Интегрированная система в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание

Так, под системой управленческого учета на предприятии, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Варианты организации управленческого учета на предприятиях
1.2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии
1.3 Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета
2.СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
2.1. Современная концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета
3.1. Особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе
3.2 Интеграция на уровне методологии и техники учета
3.3 Интеграция на уровне автоматизации
3.3 Учет затрат по экономическим элементам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Интегрированная система в управленческом учете.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

2. Системы учета - учет затрат  по функциям (ABC-метод).

Предприятиям, выпускающим продукцию широкого ассортимента из одного исходного сырья, необходима информация о затратах на каждой стадии (функции) переработки. Эту задачу позволяет решить система учета по функциям (ABC-метод). Ее сущность - аккумулирование затрат по функциям.

Функциональный учет затрат и результатов деятельности предприятия предназначен для определения стоимости и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в разрезе их потребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам, задействованным в производстве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге, техническом обеспечении, обслуживании покупателей.

В целом ABC-метод следует рассматривать  как инструментальное средство, позволяющее  достаточно точно произвести оценку стоимости операций, процессов и  результатов действий в разрезе видов продукции и услуг, а также групп поставщиков и каналов продаж.

Метод ABC находит распространение  на предприятиях США, Германии, Франции.

Система Jist-in-time. Данная система получила широкое распространение в Японии, США, Германии.

В основе всех модификаций данной системы лежит принцип ликвидации избыточной информации для управления. Во-первых, в связи с минимизацией расходов на хранение и внутризаводскую  транспортировку для менеджеров становятся нерелевантными учетные  данные по всем стадиям движения материального потока. Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда основных производственных рабочих также становится нерелевантным, поэтому данные затраты учитываются в составе общепроизводственных расходов.

Метод Target costing. Этот метод активно используется в Японии, США.

Сама идея, положенная в основу концепции таргет-костинга, заключается  в несложном преобразовании традиционной формулы ценообразования:

Себестоимость + Прибыль = Цена, которая  в концепции таргет-костинга представлена как:

Цена - Прибыль = Себестоимость.

Это простое решение позволило  получить прекрасный инструмент контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования.

Будущее современного стратегического  менеджмента невозможно без системы  целевого управления затратами. Практика работы ведущих компаний мира должна убедить отечественных менеджеров в необходимости использования таргет-костинга на предприятиях. Система организации управленческого учета должна способствовать как управлению затратами в целом, так и использованию метода таргет-костинга в частности.

Использование в качестве основы предложенных в статье концептуальных основ формирования интегрированной системы финансового  и управленческого учета позволит фирмам получать оперативно очень важную для управления информацию. А это особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.

3.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ  В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ  СТАНДАРТОВ

 

3.1 Особенности интеграции  бухгалтерского и управленческого  учета в единой учетной системе

 

В настоящее время в российских компаниях насчитывается большое количество видов учета: бухгалтерский, управленческий, финансовый, налоговый, оперативный, производственный, учет по стандартам МСФО и/или GAAP. При этом управленческий учет также может параллельно осуществляться по нескольким стандартам. Например, компания, входящая в крупный холдинг, для материнской компании составляет одни управленческие отчеты, а для своих внутренних целей - другие, и, к сожалению, эти два вида управленческой отчетности настолько различны, что простой трансформации одних управленческих данных в другие не получается - необходимо вести два вида управленческого учета. Исходя из этого можно представить, какой штат и какая загруженность персонала по параллельному ведению различных видов учетов и составлению различной отчетности должны быть в компании, если не стремиться к интеграции всех видов учета в единой интегрированной учетной системе, поскольку, по сути, все эти учеты по-разному отражают одну и ту же первичную информацию.

Следовательно, было бы логично стремиться к тому, чтобы первичная информация о хозяйственных операциях отражалась одним специалистом один раз и в одной информационной системе так, как необходимо для всех систем учета, ведущихся в компании, и попадала бы в соответствующие формы отчетности.

