История развития контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:37, реферат

Описание

Современное устройство контроля в России вырабатывалось постепенно, и для знакомства и оценки этого учреждения необходимо просмотреть всю историю его развития. Памятники русской истории свидетельствуют о крайне медленном развитии государственной жизни наших предков. Не говоря уже про ведомство контроля, задатки которого с трудом можно отыскать в истории государственной жизни Московской Руси, все другие отрасли управления находились в полном неустройстве. Поэтому напрасно было бы искать следы контроля как в древнейшей эпохе русских княжеств, так и в удельно - вечевом периоде.

Работа состоит из  1 файл

История развития контроля в России.docx

— 49.09 Кб (Скачать документ)

*относительно расходов  Государственный контроль при  рассмотрении ассигновок и оправдательных  документов должен был убедиться  в том, что требование, по которому  производился расход, исходило от  лица, уполномоченного законом; что  денежные выдачи назначены действительному  кредитору казны и им получены; что расход правильно отнесен  к сметному подразделению и  не превышает ассигнованного  по смете на данный момент  кредита.

При хозяйственных операциях  казны Государственный контроль следил за тем, чтобы торги происходили  согласно законам, исправность исполнения подрядов и поставок обеспечивалась залогами, раздаточные суммы выдавались в разрешенном законом размере  и т.д. В обязанность Государственного контроля входил надзор за тем, чтобы  независимо от законности и правильности расходов все хозяйственные операции казны производились с максимальной для нее выгодой.

Предварительная ревизия  заключалась в тех же самых  ревизионных действиях с тем  лишь различием, что она производилась  еще до производства расходов. При  предварительной ревизии ни одна ассигновка не могла быть отнесена казначейством без визы на ней  Государственного контроля. Всякое требование о производстве расходов со всеми  оправдательными документами до исполнения его представлялось на рассмотрение Государственного контроля, который  в случае признания предложенного  расхода неправильным отказывал  в своем согласии с объяснением  причин. Не утвержденный Государственным  контролем расход мог быть произведен по требованию распорядителя кредита  с принятием на себя личной ответственности, если замечание Государственного контроля оказывалось впоследствии правильным. В случае недостатка времени для  производства предварительной ревизии  или отсутствия необходимых сведений Государственный контроль утверждал расход условно, до последующей проверки.

Введение в России предварительной  ревизии проектировалось еще  В.А. Татариновым при коренной реформе  контрольной части, но начали ее применять  лишь с конца 80-х годов XIX века.

Право Государственного контроля на фактическую ревизию сначала  было ограниченно. В 1863 - 1866 гг. контролю было предоставлено лишь право на внезапное освидетельствование  казначейств и касс специальных  сборщиков. Между тем только путем  фактической ревизии можно было наблюдать за тем, чтобы казенные средства действительно расходовались  на тот предмет, на который они  ассигновались, и за тем, чтобы хозяйственные  операции казенных управлений производились  с наибольшей для казны выгодой.

Обо всех обнаруженных при  ревизии ошибках, упущениях или  неправильных и незаконных действиях  подотчетных управлений Государственный  контроль делал замечание. Если ревизией было обнаружено поступление в доход  казны сумм, то они по замечанию  Государственного контроля или возвращались плательщикам, или засчитывались  в счет последующих платежей.

Если в результате неправильных действий подотчетных управлений казне  нанесен убыток, то производящее ревизию  учреждение Государственного контроля составляло учетный реестр, в котором  излагалась сущность замеченных ошибок и указывался размер понесенного казной убытка. Учетный реестр предоставлялся соответствующему управлению, которое возвращало его Государственному контролю со своими объяснениями. Если ревизионное учреждение не удовлетворялось этими объяснениями, то дело передавалось на рассмотрение общего присутствия ревизионного учреждения, которое заставляло признать действия подотчетных управлений правильными или же возместить понесенный казной убыток обращением его в начет виновным лицам. В случае умышленных действий Государственный контроль передавал дело в уголовный суд и определял сумму, на которую должен был быть предъявлен гражданский иск.

