Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:15, контрольная работа
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..……3
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………..…….………5
РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ ИНОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА….………..………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….18
Из сказанного следует, что инновацию — результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
Следовательно,
научно-технические инновации
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают
три логических формы инновационного
процесса: простой внутриорганизационный
(натуральный), простой межорганизационный
(товарный) и расширенный. Простой
ИП предполагает создание и использование
новшества внутри одной и той
же организации, новшество в этом
случае не принимает непосредственно
товарной формы. При простом межорганизационном
инновационном процессе новшество
выступает как предмет купли-
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй
фазе общественно-полезный эффект перераспределяется
между производителями
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.
Диффузия
инновации — процесс, посредством
которого нововведение передается по
коммуникационным каналам между
членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы,
технологии и т. п., являющиеся новыми
для соответствующего хозяйствующего
субъекта. Иными словами диффузия
— это распространение уже
однажды освоенной и
Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.1
В реальных
инновационных процессах
Одним
из важных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-
Субъекты
инновационного процесса делятся на
следующие группы: новаторы; ранние
реципиенты; раннее большинство и
отстающие. Все группы, кроме первой,
относятся к имитаторам. Шумпетер
считал ожидание сверхприбылей главной
движущей силой принятия НВ. Однако
на ранних стадиях диффузии НВ никто
из хозяйствующих субъектов не имеет
достаточной информации об относительных
преимуществах конкурирующих
Нужно
исходить из того, что внедрение
НВ является трудным и болезненным
процессом для любой
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения — временна и снижается с приближением предела его распространения.
Следовательно,
диффузия нововведения зависит как
от стратегии имитаторов, так и
от количества пионерских реципиентов.
Предприниматели открывают
Вместе
с тем трудно оценить относительные
преимущества НВ в ранней фазе их диффузии,
особенно если речь идет о радикальных
нововведениях. В такой ситуации
значительную роль в деле будущего
технологического развития играет выбор
последователей. Дело в том, что каждый
выбор позволяет повысить конкурентоспособность
соответствующей технологии и увеличивает
шанс последней на ее принятие последующими
хозяйствующими субъектами, которые
будут учитывать ранее
Для быстрого
распространения инновации
Инновационный
процесс имеет циклический
По мере
развития деятельность, представляющая
ИП, распадается на отдельные, различающиеся
между собой участки и
В общем
виде ИП можно представить в
ФИ — ПИ — Р — Пр — С — ОС — ПП — М — Сб,
ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ — прикладные исследования;
Р — разработка;
Пр — проектирование;
С — строительство;
ОС — освоение;
ПП — промышленное производство;
М — маркетинг;
Сб — сбыт.
Анализ
этой формулы требует
Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа — исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете. Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу.
Только
некоторые фундаментальные
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.
В результате
разработок создаются конструкции
новых машин и оборудования, что
плавно переходит в фазы. Проектирование
(Пр), строительство (С), освоение (ОС) и
промышленное производство (ПП). Фазы (М
— Сб) связаны с коммерческой
реализацией результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.