Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Так, под системой управленческого учета на предприятии, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Варианты организации управленческого учета на предприятиях
1.2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии
1.3 Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета
2.СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
2.1. Современная концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета
3.1. Особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе
3.2 Интеграция на уровне методологии и техники учета
3.3 Интеграция на уровне автоматизации
3.3 Учет затрат по экономическим элементам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Блок-факторы интеграции учета:
1. Информация о себестоимости
продукции, сформированная в
2. Единство предмета учета. С точки зрения профессора Ж. Ришара, управленческий учет - это разновидность динамического учета. Во-первых, управленческий учет - это аналитический учет, но в рамках плана счетов финансового учета многих стран, в том числе и России, выделяются аналитические счета (детализирующие данные синтетических счетов), следовательно, данное определение уже используется и не может быть применено к управленческому учету. Во-вторых, если термин "финансовый" отделить от термина "управление", то финансы не подпадают под управление, а управлять можно вне финансов. В-третьих, управленческий учет - это внутренний учет, а финансовый - внешний, но все внутренние события происходят под влиянием внешних. Таким образом, управленческий учет - это лишь разновидность динамического бухгалтерского учета [2, с. 109 - 111].
Профессор В.Ф. Палий отмечает, что предметом бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета выступает один и тот же капитал организации. Его наличие, кругооборот, сохранение и приумножение, управление эффективным применением [3, с. 57]; исходя из единства предмета, необходимо говорить и о единстве системы управленческого и финансового учета.
3. Интеграция бизнеса.
II. Блок-принципы интеграции:
- Централизация деятельности бухгалтерской службы, т.е. однократное внесение информации и ее многократное использование во всех системах учета (один поток входной информации и несколько потоков на выходе).
- Обеспечение достоверности и оперативности учета на основе разработанной и четко выполняемой схемы документооборота.
- Обеспечение сохранности и
конфиденциальности
- Разработка и использование модулей счетов управленческого и финансового учета, обеспечение взаимосвязи этих моделей.
- Ведение учета в одной валюте
и использование возможностей
пересчета показателей в
- Создание системы
- Унификация применяемых схем фирмы.
- Экономичность (затраты на
III. Блок-система интеграции
Данный блок представлен следующими подблоками:
1. Основа системы:
- ведение финансового учета
на бухгалтерских счетах с
использованием двойной записи,
а управленческого учета на
отдельных счетах методом
- ведение финансового учета на бухгалтерских счетах с использованием двойной записи, а управленческого - без использования счетов, в форме таблиц;
- ведение финансового и
Использование простой записи для ведения управленческого учета увеличивает уровень допущения ошибок и снижает качество контроля, данные проверяемы, но сложно контролируемы.
Использование не счетов учета, а таблиц
делает необходимым формирование очень
большого количества информации в рамках
финансового учета, а доступность
этой информации создает условия
для ее утечки. Недостаток данных в
системе финансового учета
Следовательно, для создания интегрированной системы следует использовать единую методологическую основу.
2. Структурированные рабочие
Этапы формирования структурированного рабочего плана счетов управленческого учета.
Этап 1. Выделение отдельного модуля в плане счетов, предназначенного для ведения управленческого учета. Часть счетов этого модуля должна содержать четко определенные наименования счетов, а часть должна быть свободна и использоваться по усмотрению организаций. Отечественные предприятия используют для ведения управленческого учета счета с 30-го по 39-й.
Этап 2. Использование многозначной кодировки счетов. Действующая европейская (Германия, Голландия, Франция) и отечественная (ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Центртелеком", ЗАО "ТНК", ОАО "Оскольский металлургический комбинат" и др.) практика показала преимущества использования многозначной кодировки перед использованием двухзначной кодировки с выделением аналитических признаков.
Этап 3. Сбор первичных затрат и группировка их по элементам и видам затрат.
Исходя из того, что используемая классификация затрат направлена на достижение определенной цели, можно предположить, что каждая фирма самостоятельно определяет свои цели и задачи, а следовательно, и основные параметры группировки затрат и их отражение в учете.
Логично выделить сч. 32 для сбора и первичной группировки затрат по экономическим элементам с подробной расшифровкой статей расходов.
Этап 4. Передача информации. Исходя из того, что единожды введенная информация должна использоваться несколько раз (собранные затраты по элементам должны быть перегруппированы и отражены по местам возникновения), необходимо предусмотреть передаточный счет, который будет служить для передачи информации.
Этап 5. Обработка и сопоставление затрат на основе первичных документов, распределение затрат по местам возникновения, центрам ответственности, по видам деятельности, по периодам возникновения и отнесения затрат.
Исходя из основных концепций управленческого учета и практических потребностей, на сч. 33 должен вестись учет по видам деятельности, по центрам возникновения затрат и по центрам ответственности.
Организация учета по центрам ответственности позволяет:
- использовать специфические
- увязать управление затратами с организационной структурой;
- децентрализовать управление частью показателей;
- наблюдать за формированием затрат и доходов на всех уровнях управления;
- установить ответственных за возникновение затрат, получение прибыли и выручки;
- повысить экономическую
Для стран, где на фирмах активно используется матричная организационная структура управления, характерно ведение учета по центрам ответственности (Австрия, Китай, Германия, Люксембург, Швеция и Швейцария).
