Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:14, курсовая работа
Подъем экономики России невозможно представить без внешнеэкономических связей. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия. Для многих стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта – существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что в конечном счете способствует росту производительности труда и росту доходов. Повышается значимость экспорта как источника столь необходимых стране валютных поступлений.
Наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт. Как показывает практика, организации, экспортирующие готовую продукцию, создают финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала, а также для неуклонного роста собственного капитала. Организации-экспортеры являются важнейшим источником формирования доходов бюджета.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика экспорта 6
Правовая основа экспортных операций 6
Влияние условий поставки на формирование коммерчес-
ких расходов 8
Документальное оформление экспортных операций 12
Глава 2. Учет экспортных операций и особенности их налого- 18
обложения
Особенности учетной политики предприятия –
экспортера 18
Учет экспортных операций при различных видах и
формах расчетов 21
Учет экспортных операций с участием посредников 31
Порядок продажи валютной выручки 38
Особенности налогообложения экспорта 42
Глава 3. Учет экспортных операций в ЗАО «Камкабельснабсбыт»48
Общая характеристика ЗАО «Камкабельснабсбыт» 48
Организация учета экспортных операций в
ЗАО «Камкабельснабсбыт» 51
Заключение 64
Литература 67
Приложения
Думается, что такой подход налоговых
органов при рассмотрении
Определение
объекта налогообложения на прибыль
по операциям, связанным с продажей
иностранной валюты в 2000., было тесно
связано и с зачетом НДС
с суммы комиссионного
В 2000г. порядок исчисления НДС регулируется Законом РФ от 06.12.91. N 1992-1 «О НДС» и инструкцией Госналогслужбы РФ от 11.10.95. N 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС».
Согласно п.19 Инструкции N 39 НДС по производственным расходам подлежит зачету только в том случае, если эти расходы включаются в издержки производства и обращения.
Принимая
во внимание, что расходы по оплате
банку комиссионного
* Письмо МНС России «Об учете для целей налогообложения выручки от продажи валюты» от 02.03.2000 N 02-01-16/27;
Между тем в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.01.2000 N 02-11/866 по данному вопросу высказывается другое мнение, согласно которому НДС с суммы комиссионного вознаграждения банку не может относиться на расчеты с бюджетом, так как сами услуги банка не могут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) ввиду того, что операции, связанные с обращением иностранной валюты, не признаются реализацией товаров (работ, услуг)*.
На взгляд автора, такой подход к решению как обязательной, так и добровольной продажи валюты неверен, тем более, что упомянутое письмо не является нормативным актом, обязательным для исполнения. Поэтому в случае разногласия с налоговыми органами по данному вопросу предприятие вправе обратиться в суд.
С 1 января 2001г. рассматриваемая проблема в части НДС перестала быть темой для обсуждения, т.к. операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты), освобождены от НДС**.
До 2001 года организации–экспортеры были освобождены от уплаты НДС. Теперь они уже не вправе пользоваться данной льготой. С 1 января 2001 года вступила в силу гл.21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Она внесла изменения в порядок исчисления и уплаты НДС по экспортным операциям, которые выделены в особый вид операций, облагаемых по ставке 0%.
Согласно ст.165 Налогового кодекса РФ, для получения права на нулевую ставку НДС экспортер должен представить в налоговые органы документы, которые подтверждают экспорт товаров:
* П. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ
** Подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ
Этот перечень документов является исчерпывающим, и налоговые органы не вправе расширять или сокращать его по своему усмотрению.
Все эти документы экспортер должен представить в течение 180 дней со дня оформления ГТД. Тогда товары будут считаться реализованными в последний день месяца, в котором собраны документы*. Если же экспортер по
* Подп. 1 п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ
каким-либо причинам не уложится в этот срок, то на 181-й день ему придется начислить НДС по расчетной ставке 16,67% или 9,09%. Затем право экспортера на нулевую ставку налога может быть восстановлено, когда у него будут все документы, подтверждающие экспорт.
Далее
налоговые органы проверяют, имеет
ли организация право на нулевую
ставку налога и налоговые вычеты.
П.4 ст.176 Налогового кодекса РФ дает
им на это три месяца со дня представления
декларации по налоговой ставке 0% и
документов, подтверждающих экспорт. В
течение десяти дней налоговый орган
обязан сообщить налогоплательщику
о своем решении: зачет соответствующих
сумм налога или же отказ в возмещении.
В последнем случае налоговые
органы должны обосновать свою позицию
и представить
Следует
отметить, что не все налоговые
органы могут принимать решения
о возмещении НДС. Территориальные
налоговые инспекции могут
Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534. Прежде всего, такими экспортерами считаются производственные предприятия, которые:
* Приказ МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг)»
Кроме того, к традиционным экспортерам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. Они также должны:
Если
налоговые органы решили вернуть
экспортеру НДС, то, прежде всего, зачитывают
встречные обязательства
В бухгалтерском учете делают следующие записи:
* Ст. 176 Налогового кодекса РФ
** Ст.9 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»
или
К-68 субсчет «НДС по экспортным операциям» - зачтен НДС в счет текущих платежей по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет
Экспортеры,
которые не смогли в течение 180 дней
собрать все необходимые
При этом сумма начисленного налога указывается в строке 10 раздела II декларации по налоговой ставке 0%, а в строке 13 приводится сумма НДС, предъявленная к возмещению из бюджета. Разница между этими величинами записывается в строке 17 (если начисленный НДС больше налогового вычета) или в строке 18 (если налоговый вычет больше начисленного налога) раздела II декларации по ставке 0%. Затем эти суммы переносят в обычную декларацию по НДС: из строки 17- в строку 21, а из строки 18- в строку 22.
Право
экспортера на нулевую ставку налога
может быть восстановлено, если он соберет
документы, подтверждающие экспорт. Налоговые
органы обязаны вернуть
Бывает,
что предприятие экспортирует товары,
освобожденные от НДС. Перечень таких
товаров содержится в пунктах 1, 2
и 3 статьи 149 НК РФ. По этим товарам экспортер
не возмещает входной НДС, а включает
его в себестоимость продукции*
Очевидно, что для экспортера это невыгодно. Поэтому по некоторым видам товаров он может отказаться от льготы. Сделав это, он получит возможность возмещать НДС, уплаченный поставщикам материальных ценностей, которые использовались при производстве этих товаров. С другой стороны, реализуя товары на территории России, он будет вынужден исчислять НДС с их стоимости. Ведь Налоговый кодекс запрещает отказываться от налоговой льготы только по договорам с иностранными покупателями.
Поэтому прежде, чем принять окончательное решение, экспортер должен тщательно взвесить все «за» и «против».
* Подп. 2 п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