Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Так, под системой управленческого учета на предприятии, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Варианты организации управленческого учета на предприятиях
1.2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии
1.3 Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета
2.СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
2.1. Современная концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета
3.1. Особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе
3.2 Интеграция на уровне методологии и техники учета
3.3 Интеграция на уровне автоматизации
3.3 Учет затрат по экономическим элементам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специалисты полагают, что это позволит выделить счета управленческого учета, хотя методических рекомендаций Минфин России пока не опубликовал. Видимо, они появятся нескоро, но некоторые авторы уже предлагают систему счетов управленческого учета, включающую многие счета, предназначенные для финансового учета, но со звездочкой.
Один из авторов статьи еще в 1992 г., комментируя в печати утвержденный тогда План счетов, предлагал такую двухкруговую систему с применением одинаковых счетов со штрихом и без штриха. Однако эти предложения остались невостребованными. Использование одних и тех же счетов для финансового и управленческого учета с одинаковыми номерами бесперспективно, так как бухгалтерский учет - это знаковая система. Применение одних и тех же знаков счетов и в финансовом, и в управленческом учете вносит путаницу в кодировку и корреспонденцию счетов. Следует подумать об иных подходах, тем более, что в новом Плане счетов для этих целей оставлены свободные номера счетов с 30 по 39. Их нужно разумно использовать. Тем более, что Инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования счетов 20 - 39.
Рассмотрим некоторые из возможных вариантов подхода к данному вопросу.
Вариант первый. Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. Российские специалисты по учету привыкли работать с единым планом счетов. Данный вариант им легче принять. Полагаем, что для средних и не очень малых предприятий такой вариант будет предпочтительным.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н), расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 "Продажи", формируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Для учета каждого элемента, как и в международной практике, теперь появилась возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.
В разд.III Плана счетов можно открыть следующие счета: 30 "Материальные затраты", 31 "Затраты на оплату труда", 32 "Отчисления на социальные нужды", 33 "Амортизация", 34 "Прочие затраты", 37 "Отражение общих затрат". Вводить эти и другие счета в разд.III Плана счетов можно, поскольку Инструкция по применению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетов именно в данном разделе.
По дебету счета 30 "Материальные затраты" в корреспонденции со счетами 10 "Материалы", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющей других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат.
По дебету счета 31 "Затраты на оплату труда" в корреспонденции со счетами 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 96 "Резерв предстоящих расходов и платежей" отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.
По дебету счета 32 "Отчисления на социальные нужды" в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются суммы, начисленные для формирования Пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобретают форму социального налога, то счет 32 корреспондирует с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет фонда потребления или так называемой "прибыли, остающейся в распоряжении организации", по решению собственника или его представителей (совет директоров и т.п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов". К счету 32 необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.
По дебету счета 33 "Амортизация" в корреспонденции со счетами 02 "Амортизация основных средств", 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов" отражают расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.
По дебету счета 34 "Прочие затраты" в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты" и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 "Отражение общих затрат" записью:
Д-т сч. 37 "Отражение общих затрат",
К-т сч. 30 "Материальные затраты", 31 "Затраты на оплату труда", 32 "Отчисления на социальные нужды", 33 "Амортизация", 34 "Прочие затраты", как показано на схеме 1.
Собранные на счете 37 суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", а также в дебет счета 44 "Расходы на продажу", как показано на схеме 2.
Здесь может возникнуть вопрос: зачем две группы счетов по учету расходов, если всегда обходились одной? Предложенный вариант вытекает из требования п.8 ПБУ 10/99, в котором сказано, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Перечень элементов расходов строго определен, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.
Обратите внимание: хотя число счетов увеличивается, количество бухгалтерских записей (корреспонденций счетов) при этом уменьшается благодаря применению отражающих счетов - экранов.
Но главное впереди - предстоящий переход от налогообложения прибыли к подоходному налогу исключает из налоговых расчетов само понятие себестоимости. Вот тогда как нельзя кстати окажется развернутый учет расходов по элементам.
Вариант второй основывается на выделении
счетов 20 - 29 по учету затрат на производство
в самодостаточную систему счет
Как и в первом варианте, все
расходы по обычным видам деятельности
в бухгалтерском учете
На счетах 20, 23, 29 отражают прямые затраты на производство в аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат), что обеспечивает контроль за отклонениями от норм или от нормативных (запланированных) затрат.
