Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:37, реферат
Современное устройство контроля в России вырабатывалось постепенно, и для знакомства и оценки этого учреждения необходимо просмотреть всю историю его развития. Памятники русской истории свидетельствуют о крайне медленном развитии государственной жизни наших предков. Не говоря уже про ведомство контроля, задатки которого с трудом можно отыскать в истории государственной жизни Московской Руси, все другие отрасли управления находились в полном неустройстве. Поэтому напрасно было бы искать следы контроля как в древнейшей эпохе русских княжеств, так и в удельно - вечевом периоде.
Основные положения реформы Государственного контроля легли в основу его переустройства. В дальнейшем они получили свое развитие:
*был расширен круг ведомств, изъятых из компетенции Государственного контроля;
*постепенно был введен
предварительный контроль (но не
в виде общего правила, а
лишь в отдельных случаях по
отношению к определенным
*параллельно с общей
иерархией контрольных
Вместе с тем расширялись
и административные функции контроля:
его представители стали
В 1880 г. широкое применение
ко многим хозяйственным операциям
получил предварительный
В 1883 г. временная ревизионная
комиссия была преобразована в Департамент
гражданской отчетности; Департамент
морских отчетов был
*присутствовать при приеме
и освидетельствовании
*производить осмотр работ
и сличать с действительностью
правильность документальных
*освидетельствовать
*присутствовать при продаже
негодного и ненужного
*присутствовать при
*присутствовать при погрузке и выгрузке вагонов;
*освидетельствовать все кассы дороги;
*рассматривать во всякое
время книги, счета, документы
и делопроизводство в
В 1888 г. из Департамента гражданской
отчетности был выделен Отдел
центральной бухгалтерии
Кроме структурных изменений,
были произведены также дополнения
в счетные правила 1862 г. Например,
12 июня 1890 г. был издан закон, по которому
суммы на потребности, поступавшие
ранее за счет авансовых кредиторов,
должны вноситься в основные сметы
действующих лет. Также был отменен
льготный срок для государственных
доходов и некоторых видов
расходов, установлен новый порядок
сроков для внесения на рассмотрение
государственной власти финансовых
смет и приняты меры к сокращению
сверхсметных ассигнований. Впервые
было введено ограничительное
28 апреля 1892 г. был издан
общий закон об учреждении
Государственного контроля. Этим
законом были классифицированы
и закреплены все те
Для определения правильного
порядка ведения
*денежных вопросов, т.е. исполнения сметы каждого министерства
*состояния системы управления.
Министр представлял годовой отчет на усмотрение Государя. Предварительное составление его поручалось отдельным департаментам. На основе представленных документов формировался общий министерский отчет, который подлежал предварительному рассмотрению в Совете Министров. Отчеты министерств представлялись на Высочайшее усмотрение; окончательное их рассмотрение должно было происходить в Совете Министров. Отчеты содержали пункты:
*состояние дел за
*успехи, сделанные Министерством в текущем году;
*результаты новых законов, изданных Правительством, и их влияние на управление;
*предложения по улучшению системы управления.
Кроме того, на основании закона 1892 г. и многочисленных более поздних законов из ревизии Государственного контроля были изъяты:
*Министерство Двора;
*Собственная Его
*Собственная Его
*государственные кредитные
учреждения и особая
*Священный Синод по
заведованию специальными
*все министерства
*частично еще некоторые другие ведомства.
Учреждения Государственного контроля подразделялись на центральные и местные. В первые входили государственный контролер, его помощник, Совет Государственного контроля, 4 департамента (гражданской отчетности, военной и морской отчетности, железнодорожной отчетности, кредитной отчетности), канцелярия Государственного контроля, центральная бухгалтерия и 2 комиссии со специальными функциями. К местным учреждениям относились: контрольные палаты (в состав которых входили управляющий, старший, младший ревизоры и прочие чины) и специальные "контроли" (по эксплуатации казенных железных дорог, по постройке железных дорог, по постройке оборонительных сооружений при коммерческих портах, при заводах Морского министерства); сюда же относились "полевые контроли" во время военных действий и временные ревизионные комиссии для проверки военных расходов. Центральные учреждения проверяли операции центральных правительственных учреждений, местные - местных органов.
