Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:30, реферат
В работе приведен ряд цифровых примеров по наиболее сложным вопросам учета, а также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций. В приложении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств.
Введение 4
Теоретические и методологические основы учета основных средств 5
1. Основные средства, задачи учета основных средств. 5
2. Классификация и оценка основных средств 8
3. Документы для оформления движения основных средств 12
4. Аналитический учет основных средств 12
5. Документальное оформление, учет поступления и наличия основных средств 14
5.1. Источники формирования основных средств 14
5.2. Учет поступления основных средств 15
5.3. Учет наличия основных средств 15
5.4. Учет перемещения объектов основных средств 16
5.5. Синтетический учет формирования и наличия основных средств 17
6. Амортизация основных средств 23
7. Ремонт, реконструкция и модернизация основных средств 30
8. Выбытие основных средств 35
9. Инвентаризация и переоценка основных средств 41
10. Бухгалтерская отчетность по основным средствам 45
11. Учет использования основных средств 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Пример:
ООО «Скандинавия» продает принадлежащий ему грузовой автомобиль за 120000 руб. (в том числе НДС – 20000 руб.).
Первоначальная стоимость автомобиля – 120000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 40000 руб.
Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 1000 руб.
Бухгалтер фирмы делает следующие проводки:
Д 76 К 91-1 – 120000 руб.
– отражена задолженность покупателя
Д 51 К 76 – 120000 руб.
- поступили деньги от покупателя
Д 91-2 К 68 «Расчеты по НДС» - 20000 руб.
- начислен НДС
Д 01 «выбытие основных средств» К 01 – 120000 руб.
- списана первоначальная стоимость автомобиля
Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» - 40000 руб.
- списана сумма начисленной амортизации
Д 91-2 К 01 «Выбытие основных средств» - 80000 руб.
- списана остаточная стоимость автомобиля
Д 91-2 К 71 – 1000 руб.
- списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД
Таким образом, прибыль от продажи автомобиля составит 19000 руб. (12000-20000-80000-1000).
В конце месяца бухгалтер сделает проводку:
Д 91-9 К 99 – 19000 руб.
- отражена прибыль от продажи автомобиля.
Пример:
В январе 2003 года ООО «Скандинавия» приобрело бератор «НДС от А до Я». Стоимость книги – 4224 руб. (в том числе НДС – 384 руб.).
Бухгалтер фирмы должен сделать проводки:
Д 60 К 51 – 4224 руб.
- оплачен бератор
Д 08 К 60 – 3840 руб. (4224-384)
- оприходован бератор
Д 19 К 60 – 384 руб.
- учтен НДС
Д 01 К 08 – 3840 руб.
- бератор передан в бухгалтерию
Д 26 К 01 – 3840 руб.
- списана стоимость бератора
Д 68 «Расчеты по НДС» К 19 – 384 руб.
- НДС принят к вычету.
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №49).
Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:
- при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
- перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
- при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет.
Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации также уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т.п.).
Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.
Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.
Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф.№инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.
Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).
На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.
Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.
Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.
Возможен вариант, при котором материалы результатов инвентаризационной комиссии с учетом ее предложений оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации.
На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.
Оценка выявленных неучтенных объектов основных средств должна быть произведена с учетом рыночных цен, а амортизация определена по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и амортизации основных средств. В бухгалтерском учете делается проводка:
Д 01 К 91 «Прочие доходы и расходы» | Поставлен на баланс неучтенный объект основных средств |
При недостаче и порче основных средств в учете делают проводки:
Д 01«Выбытие основных средств» К 01
Д 02 К 01 «Выбытие основных средств»
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 01 «Выбытие основных средств»
Д 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К 94
Д 50, 51 К 73
Д 91 К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» | Отражена первоначальная (восстановительная) стоимость объекта
Списана сумма начисленной амортизации
Списана остаточная стоимость объекта
При выявлении виновников на сумму рыночной стоимости объекта
Оплата виновниками
Если выявлена недостача ОС по результатам инвентаризации или ОС было похищено, то до момента, пока не будут выявлены виновники и причины, сумма убытка, полученного от списания, учитывается на счете 94 «недостачи и потери от порчи ценностей»
|
Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ.
Ее цель – показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.
Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной) стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки.
В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:
- приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию;
- указана в информации, исходящей из органов государственного управления;
- опубликована в средствах массовой информации;
- определена в установленном порядке экспертами, т.е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности.
В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Иными словами предусмотрено два способа переоценки:
1. с применением индекса-дефлятора;
2. путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (такой пересчет может производиться самостоятельно или с привлечением оценщиков).
Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств.
Результаты переоценки отражаются на счете 83 «Добавочный капитал».
В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются следующим образом:
Д 01 К 83
Д 83 К 02 | Увеличена стоимость объекта в результате переоценки
Доначислена сумма амортизации объекта в результате переоценки |
В ходе переоценки можно увеличить стоимость тех объектов основных средств, которые ранее были уценены. Тогда сумма дооценки, равная сумме предыдущей уценки, учитывается в составе внереализационных доходов. Превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала. Данные операции отражаются проводками:
Д 01 К 91-1
Д 01 К 83
Д 91-2 К 02
Д 83 К 02 | Отражена дооценка объекта в пределах предыдущей уценки
Отражена дооценка объекта сверх предыдущей уценки
Увеличена амортизация объекта в пределах предыдущей уценки
Увеличена амортизация объекта сверх предыдущей уценки
|
Законом «О бухгалтерском учете» определены составные части бухгалтерской отчетности.
В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности организации включаются следующие отчетные формы:
- бухгалтерский баланс (форма №1)
- отчет о прибылях и убытках (форма №2)
- отчет об изменениях капитала (форма №3)
- отчет о движении денежных средств (форма №4)
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)
- пояснительная записка
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются: динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств; иная информация.
Отдельные показатели, включенные в образец формы приложения к бухгалтерскому балансу, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.
При раскрытии организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации о принадлежащей ей активах в качестве основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности раздельно приводятся данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и начисленной амортизации.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов, в которых отражаются данные о движении заемных средств, кредиторской и дебиторской задолженности, амортизируемом имуществе, источниках средств для финансирования инвестиций, финансовых вложениях, расходах, по обычным видам деятельности, социальных показателях.