Экономическое толкование бухгалтерского учета и его развитие в трудах ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.
1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2 РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТРУДАХ УЧЕНЫХ

Работа состоит из  1 файл

Р. Экономическое толкование бухгалтерского учета и его развитие в трудах ученых.docx

— 323.70 Кб (Скачать документ)

1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета  в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность организации.

Объектами бухгалтерского учета  являются:

  • Имущество организации – нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы;
  • Права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);
  • Обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);
  • Хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации.

Хозяйственные операции могут  совершаться между объектами  учета внутри организации и между организацией и сторонними организациями и физическими лицами.

Собственные источники формирования средств организации – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль. По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие. [1]

Основными средствами в практике планирования и учета называют имущество  со сроком полезного использования  более одного года (средства труда). Их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной сфере. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).

В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные  работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).

К финансовым вложениям относят  инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более 1 года считают долгосрочными, а на срок до 1 года – краткосрочными. В состав внеоборотных активов включают долгосрочные финансовые вложения.

Оборотные активы (оборотный  капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе  организации, на расчетном счете  и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса. [2]

Бухгалтерский учет базируется на ряде принципов. Принципы бухгалтерского (финансового) учета – универсальные положения, применяемые для решения практических задач. Они носят общий характер и являются основой построения концепции бухгалтерского учета. В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в мировой практике принципы ведения учета. Применяемые в международной практике принципы ведения учета можно разделить на две группы:

  1. Базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хозяйствующим субъектом при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Такие базовые принципы принято называть допущениями. К ним относят:
  1. имущественную обособленность хозяйствующего субъекта (принцип хозяйственной единицы);
  1. непрерывность деятельности;
  2. приоритет содержания над формой
  3. непротиворечивость.
  1. Основные принципы, означающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учета. К ним можно отнести требования:
  1. полноты;
  2. осмотрительности;
  3. последовательности применения учетной политики;
  4. временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  5. рациональности. [3]

Основным методом бухгалтерского учета является диалектический метод познания. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни.

В бухгалтерском учете  используются также дедуктивный  и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение. [4]

Наряду с этими основополагающими  методами в бухгалтерском учете  есть свои специфические приемы и  способы, обусловленные его особенностями. В учетном процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения. Каждому из этих этапов присущи свои задачи.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета  посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает в себя следующие элементы: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.

Рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.

Документирование – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Однако ряд хозяйственных  операций нельзя оформить документально  в момент их совершения. Так потери, недостачи возможны из-за ошибок в работе материально-ответственных лиц. Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации – проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом, инвентаризация является продолжением документирования. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой, которая представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования. [5]

Фактическая себестоимость  объектов учета определяется с помощью  приема калькулирования, т.е расчета затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям.

Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению.

Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете.

Таким образом, счета и  двойная запись применяются для  регистрации, текущей группировки  и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией. [6]

Через счета и двойную  запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату – конец отчетного периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит  отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Таким образом, бухгалтерский  баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей  учетной информации.

Метод бухгалтерского учета  позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также  и экономически обобщать полученные данные.

Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или  иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности.

На основе вышеизложенного  можно дать определение сущности метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации.

Основные задачи бухгалтерского учета:

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющие:

1) финансовый учет,

2) управленческий учет.

Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей, правила ведения финансового учета строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.

Управленческий учет – это учет, который организация устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной информации, требуемой при принятии управленческих решений.

Информация о работе Экономическое толкование бухгалтерского учета и его развитие в трудах ученых