Ревизия контрольных палат
над распорядителями
Контрольные органы строились на коллективном начале. Ревизоры составляли по отчетности "ревизионные" и "учетные регистры", которые обсуждались при "общем присутствии" палат. Если объяснения признавались неудовлетворительными, но противозаконных действий не обнаружено, то присутствие постановляло произвести начет; о случаях злоупотреблений сообщалось начальнику отчетного отдела для возбуждения следствия. Постановления о начете на места, а также те, против кого протестует начальство подотчетного места, передавались в Совет Государственного контроля как в высшую инстанцию. Совет рассматривал также протесты по постановлениям общих присутствий департаментов и те дела, по которым не было набрано в общих присутствиях большинства голосов. Государственный контролер во всех этих вопросах действовал совместно с Советом. В случае его несогласия с постановлением Совета, а также при протесте со стороны начальства дело поступало в Сенат. Несовершенство этой организации и многочисленность инстанций приводили к тому, что виновные успевали избавиться от взысканий либо взыскание становилось фактически невозможным. После окончательного обревизования контрольные органы выдавали подотчетным лицам квитанции и уведомления. Эти документы служили удостоверением об окончательном утверждении отчетности; возобновление ревизии возможно было только при обнаружении новых обстоятельств. Что касается нецелесообразности хозяйственных распоряжений, то они не могли служить основанием к начетам, о чем информировался контролер, который или входил в контакт с соответствующими министерствами, или ограничивался включением факта в свой Всеподданнейший отчет. Предварительный и фактический контроль над различными хозяйственными операциями действовал на основании многочисленных специальных положений. Не утвержденный контролем расход все же может быть произведен распорядителем кредита, причем разногласие разрешалось впоследствии особым соглашением.
Независимость Государственного контроля слабо обеспечивалась коллегиальным устройством его учреждений и изъятием его местных органов из числа мест, подведомственных начальникам губерний. Чины контроля (вплоть до высших) не пользовались правом несменяемости и непосредственно подчинялись государственному контролеру.
Дореволюционная система контроля
Вплоть до 1906 г. Верховный
контроль осуществлялся только ежегодным
представлением Всеподданнейшего отчета.
Кроме того, государственный контролер
вносил в Государственный совет
отчет по исполнению росписи, который
составлялся в центральной
В 1906 г. был поднят вопрос
о полной независимости проверяющего
от проверяемого и о переустройстве
контроля на началах, которые приблизили
бы его к типу контрольных учреждений
в конституционных странах. Ответом
послужил Указ от 14 апреля 1906 г., в котором
было разъяснено, что "ревизионная
деятельность Государственного контроля
ни в каком отношении не подлежит
компетенции Совета Министров". Но,
несмотря на это, по отношению к Государственному
контролю как правительственному учреждению
сохранили всю силу положения
о Совете Министров, в том числе
правила о том, что главные
должности высшего и местного
управления замещаются после обсуждения
в Совете Министров. В итоге контроль
был поставлен в более
В это же время на рассмотрение Государственной Думы был представлен проект Устава о ревизии, который предусматривал создание особой канцелярии по кредитной части. Ревизии Государственного контроля должны были подлежать Министерство финансов, касса городского и земского кредита в отношении всех кредитных операций и оборотов по находящемуся в их ведении недвижимому имуществу, деятельность банковских контор.
В царствование Николая II функции Государственного контроля сводились к следующему:
*проверка представляемых
к определенному сроку
*проверка заграничных
счетов на банковских
*контроль за соответствием сметных данных действующему законодательству;
*проверка сметных данных
путем сравнения их с
Замечания Государственного
контроля по смете сообщаются одновременно
Государственному совету и тем министрам
и управляющим, которых они касаются.
В случае их несогласия с замечаниями
смета рассматривалась в
Государственный контроль производил следующие виды ревизий:
*документальная проверка
отчетов государственных
*предварительная;
*фактическая.
Главное и все губернские
уездные казначейства, так же как
и кассы социальных сборщиков, составляли
к концу указанного месяца отчетные
ведомости о поступивших
Само производство ревизии сводилось к кассовой проверке и ревизии по существу. При кассовой проверке ревизующий имел дело только с цифровыми данными; наблюдал за тем, чтобы все суммы, значащиеся в доходах казны как поступившие от плательщиков, были своевременно записаны в приход и чтобы в расход были внесены именно те суммы, на которые поступили требования от распорядителей кредитов. Более важную роль играла ревизия по существу, направленная на действия распорядителей кредитами для убеждения в достоверности поступления государственных доходов и производства расходов. При такой ревизии Государственный контроль прежде всего наблюдал за тем, чтобы доходы и расходы относились к числу разрешенных законодательной властью или лицом, на то уполномоченным, в частности:
*относительно доходов
Государственный контроль