кто вправе не применять  новое Положение? Каков порядок  раскрытия информации? Какие новые  требования вводятся в отношении  состава раскрываемой информации?

 Приказом Минфина России  от 29 апреля 2008 г. N 48н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008). Новый документ пришел на смену ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", и обновление стандарта связано с тем, что обновился МСФО 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах". Положения нового ПБУ 11/2008 не применяются при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, представляемой для иных специальных целей.

ПБУ 11/2008: дает определение связанных  сторон; устанавливает ситуации, в  которых операции между связанными сторонами требуют соответствующего раскрытия информации в финансовой отчетности; определяет перечень операций, осуществляемых между отчитывающейся компанией и связанными с ней  сторонами; определяет содержание информации, которая подлежит раскрытию в  финансовой отчетности. Положения ПБУ 11/2008 следует применять начиная с составления бухгалтерской отчетности за 2008 г.

Связанные стороны могут вступать в сделки, условия которых отличаются от условий сделок, которые могут  быть заключены с несвязанными сторонами. Взаимоотношения со связанными сторонами  могут влиять на прибыль или убытки компании, подготавливающей отчетность для внешних пользователей, а  также на прибыль и финансовое положение отчитывающейся компании, даже если операции с ними она не производила. Информация о связанных  сторонах, а также об операциях  и незавершенных расчетах с ними может влиять на оценку деятельности компании пользователями финансовой отчетности, особенно на предмет возможных рисков и перспектив развития компании.

Информация о связанных сторонах и операциях с ними в международной  финансовой отчетности раскрывается в  соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 "Связанные стороны". ПБУ 11/2000 не вполне соотносилось с его международным  аналогом хотя бы потому, что оно  требовало раскрывать информацию только об операциях с аффилированными  лицами. Новое ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" разработано  в рамках реформирования российского  бухгалтерского учета в целях  его сближения с МСФО, в частности  с МСФО (IAS) 24.

С введением нового Положения ПБУ 11/2000 признано утратившим силу, как  и п. 3 приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н, который вносил ранее изменение в ПБУ 11/2000.

ПБУ 11/2000 устанавливало порядок  раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных  организаций). Минфин России не раз  указывал на то, что в бухгалтерской  отчетности организаций иных организационно-правовых форм информацию об аффилированных лицах  целесообразно раскрывать применительно  к порядку, установленному ПБУ 11/2000. Наконец-то прямое указание на это дано в ПБУ 11/2008, положения которого обязаны применять все коммерческие организации (за исключением кредитных). ПБУ 11/2000 могли не применять субъекты малого предпринимательства. В пункте 3 ПБУ 11/2008 это положение более конкретизировано. Новый порядок могут не применять субъекты малого предпринимательства, за исключением так называемых публичных компаний, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично по требованиям законодательства Российской Федерации, учредительных документов либо по собственной инициативе.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных  средств (взносов), обязаны публиковать  свою годовую отчетность не позднее 1 июня следующего года. А Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ и их представительства и филиалы  на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать  квартальную бухгалтерскую отчетность.5 связанный стороерский

Ранее требовалось раскрывать данные об операциях, проводимых исключительно  с аффилированными лицами. На данный момент это единственная не утратившая силу статья указанного Закона. Аффилированными  признаются физические и юридические  лица, которые способны оказывать  влияние на деятельность организации, осуществляющей предпринимательскую  деятельность. В статье приведен довольно общий список лиц, которые являются аффилированными лицами юридического лица. В их числе те, кто имеет  право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данной организации, а также учрежденные организацией компании, если доля голосов составляет более 20%. Раскрывать информацию необходимо теперь не только об операциях с аффилированными лицами, но также с иными лицами, способными оказывать влияние на деятельность отчитывающейся организации или на которых она может оказывать влияние. Они называются связанными сторонами. Это члены одной и той же группы, влияющие друг на друга. Связанная сторона может быть представлена физическим или юридическим лицом. Перечень лиц, которые относятся к связанным сторонам, дан в п. 4 ПБУ 11/2008. Помимо аффилированных лиц, к ним относятся участники совместной деятельности, а также негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников подготавливающей отчетность организации или ее связанной стороны.

 

2.3 Сравнительная  характеристика ПБУ 11/2008 и   МСФО 24

 

Необходимо признать, что содержание ПБУ 11/2008 в сравнении с предшествующей редакцией в значительно большей  степени соответствует как содержанию МСФО (IAS) 24, так и экономическому содержанию понятия "связанные стороны" в российской практике, сохраняя при  этом соответствие действующему российскому  законодательству.

Вместе с тем, ряд моментов IAS 24 так и остался за рамками  нового ПБУ. Прежде всего, как отмечалось выше, это относится к повышенному  вниманию, уделяемому МСФО раскрытию  отношений компании с частными лицами, способными оказывать влияние на ее деятельность. Также не получил  специального раскрытия в тексте ПБУ рассматриваемый МСФО как  весьма важный аспект идентификации  непогашенных сальдо взаиморасчетов между  организацией и связанными сторонами.

Говоря же о раскрытии информации о связанных сторонах в бухгалтерской  отчетности организаций в целом, необходимо сказать, что общий характер посвященных этому вопросу предписаний  как МСФО (IAS) 24, так и ПБУ 11/2008, создавая большие возможности для реализации профессионального суждения бухгалтера, делает эти данные весьма субъективными  и требует от пользователя значительных усилий для их прочтения. Это обстоятельство указывает на важную роль аудиторов, подтверждение отчетности которыми позволяет судить о том, что информация о связанных сторонах, представленная в отчетности организации, лишена, во всяком случае, намеренных искажений.

В настоящее время Комитет по МСФО вынес на публичное обсуждение проект изменений в МСФО (IAS) 24. Проектом предлагается внести в текущую версию стандарта следующие основные изменения. Во-первых, предусмотреть освобождение от исполнения требований по раскрытию  информации об операциях со связанными сторонами для организаций, контролируемых или находящихся под значительным влиянием государства, если связанной  стороной также является организация, контролируемая или находящаяся  под значительным влиянием государства, и ни одна из них не влияет на другую. Для установления наличия такого влияния предлагается открытый список условий, который, в частности, включает: случаи осуществления хозяйственных  операций между такими сторонами  на условиях, отличающихся от рыночных (за исключением случаев осуществления  таких операций в соответствии с  нормативными требованиями); совместное использование организациями ресурсов; осуществление экономически значимых операций между такими сторонами; наличие  указаний государственных органов  по осуществлению сделки связанными сторонами; наличие общих членов совета директоров. В тех случаях, когда эти и подобные им индикаторы не свидетельствуют о наличии  влияния ни одной из таких связанных  сторон на другую, в финансовой отчетности раскрывается этот факт. Если же критерии свидетельствуют об обратном, организациям надлежит выполнять общие требования к раскрытию информации об операциях между связанными сторонами. Во-вторых, предлагается внести ряд изменений в определение категории «связанные стороны». В частности, рассмотрев взаимосвязь между ассоциированной компанией и дочерней компанией организации – инвестора, Комитет по МСФО отметил, что текущая редакция МСФО (IAS) 24 требует раскрывать операции между ассоциированной компанией и дочерней компанией инвестора в индивидуальной или отдельной финансовой отчетности ассоциированной компании, но не требует аналогичного для дочерней компании. Комитет предлагает пересмотреть определение «связанных сторон» таким образом, чтобы ассоциированная и дочерняя компании организации всегда рассматривались в качестве связанных сторон для целей составления их индивидуальных или отдельных финансовых отчетностей.6

Информация о работе Информация об аффилированных лицах