Иновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:15, контрольная работа

Описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..……3

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………..…….………5

РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ ИНОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА….………..………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….18

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 35.11 Кб (Скачать документ)

Вопросы для контрольной  работы

     по  курсу «Инновационный менеджмент», специальность: 080507 «Менеджмент организации», гр. 572

    Основные  понятия теории инновационного менеджмента.

   Преподаватель                                к.с.н., доцент  Хайдаров Р. Р. 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..……3

РАЗДЕЛ  I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………..…….………5

РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ  ИНОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА….………..………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Появление в учебных планах российских вузов  дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления  инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение  во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в  новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет  циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа  закономерностей их развития. Для  этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений — инновационные  менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические  знания. Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция  самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие  рынка нововведений, конкурирующих  друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором  участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных  структурах (академии наук, вузы, научные  общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные  исследования и разработки. Они управляют  научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера  и ученого исследователя, а также  быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность  нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики  России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих  методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и  способных работать на рынке нововведений.

В современных  условиях существуют проблемы финансирования инновационной деятельности, проводятся конкурсы грантов. Участие в конкурсе может принести успех при условии  правильного оформления конкурсных документов.

Отечественная школа инновационного менеджмента  уже имеет несомненные достижения, чему в определенной степени способствовало учебное пособие, подготовленное коллективом  ученых ГАУ (менеджмент организации. Под  ред. д.э.н. проф. Румянцевой З. П., д.э.н. проф. Соломатина Н. А., 1995 г.). 
 

РАЗДЕЛ  I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей  стране на протяжении многих лет разрабатывалась  в рамках экономических исследований НТП.1

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п.

     В литературе насчитываются сотни  определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

Выделяются  такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры  жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные  авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс  Э. и др.) трактуют это понятие  в зависимости от объекта и  предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как  процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация  — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке  новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто  считает, что инновация — это  такой общественный — технический  — экономический процесс, который  через практическое использование  идей и изобретений приводит к  созданию лучших по своим свойствам  изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития. Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Только  в начале 20 века стали изучаться  закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист  Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны  хозяйственной жизни:

· статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации  из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать  решения, т.к. ситуация понятна);

· динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое  действует на них как внешняя  сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя  стихийно возникнут новые потребности  и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым  потребностям.

Производить - значит комбинировать имеющиеся  в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений  в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:

· изменения  вследствие использования новой  техники, новых технологических  процессов и нового рыночного  обеспечения производства;

· изменения  вследствие использования продукции  с новыми свойствами;

· изменения  вследствие использования нового сырья;

· изменения  в организации производства и  способов его материально-технического обеспечения;

· изменения  вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х  годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал  понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности

В настоящее  время применительно к технологическим  инновациям действуют понятия, установленные  Руководством Осло и нашедшие отражение  в Международных стандартах в  статистике науки, техники и инноваций.

     Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация  — конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

     Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

     В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так  и статический аспекты. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла (НПЦ), эти результаты имеют  самостоятельный круг проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ ИНОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

  

      Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность

Их стратегия  направлена на то, чтобы превзойти  конкурентов, создав новшество, которое  будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара — научно-технической продукции — и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.1

Информация о работе Иновационный менеджмент