На счете 25 группируют производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и т.п.) и контролируют отклонения фактических расходов по статьям смет.
На счете 26 группируют общие управленческие накладные расходы для контроля за соблюдением смет по филиалам, управленческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникновения затрат). На отдельном субсчете к счету 26 группируют коммерческие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля соблюдения смет соответствующими коммерческими и торговыми подразделениями.
Счета 25, 26 ежемесячно закрывают, списывая собранные на них суммы в дебет счетов 20, 23, 29, на которых таким образом обеспечивается возможность калькулирования сокращенной и полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов. К счетам 20, 23, 29 следует вести по крайней мере по два субсчета: 1 "Остатки незавершенного производства" и 2 "Калькулируемые расходы за отчетный период". В конце отчетного года калькулируемые расходы на этих счетах закрывают записью:
Д-т сч. 27 "Распределение общих затрат",
К-т сч. 20 "Основное производство",
23 "Вспомогательные производства"
При необходимости получить более подробную и полную информацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета организуется требуемый для этого аналитический учет.
Чтобы обеспечить баланс в системе счетов бухгалтерского учета (после отделения от нее счетов управленческого учета), необходим еще один синтетический счет 38 "Незавершенное производство" для учета стоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатов собственной выработки.
Рассмотрим пример учета на данном
счете. Допустим, что по состоянию
на 1 января (предполагается, что это
дата перехода организации на новый
План счетов) стоимость заделов
По расчетным данным стоимость незавершенного производства на 1 февраля была оценена в 190 тыс. руб., а на 1 марта - 175 тыс. руб. Исходя из этих данных в январе нужно отразить 40 тыс. руб. по дебету счета 38 "Незавершенное производство" и кредиту счета 37 "Отражение общих затрат". В феврале следует записать 15 тыс. руб. по дебету счета 37 и кредиту счета 38. Указанные корректировки на счете управленческого учета 27 "Распределение общих затрат" не отражают. Эти корректировки в каждом месяце доводят сальдо по счету 38 "Незавершенное производство" до расчетной стоимости реальных остатков незавершенного производства и полуфабрикатов. Сальдо по счету 38 вносится в отчетный бухгалтерский баланс.
Стоимость незавершенного производства можно отражать как сальдо на счете 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", если Минфин России разрешит иметь сальдо на данном счете. Надобность в счете 38 "Незавершенное производство" отпадет.
Счет 37 "Отражение общих затрат" ежемесячно закрывают, проводя записанную на нем сумму по кредиту счета 37 в корреспонденции со счетами:
15 "Заготовление и приобретение
материальных ценностей" - на сумму
расходов по заготовке и
40 "Выпуск продукции (работ,
услуг)" - на расходы по выпуску
продукции, выполнению работ,
оказанию услуг, включая и
44 "Расходы на продажу" - на
сумму коммерческих расходов
и издержек обращения за
другими счетами, на которые необходимо отнести текущие расходы по обычным видам .
Второй вариант применения счетов управленческого учета необходим для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью.
Третий вариант. Очевидно, что для крупных и крупнейших российских организаций со многими видами деятельности, в которых насчитываются сотни и тысячи подразделений, управленческий учет нельзя уложить в рамки, ограниченные счетами 20 - 29, отнесенными нами к счетам управленческого учета. Недостаточность второго варианта управленческого учета в том, что он позволяет вести учет и контроль расходов только по центрам ответственности и по калькулируемым объектам. Многие важнейшие объекты управленческого учета остаются за кадром. Если средним по размерам организациям второй вариант поможет решить вопросы управленческой информации и внутренней управленческой отчетности, то для крупных и крупнейших организаций явно недостаточно емкости счетов управленческого учета, используемых во втором варианте учета.
По поручению Минфина России специалисты ЗАО "Союзаудит" в течение 4 лет разрабатывали проект плана счетов бухгалтерского учета европейского типа.
Он состоит из 10 классов счетов, каждый из которых включает до 9 групп счетов, а в каждой группе может быть до 9 синтетических счетов. Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить число синтетических счетов по сравнению с действующим Планом счетов и создать мощнейшую информационную структуру, позволяющую максимально использовать передовые современные информационные технологии.
Информация о работе Интегрированная система в управленческом учете