Интеграция систем учета имеет  следующие преимущества:

исключение двойного (тройного и  т.д.) ввода данных по хозяйственным  операциям для нужд различных  систем учета;

высокий уровень достоверности  управленческой информации, достигаемый  благодаря однократному вводу данных и за счет минимизации вероятности ошибки при многократной обработке одной и той же информации в различных системах учета;

сопоставимость и соответствие данных различных систем учета, базирующихся на использовании единого информационного пространства;

отсутствие потребности в содержании дополнительных служб для параллельного  ведения различных видов учета;

оптимизация документооборота в компании.

В настоящее время вопрос об интеграции в единой системе бухгалтерского и налогового учета можно решить с помощью многих программных продуктов. Этот аспект в данной статье рассматриваться не будет. Проанализируем особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе.

Процесс интеграции можно подразделить на два важных уровня:

интеграция на уровне методологии  и техники учета;

интеграция на уровне автоматизации.

 

3.2 Интеграция на уровне  методологии и техники учета

 

Как правило, на момент постановки управленческого  учета в компании уже существует работающая система бухгалтерского учета с разработанной методологией и техникой учета, которые базируются на различных законодательных актах и закреплены в бухгалтерской учетной политике, должностных инструкциях и различных регламентных документах компании.

В целях управленческого учета  в компании также разрабатывается  управленческая учетная политика, которая  включает методический и организационно-технический  разделы.

В методическом разделе:

выбираются методы оценки активов  в целях составления управленческого баланса;

определяется методика учета затрат и калькулирования себестоимости  продукции, а также методика подготовки информации для групп управленческих решений;

разрабатывается перечень регистров  и аналитик управленческого учета - управленческий план счетов;

создаются форматы управленческой отчетности;

разрабатывается перечень хозяйственных  операций, возможных в компании.

В организационно-техническом разделе:

определяются  организационные структуры служб, занимающихся управленческим учетом;

прописывается финансовая структура компании для осуществления бюджетного управления (на основе центров финансовой ответственности);

создаются стандарты документооборота;

разрабатываются техника учета и новые требования к обработке первичной информации для получения необходимой управленческой информации с заданной оперативностью, периодичностью и в нужных аналитических разрезах.

Управленческая учетная политика может разрабатываться на основе РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета), МСФО/GAAP или любого иного пользовательского стандарта. При этом, определяя методологические аспекты управленческого учета, нужно понять, насколько они будут совпадать с методикой бухгалтерского учета в компании, будут ли в этих системах совпадать методы оценки имущества компании, методы деления активов на оборотные и внеоборотные, методы списания стоимости основных фондов, методы учета доходов, классификация затрат и методы учета затрат и списания их на финансовый результат.

Таким образом, уже на уровне методологии устанавливается, какую информацию можно напрямую использовать из системы бухгалтерского учета - интеграция систем бухгалтерского и управленческого учета.

3.3 Интеграция на уровне  автоматизации

 

После разработанной методологии системы учета и проектирования "на бумаге" наступает следующий этап - внедрение автоматизированной системы бухгалтерского и управленческого учета. Сегодня бухгалтерский учет в компаниях, как правило, уже автоматизирован, поэтому при выборе программного продукта для автоматизации управленческого учета компании часто отталкиваются от уже имеющегося программного обеспечения.

Существует несколько вариантов  интеграции управленческого и бухгалтерского учета в зависимости от способа  отражения хозяйственных операций в интегрированной системе учета:

одновременное отражение хозяйственных  операций в различных контурах учета  от введенного в систему документа;

трансформация по определенным правилам данных, вводимых в основной контур и в другие контуры учета.

В случае, когда для компании первичен управленческий контур, возможны следующие варианты интеграции с бухгалтерским учетом .

интегрированная система с управленческим и бухгалтерским контурами (первичен управленческий);

интегрированная система с дополнительным копированием и выносом бухгалтерского контура.

Кроме того, возможен средний вариант, когда часть первичной информации вносится в управленческий контур и  из него попадает в бухгалтерский, а  другая часть заносится сначала  в бухгалтерский контур, а потом  трансформируется в управленческие данные.

