Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:37, реферат
Современное устройство контроля в России вырабатывалось постепенно, и для знакомства и оценки этого учреждения необходимо просмотреть всю историю его развития. Памятники русской истории свидетельствуют о крайне медленном развитии государственной жизни наших предков. Не говоря уже про ведомство контроля, задатки которого с трудом можно отыскать в истории государственной жизни Московской Руси, все другие отрасли управления находились в полном неустройстве. Поэтому напрасно было бы искать следы контроля как в древнейшей эпохе русских княжеств, так и в удельно - вечевом периоде.
История государственного контроля
в виде отдельного самостоятельного
ведомства начинается с 28 января 1811
г., когда было образовано Главное
управление ревизии государственных
отчетов (Государственный контроль).
Главный контролер был
*он был враждебно встречен бюрократическими органами;
*стараниями бюрократов
работникам контрольного
*на штат контрольного
ведомства отрицательное
*ощущался недостаток работников;
*счета представлялись
в таком виде, что к этому
беспорядочному материалу
Для решения указанных проблем были приняты следующие меры:
*в помощь постоянно
действующим контрольным
*приемы и способы проверки отчетности были упрощены до предела;
*ведомствам, которые нужно
было проверить, было
Значительную роль для развития контроля сыграл план финансов М.М. Сперанского. Суть его состояла в следующем. Министерство финансов должно состоять из трех главных учреждений соответственно трем главным частям управления финансами. При этом Министерство финансов, главный казначей и государственный контролер должны были самостоятельно и независимо руководить вверенными управлениями и нести ответственность за состояние соответствующей отрасли, поддерживая между собой тесную связь. Деятельность государственного контролера должна состоять в том, чтобы получать и проверять счета приходов и расходов всех местных управлений.
Содержание деятельности финансового контроля - проверка исполнения бюджета. "Одна ревизия счетов может показать, до какой степени финансовый закон в каждом году был сохранен или нарушен".
Кроме роли обличителя совершенных злоупотреблений, контроль должен решить задачу обобщения опыта управления государственными средствами: "доставлять правительству ежегодно примечания из самих опытов, извлеченные о движении его капиталов, представлять способы к облегчению их движения и к лучшей проверке".
Однако данный план не был
воплощен в жизнь по двум причинам:
первая - это "падение" М.М. Сперанского,
вторая - нашествие Наполеона в 1812
г. и последовавшая затем война,
которые отвлекли Александра I от реформаторской
деятельности. Общая неудача
Для ускорения проведения ревизии отчетности, накопившейся за определенное время, предпринимались особые меры: создание "временных комиссий для решения счетов и счетных дел прежнего времени". Впервые такая комиссия была организована в 1819 г. Затраты на ее содержание превышали расходы по постоянно действующим контрольным учреждениям.
Контроль оборотов местных учреждений производили Казенные палаты. После документальной проверки отчетности губернских учреждений счетное отделение Казенной палаты должно было составлять общий отчет о губернских оборотах и отсылать его на ревизию. В последнем сущность работы по проверке отчетов казенных палат состояла в наблюдении за соответствием фактических поступлений и расходов учреждений утвержденным данным, а также в сличении правильности отражения по отчетам сумм, выдаваемых губернским учреждениям и получаемых от них. В общем формальная бухгалтерская проверка цифровых данных.
Во времена Николая I (1827
г.) был учрежден особый контроль при
Министерстве имперского двора; упразднены
были адмиралтейская и черноморская
контрольные экспедиции и вместо
них при Государственном
В 1827 - 1836 гг. при участии
Главного управления ревизии государственных
счетов были выработаны формы отчетности
и порядок их ревизии. Это было
связано с тем, что в составлении
отчетов отмечался большой
Для составления главных правил отчетности государственный контролер А.З. Хитрово в начале 1827 г. образовал особый комитет из управляющих экспедициями и директора Канцелярии государственного контроля и поручил этому комитету обсудить вопросы об устройстве отчетности, о мерах к своевременному ее поступлению и к устранению затруднений, которые приходилось испытывать Государственному контролю по причине необходимости требования дополнительной справки и объяснений к ревизуемым счетам.
