Инвентаризация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – исследование вопросов осуществления бухгалтерского учёта, изучение теоретического материала, действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, проведения анализа основных средств, разработка предложении по совершенствованию организации учёта и рекомендации по повышению эффективности использования основных средств действующей организации.

Работа состоит из  1 файл

инвентаризация.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

Согласно плану счетов, выбытие основных средств отражается следующим образом. К счёту 01 нужно открыть субсчёт «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчёта списывается первоначальная стоимость объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. 

Восстановление  объекта основных средств может осуществляться посредствам ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражается в бухгалтерском учёте отчётного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначальные принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В случае наличия  у одного объекта нескольких частей, имеющий разный срок полезного использования, учитывается как выбытие и  приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Единицей учёта  основных средств является отдельный  инвентарный объект, под которым  понимают законченное устройство, предмет  или комплекс предметов со всеми  приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определённый инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на всё время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

 

 

2.3. Аналитический учет основных средств

 

Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп по инвентарным объектам и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность.

Основным регистром  аналитического учета основных средств является инвентарная карточка (форма № ОС-6). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной  стороне инвентарных карточек указывают  сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и  модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном  экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.)

По месту  нахождения (эксплуатации) основных средств  для контроля за их сохранностью можно  вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер  и дату инвентарной карточки, инвентарный  номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств.

В бухгалтерии  инвентарные карточки формируют  в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств.

Инвентарный объект основных средств - это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например: станок, холодильник и т.п.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененных предметов (например, поточная линия), представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.

Согласно “Типовой классификации” выделяют следующие  виды инвентарных объектов:

- инвентарный объект по группе зданий - каждое отдельно стоящее здание. Если здания имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Постройки, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание, составляют вместе с ним отдельный инвентарный объект. Наружные надстройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки  являются самостоятельными инвентарными объектами.

- инвентарный объект сооружений и передаточных устройств - отдельное сооружение (передаточное устройство) со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое.

- инвентарный объект силовых и рабочих машин и оборудования - отдельная машина, аппарат, агрегат, установка, прибор и т.д., включая относящиеся к ним приспособления, принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент.

- инвентарный объект инструментов - это только те предметы, которые не входят в состав машины, станка, аппарата и т.п. и имеют самостоятельное значение.

- инвентарный объект вычислительной техники - счетные машины и устройства (компьютеры, мониторы, принтеры и т.п.), которые не относятся к составным частям другой машины.

- инвентарный объект прочих машин и оборудования - единица оборудования, включая относящиеся к ней принадлежности приборы и инструменты.

- инвентарный объект транспортных средств (локомотивы, машины, прицепы и полуприцепы и т.п.) - объект с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (набор инструментов, магнитола и др.).

Также выделяют: инвентарный объект измерительных  и регулирующих приборов и устройств  лабораторного оборудования; объекты  производственного инвентаря и принадлежностей, объекты хозяйственного инвентаря; инвентарный объект рабочего и продуктивного скота и других животных; инвентарный объект прочих основных средств.

Для учета и  контроля сохранности основных средств  каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться  другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через  пять лет после выбытия.

Арендуемые  основные средства могут учитываться  у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.    

 

3. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

 

3.1. Документы  по оформлению движения основных  средств

 

Каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных  документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.

При учете основных средств и их движения в организации  должна быть разработана рациональная система документооборота.

На ЗАО «0000000000000000000» приказом определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете № 129-ФЗ первичные учетные  документы должны содержать следующие  обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной  операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Согласно п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском  учете № 129-ФЗ и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.

Несоблюдение  всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных учетных  документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.

Движение основных средств документально оформляется  в соответствии с типовыми формами  первичного учета в промышленности и строительстве и краткими указаниями по их применению и заполнению, которые утвеждены постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7.

Для учета основных средств действуют следующие  унифицированные формы первичной  учетной документации:

Форма ОС-1 –  «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме здании, сооружений)»

ОС-1а - «Акт о  приеме-передаче здания (сооружения)»

ОС-1б – «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений»

Форма ОС-2 –  Накладная на внутреннее перемещение основных средств.

Форма ОС-3 –  «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных  объектов»

Форма ОС-4 –  «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»

Форма ОС-4а –  «Акт о списании автотранспортных средств»

ОС-4б «Акт о  списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»

Форма ОС-6 –  Инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений)

ОС-6а – «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств».

ОС-6б – «Инвентарная книга учета объектов основных средств»

Форма ОС-14 –  «Акт о приемке оборудования»

Форма ОС-15 –  «Акт приемки-передачи оборудования в  монтаж»

Форма ОС-16 –  «Акт о выявленных дефектах оборудования»

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

-   приобретения за плату у других организаций;

-   строительства хозяйственным или подрядным способом;

-   получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

-   внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

-   получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

-   взятия в аренду с последующим выкупом;

-   поступления по акту дарения;

-   передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

- передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Документ применяется  для учета ввода объектов в  эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

При оформлении приемки основных средств акт  составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами  приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

Информация о работе Инвентаризация основных средств