На практике наиболее распространен  вариант, при котором поставщиком  всей первичной информации является бухгалтерский контур. Здесь возможны следующие варианты интеграции:

выгрузка/загрузка данных через промежуточные  файлы;

интегрированная система с дополнительным копированием и выносом бухгалтерского контура;

интегрированная система с управленческим и бухгалтерским контуром (первичен бухгалтерский).

При трансформации данных из бухгалтерского учета в управленческий возникает  ряд задач, которые необходимо решить:

разработка правил трансформации  бухгалтерских данных в управленческие - "карты переноса";

установка соответствия бухгалтерских  и управленческих статей доходов/расходов и выплат/поступлений;

при необходимости ввод дополнительных аналитических признаков на счета бухгалтерского плана счетов и дополнительных реквизитов в экранные формы ввода бухгалтерских документов;

настройка системы.

В процессе разработки отдельных "карт переноса" анализируется весь перечень хозяйственных операций, возникающих в компании, и способы их отражения в бухгалтерском контуре: корреспонденции счетов, документы, которыми они оформляются. Далее прописываются соответствия бухгалтерских корреспонденций корреспонденциям по счетам управленческого плана счетов.

Помимо соответствия корреспонденции  счетов следует определить соответствие аналитик (субконто) и способы их заполнения в управленческом контуре  на основе данных, имеющихся в бухгалтерском, а также разработать соответствия статей доходов/расходов, поступлений/выплат и при необходимости расширить перечень статей справочников в бухгалтерском контуре под требования управленческого учета..

Так, например, чтобы в управленческом контуре определилась статья БДДС (Бюджет движения денежных средств), нужно составить соответствие двух справочников (бухгалтерского "Статьи движения денежных средств" и управленческого "Статьи БДДС)". При выполнении этой работы можно обнаружить, что бухгалтерский справочник содержит небольшое количество статей поступлений и выплат, а управленческий - более детальные статьи (см. таблицу). В этом случае необходимо будет дополнить, а возможно, и перегруппировать справочник бухгалтерского контура, а затем прописать соответствие, что, например, той или иной статье бухгалтерского контура соответствует та или иная статья управленческого контура.

CELLSPACING=0>

Бухгалтерский контур:  
Статьи движения  
денежных средств

Управленческий контур: Статьи БДДС Оплата поставщику Выплаты за воду и стоки  
Выплаты за сырье и материалы  
Выплаты за тепловую энергию  
Выплаты за услуги банков и РКО  
Выплаты за услуги связи  
Выплаты за электроэнергию  
Выплаты на информационное обслуживание  
Выплаты на обслуживание и ремонт а/м  
Выплаты на обслуживание и ремонт зданий  
Выплаты на обслуживание оборудования  
Выплаты на обучение персонала  
Выплаты на охрану  
Выплаты на охрану труда  
Выплаты на содержание оргтехники  
Выплаты на страхование  
Выплаты на топливные материалы  
Выплаты на транспортные затраты  
Выплаты по аренде

В некоторых случаях простой  переработки и расширения справочников бухгалтерского контура оказывается недостаточно и может возникнуть необходимость ввода дополнительных аналитических признаков на счета бухгалтерского плана счетов и/или дополнительных реквизитов в экранные формы ввода бухгалтерских документов.

3.3 Учет затрат по  экономическим элементам

 

В новом Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина  России от 31.10.2000 N 94н, существенной корректировке  подвергся разд.III "Затраты на производство". Из него исключены  некоторые счета, что создало новую группу свободных счетов.

Инструкция по применению Плана  счетов рекомендует использовать счета 20 - 29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и  другим признакам, а также для  исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), а счета 30 - 39 - для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов - экранов. Состав и методику использования счетов 20 - 39 при таком варианте учета организация устанавливает исходя из особенностей деятельности, структуры, методов управления на основе рекомендаций Минфина России.

Информация о работе Интегрированная система в управленческом учете