Инвентаризация в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:57, контрольная работа

Описание

Для того чтобы иметь представление о реальном финансовом состоянии организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: количестве, состоянии, в котором оно находится, и правильности его оценки. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бух­галтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обяза­тельств называется инвентаризацией.

Работа состоит из  1 файл

Инвентаризация в торговой организации.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)


Инвентаризация в торговой организации

Понятие «инвентаризация» и в каких случаях она проводится

В ходе осуществления хозяйственной деятельности торговая организация имеет активы и пассивы.

Для того чтобы иметь представление о реальном финансовом состоянии организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: количестве, состоянии, в котором оно находится, и правильности его оценки. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бух­галтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обяза­тельств называется инвентаризацией.

То есть инвентаризация представляет собой определенную по­следовательность практических действий по документальному под­тверждению наличия, состояния и оценки имущества и обяза­тельств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Можно сказать, что инвентаризация — это кон­трольная функция учета, позволяющая выявить случаи необосно­ванного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложен­ного в различные виды имущества (активов).

Вопросам, связанным с необходимостью проведения инвента­ризации активов и обязательств организации, придается большое значение в нормативном регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Законодательство предоставляет организациям широкие воз­можности для использования инвентаризации в качестве действен­ного механизма регулирования и контроля порядка ведения бухгал­терского учета финансово-хозяйственной деятельности организа­ции в целях подготовки достоверной информации о ее финансовом положении в бухгалтерской отчетности.

Необходимость проведения инвентаризации подтверждается ст. 12 Закона о бухгалтерском учете:

«Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить ин­вентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда про­ведение инвентаризации обязательно».

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих орга­низаций является не только важным общехозяйственным меро­приятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 За­кона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации утверждается при форми­ровании учетной политики.

Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризация либо вообще не проводится, либо проводится с нарушением установленных правил, когда формально заполняются инвентаризационные описи и составляются акты по данным реги­стров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещест­венной) проверки).

Обратите внимание! Если бухгалтерская отчетность торговой организации в соответствии с законодательством должна в обяза­тельном порядке подтверждаться независимой аудиторской орга­низацией, то отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед годовой бухгалтер­ской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче Положительного аудиторского заключения о представленной к ау­диторской проверке бухгалтерской отчетности даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации, которые торговая организация может использовать при составлении порядка проведения инвентаризации с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.

Виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы:

 

Критерий

Вид инвентаризации

Действия

По обязатель­ности проведе­ния

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством

Инициативная

Проводится по решению руководите­ля

По периодич­ности

 

 

Плановая

Проводится в установленные поряд­ком проведения инвентаризации сроки

Внеплановая

Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля сохранности отдельных видов имущества, либо необходимость ее  проведения предусмотрена законодательством                                                   

По степени охвата

 

 

Полная

Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств

Частичная

Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств                                                       

По методу проведения

Натуральная

Непосредственное наблюдение объектов и определение их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и  т.п.                                                               

Документальная

Проверка документального подтверждения наличия объектов                        

Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда инвентариза­ция является обязательной. Согласно п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете организация обязана провести инвентаризацию следующих случаях:

«при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального уни­тарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации».

Порядок проведения инвентаризации в торговой организации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике. Данный порядок включает график проведения плановых и внепла­новых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, прове­ряемых при каждой инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установлен­ные сроки, внеплановые (внезапные) — неожиданно для матери­ально ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Сроки проведения внеплановых инвентари­заций не должны быть известны материально ответственным лицам. Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по ре­шению руководителя организации, так и по требованию следствен­ных и контрольных органов.

Торговая организация самостоятельно решает вопросы прове­дения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отра­жает это в приказе об учетной политике, исходя из требований дей­ствующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств торговой организации, а частичная (выборочная) — один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, товары и т.п.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также в случаях установления фактов списания материальных ценностей по неза­конным операциям или неправильно оформленным документам. В период между инвентаризациями в торговых организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товаров в местах их хранения.

Основная задача выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период — контроль сохранности товарно-материальных ценностей, выполнения правил их хранения, соблюдения материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Торговая организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Обратите внимание! Порядок проведения инвентаризаций составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу торговой организации.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в обязательном порядке и в полном объеме перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (но не ранее 1 октября отчетного года), кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Кроме того, для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета инвентаризация может проводиться для основных средств — один раз в три года; для библиотечных фондов — один раз в пять лет.

Кроме того, данным бухгалтерским документом разрешено организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.

Основные цели инвентаризации

Как уже было отмечено, основным требованием, предъявляе­мым к бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, является ее достоверность, т.е. реальность статей баланса. Она обеспечивается, в частности, проверкой соответствия учетной оценки имущества организации его реальной (как правило, рыночной стоимости, т.е. инвентаризацией).

Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества (как собствен­ного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бух­галтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также выявление неучтенных объектов;

— определение фактического количества материально-произ­водственных ресурсов, использованных в процессе производства;

— сопоставление фактически  полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

— проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товар­но-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фак­тического физического состояния. В Законе о бухгалтерском учете подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возмож­ность для руководителя организации устанавливать по результа­там инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он счи­тает правильной и достоверной;

— проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а так­же правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Основу любой инвентаризации составляет полная или выбороч­ная проверка фактического наличия материальных ценностей, иму­щественных прав и обязательств специально созданной в органи­зации комиссией. При этом различают два вида проверок: нату­ральную и документальную.

Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюде­нии объектов и определении их количества путем подсчета, взве­шивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные де­нежные средства и бланки документов строгой отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имуще­ственных прав (нематериальных активов, расходов будущих перио­дов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

В составе документальной проверки проводится бухгалтерская, или книжная, проверка, заключающаяся в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).

Обратите внимание! Должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета в организации, необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством нало­говые органы вправе налагать административные штрафы на долж­ностных лиц организации, виновных в ведении бухгалтерского уче­та с нарушением установленного порядка. В данном случае таким; нарушением может являться невыполнение требований Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета в части проведения инвентаризаций.

Общие правила проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации и отражения в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвента­ризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете торговой орга­низации применяются типовые унифицированные формы первич­ной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.

Для проведения инвентаризации руководитель торговой организации издает приказ (форма № ИНВ-22):

ПРИКАЗ

 

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ) О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Информация о работе Инвентаризация в торговой организации