В 1836 г. Главное управление
ревизии государственных счетов
было преобразовано в
Каждый Департамент состоял
из общего присутствия, отделений и
канцелярий. Общее присутствие состояло
кроме начальника Департамента еще
и из старших ответственных
Однако принятый закон ничего не изменил ни в задачах, ни в формах контроля. В этом законе получила полное завершение система ревизии генеральных счетов, фактически действовавшая с конца XVIII века. По этой системе до поступления в Государственный контроль отчетность проходила три инстанции. В первой, низшей, учитывались обороты по приходам и расходам, велись бухгалтерские книги и по окончании года составлялись отчеты, которые вместе с книгами и документами отправлялись во вторую инстанцию, где они ревизовались по подлинным документам. Третью инстанцию составляли департаменты министерства. Здесь отчеты проверялись еще раз, по ним составлялись сводные (генеральные) отчеты, которые затем отправлялись в Государственный контроль. Совет Государственного контроля рассматривал результаты ревизионной деятельности с государственной точки зрения и подготавливал материал для составления Всеподданнейшего отчета. Данному органу было предоставлено право утверждать расходы, которые с формальной стороны не имели оправдания, и оставлять без преследования убытки по операциям, предпринятым в каких-либо нравственных или политических целях. Таким образом, Государственный контроль фактически не производил ревизию отчетности, так как не имел дела с подлинными документами, а лишь рассматривал генеральные отчеты министерств. От ревизии в собственном смысле слова Государственный контроль был устранен.
Положительным моментом являлось то, что департаменты могли судить о выгодности и невыгодности определенных операций независимо от законности их производства. Совету Государственного контроля было предоставлено право устанавливать меры, направленные на усовершенствование счетоводства и отчетности. Был расширен штат чиновников и улучшено их содержание.
Однако вплоть до 60-х годов
XIX века Россия не знала фактической
суммы своих оборотных средств.
Не только недвижимое имущество и "материальные
капиталы", но и переходящие денежные
государственные ресурсы не были
на счету. Государственная роспись
(или перечень ежегодных доходов
и расходов) считалась государственной
тайной. Целые отрасли государственных
доходов сосредоточивались в
руках отдельных и
Кроме государственных доходов,
были доходы и капиталы министерств
и управлений, которые поступали
с мест непосредственно в их казну,
образуя в них солидные финансовые
запасы. Что касается расходов государства,
то управления не забывали аккуратно
перечислять их в своих финансовых
сметах. Министерство финансов ежегодно
по государственной росписи
Скрытые и явные растраты
государственного достояния, бесцельное
лежание государственных
Дух стяжательства и возможность
произвола подталкивали некоторые
государственные ведомства к
изобретению неблаговидных
Все это вело к необходимости внесения изменений. В 1858 г. В.А. Татариновым был предложен проект реформы Государственного контроля. Суть его состояла в том, чтобы создать ревизионную инстанцию - Государственный контроль, который по подлинным актам и документам проверял бы как исполнителей (кассиров), так и распорядителей кредитами. Реформа предполагала сосредоточение всех государственных ресурсов в руках Министерства финансов, распределение их на удовлетворение государственных потребностей по степени важности последних и по строго обоснованным требованиям ведомств, расходование средств в строгом соответствии со сметными правилами и установление действительного ревизионного наблюдения за исполнением бюджета со стороны независимого контрольного органа.
В основу проводимой Государственным
контролем ревизии
Основные положения проекта реформы предписывали :
1. Составление единообразных
для всех ведомств смет, которые
должны были охватывать все
государственные доходы и
2. Рассмотрение и утверждение
сметы одновременно с
3. Запрещение переносить
кредиты из одного главного
подразделения сметы в другое;
внутри данного подразделения
сметы такой порядок
4. Заключение сметы в
определенный срок, после которого
кредиты по сметам данного
Министерства должны быть
Одно из основных нововведений реформы - требование единства кассы, т.е. сосредоточение всех денежных средств в ведении только Министерства финансов.
Для осуществления последующей ревизии всем учреждениям следовало периодически представлять Государственному контролю подлинные документы. Кроме того, в обязанности Государственного контроля входило составление отчета об оборотах всех государственных средств и представление его не позже конца года, следующего за отчетным. Все основные нововведения, положенные в основу реформы 1859 г., были применены.
Результаты реформы не
замедлили сказаться: уже в 1868 г.
В.А. Татаринов мог
"Прямая выгода
Реформа В.А. Татаринова, давшая, несомненно, блестящие результаты, поставила финансовое хозяйство государства на правильную основу, привела финансы в понятное положение и содействовала уменьшению злоупотреблений.
Однако спустя некоторое
время обнаружились пробелы этой
системы, которые сказались на развитии
государства. От внимания контрольных
учреждений ускользнуло много упущений
и злоупотреблений; вследствие несостоятельности
распорядителей кредитами или по
другим причинам часто имели место
случаи списания расходов. Все это
причиняло казне громадный