При несогласии подотчетных  управлений с заключением Государственного контроля дело переносилось на рассмотрение Совета Государственного контроля, который  в случае своего согласия сообщал  о том соответствующему министру. Последний или делал распоряжение о немедленном приведении в исполнение постановления Совета, или же, не соглашаясь с ним, передавал все дело на рассмотрение правительствующего Сената, решение которого считалось окончательным.

После завершения ревизии  учреждения Государственного контроля выдавали квитанции, которые служили  удостоверением в окончательном  обревизовании и утверждении оборотов за данный год и ограждали от повторной ревизии, за исключением случаев, когда были открыты обстоятельства, упущенные ревизией, или предъявлялись жалобы или иски со стороны частных лиц.

Подотчетные учреждения и  суммы освобождались от ответственности  за убытки, причиненные казне неправильными  действиями по сбору доходов и  производству расходов:

*когда эти убытки не  были своевременно обнаружены  вследствие необревизования отчетности в течение 10 лет;

*когда дело о взыскании  начета оставалось в течение  10 лет без движения.

О результатах ревизионной  деятельности Государственного контроля за минувший год составлялся Всеподданнейший  отчет с указанием важнейших  замечаний и начетов. Он ежегодно представлялся Главным контролером  Государю Императору к 15 мая.

Государственный контролер  представлял Государственному совету ежегодно не позднее 1 октября общий  отчет за минувший сметный год, а  к 1 ноября - объяснительную записку  и приложение к отчету. В своем  отчете государственный контролер  показывал, сколько было назначено  доходов и расходов по росписям и  финансовым сметам, сколько фактически поступило в доход казны и сколько израсходовано. В примечаниях к доходам и расходам каждого года вкратце указываются обусловливающие их причины. Затем в отчете приводились сведения о поступивших в отчетном году доходах и произведенных расходах в счет росписей прежних лет; сведения о движении в отчетном году сумм государственного казначейства; сведения о свободной наличности государственного казначейства как на начало, так и на конец года; сведения о состоянии долговых счетов государственного казначейства в отчетном году. Объяснительная записка к отчету Государственного контроля содержала рассмотрение важнейших групп государственных доходов и расходов с указанием причин отклонений.

На Государственный контроль возлагалось наблюдение за правильностью  и целесообразностью сметной  классификации всех подотчетных  капиталов.

 

Государственный контроль изыскивал  меры к усовершенствованию правил и  форм счетоводства и отчетности, а  также устанавливал по соглашению с  соответствующими ведомствами необходимые  в этом деле порядки, не требующие  законодательного разрешения.

В структуре Государственного контроля выделяли центральные и  местные органы. В состав центрального управления входили:

*государственный контролер

*совет;

*Департамент гражданской  отчетности;

*Департамент полового  воспитания, контроля за изданием порнографии и нравственности;

*Департамент военной  и морской отчетности;

*Департамент железнодорожной  отчетности;

*канцелярия Государственного  контроля и состоящий при ней  архив центральных учреждений  Государственного контроля;

*Центральная бухгалтерия;

*Комиссия для проверки  денежной и материальной честности  учреждений Государственного контроля;

*Комиссия для проверки  годовых отчетов тех частных  железных дорог, при которых  нет сметного правительственного  контроля.

*Местные учреждения Государственного  контроля влияли на:

*Контрольную палату;

*местные контрольные  органы на казенных и частных  железных дорогах.

Сохранилось множество свидетельств эффективности функционирования контрольной  системы в России. Например, в 1899 г. Боссон писал: "Хотя русская контрольная система принадлежит к совокупности политических учреждений, не имеющих ничего общего с парламентским режимом, но тем не менее она представляет нам, французам, много данных, выгодных для заимствования. Выдающуюся черту этой системы представляет прочная организация контроля. Своею независимостью, полной обособленностью от Государственного совета и других правительственных органов Государственный контроль поставлен в возможность исполнить свою щекотливую миссию с авторитетом и силою, которым может позавидовать контролер финансов наших (европейских) парламентских государств".


Информация о работе История развития контроля в России