Две цифры кода должны соответствовать виду деятельности, осуществляемому предприятием.
Выделение центров по принципу выполнения функциональных обязанностей и ответственности их руководителей. Центр возникновения затрат имеет непосредственную связь с территориально обособленным подразделением, где непосредственно осуществляются затраты. Их основное отличие от центров ответственности - наличие персональной ответственности за величину, целесообразность и экономическую обоснованность понесенных затрат. Выделение мест возникновения затрат позволяет:
- осуществлять всесторонний и оперативный контроль не только за затратами, но за эффективностью работы;
- дифференцированное и
- точное калькулирование
Данный учет характерен для развитых стран, использующих производственную оптику организации учета (Австрия, Германия, Люксембург) и национальную экономическую политику в форме учетной оптики (Швеция, Швейцария).
Каждый центр ответственности включает в себя несколько мест возникновения затрат, но в редких случаях они могут совпадать.
Исходя из необходимости осуществления процесса бюджетирования в рамках ведения управленческого учета, две цифры кода должны соответствовать статье затрат в бюджете затрат. Такая организация учета позволит осуществлять контроль за бюджетными затратами автоматически:
- путем формирования регистра затрат по статьям расходов бюджета;
- путем занесения фактических данных в отчет по исполнению бюджета.
Этап 6. Проверка корректности отнесения и группировки первичных затрат.
На данном этапе осуществляется проверка по учетно-контрольным точкам. Использование многозначной кодировки и современных информационных систем позволяет составлять различные аналитические отчеты (ведомости по аналитическим признакам, анализ счета, анализ счета по аналитическому признаку и др.). Сверка данных этих отчетов по сч. 32* с данными по сч. 33* позволяет осуществлять дополнительный контроль как за затратами, так и за правильностью их отражения.
Этап 7. Поэтапное закрытие счетов (возможно использование пошагового метода распределения затрат, позволяющего достичь наиболее точных расчетов).
Этап 8. Формирование себестоимости произведенной продукции, работ, услуг, отдельных операций.
В целях удовлетворения каких-либо дополнительных потребностей в информации или использования нестандартных систем калькулирования могут быть задействованы и другие счета.
Счет 34 "Счет отклонений" - используется для отражения отклонений фактических данных от нормативных (бюджетных). Этот счет может существовать вне общей системы, а может быть ее составляющей.
Если сч. 34 существует вне системы,
то он выполняет контрольную функцию
и не корреспондирует с другими
счетами, только в конце отчетного
периода закрывается
Если счет 34 существует в системе, то на сч. 33 "Центры ответственности" должны отражаться нормативные (стандартные) данные, а на сч. 34 - отклонения, и только путем суммирования данных сч. 33 и 34 дается информация о фактических затратах. Использование аналогичной кодировки по счетам упростит процесс обработки и получения данных.
Если требуется информация о стоимости каждой операции, используется система учета затрат по функциям, "точно в срок" или "таргет-костинг", при этом может использоваться сч. 35.
Этап 9. Передача общей информации в систему финансового учета.
Формируемые учетные регистры (ведомости) позволяют получить информацию одновременно по нескольким аналитическим признакам.
Американские и канадские
- в разрезе центров ответственности (5 позиций с углубленным выделением центров возникновения затрат (конкретные станции и отделы));
- в разрезе функций (от 3 до 5 позиций, конкретизирующих действия);
- в разрезе других признаков
(используются при решении
IV. Блок-система контроля.
Роль управленческого учета
возрастает в связи с необходимостью
осуществления антикризисного управления.
Система такого управления возможна,
только если будет обеспечен расчет
устойчивого и динамичного
Система организации управленческого учета должна интегрировать не только информацию о хозяйственных операциях, но и иметь увязку с маркетингом, планированием, организацией производства, анализом и т.д., т.е. необходимо вести и нестандартный бухгалтерский учет. При этом должен соблюдаться модульный принцип организации учета, т.е. добавление какого-либо блока показателей, направлений учета не должно нарушать систему учета.
Часть информации, аккумулируемая в области управленческого учета, носит креативный характер, дополняется расчетами и оценками и выступает в качестве системы контроля.
Система контроля представлена двумя подблоками - методы контроля и системы учета.
1. Методы контроля:
- система зеркальных счетов;
- система передаточных счетов;
- система аналитических счетов.
Система управленческого учета
должна содержать подробную
Использование счетов-экранов свойственно континентальной системе учета, а параллельное ведение учета свойственно англо-американской системе. Использование транзитных и зеркальных счетов характеризует формальный дуализм [2, с. 114].
Большинство российских фирм, ведущих управленческий учет используют для ведения управленческого учета 30-е счета, связь систем при этом осуществляется через передаточные счета. Вся аналитика включена в кодировку счетов, поэтому код состоит из 4 - 10 знаков.
Одной из разновидностей интегрированной системы учета является система контроллинга, широко применяемая в Германии .
Система аналитического учета базируется
на использовании счетов финансового
учета для ведения
Информация о работе Интегрированная система в управленческом учете