Качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 648.50 Кб (Скачать документ)

Согласно выводам ведущих  европейских специалистов затраты, связанные с тем, что работа не была выполнена правильно с первого раза, составляют в среднем для их машиностроительных предприятий не менее 20% от суммы продаж. Для наших же предприятий этот показатель, получивший название «цены несоответствия», значительно выше.

В реальную цену несоответствия входят не только стоимость испорченного сырья и затраты на повторное  изготовление, но и затраты электроэнергии, амортизация оборудования, расходы на командирование специалистов гарантийному ремонту и многое другое. Эти затраты связаны не только с некачественным трудом конкретных исполнителей, но и с недостатками в организации всего производства, состоянием оборудования, качеством инструмента, техдокументации и т. д. Выявить эти потери под силу только всему трудовому коллективу, если его побудить через заинтересованность к сотворчеству всех: от директора до рабочего. Этот принцип давно получил название «партисипативного» («соучастного») управления производством и успешно действует на многих западных фирмах.

Показатели и цена качества дают возможность определить качество продукции. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда прикидывает, соответствует ли цена изделия тому набору свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту. Если изделие рассчитано на длительный срок службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым видам (оборудование, машины, агрегаты и т. п.) и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:

 

Копт=Q/Cs

где:

Копт - экономически оптимальное  качество;

Q   - качество изделия;

Cs - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т. е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т. е. прироста единицы качества изделия на рубль затрат.

 

 

 

 

 

Системы управления качеством

Несмотря на то, что проблемами обеспечения качества занимаются во многих странах научные учреждения, крупные фирмы, ученые и специалисты, в настоящее время еще многие вопросы, связанные с обеспечением качества, не решены. Ученые и специалисты предлагают иногда противоположные подходы.

Так, известный специалист в области управления качеством Ф. Кросби считает, что основная проблема заключается в отказе от контроля и в переходе к формированию качества. С его точки зрения, три объекта требуют постоянного внимания управляющего любой фирмой: финансы, связи и качество.

Ф. Кросби формулирует четыре правила, способствующие, по его мнению, решению проблемы качества:

1. необходимо выработать  ясную и четкую политику в  области качества и довести ее цели до сознания каждого сотрудника фирмы;

2.все сотрудники должны  научиться работать без дефектов;

3. требования, включенные  в программу качества, подлежат  неукоснительному выполнению, менять  их можно только в сторону  ужесточения;

4. компромиссы исключаются,  колебания, отклонения и т. д. не допускаются.

В настоящее время  в рамках выполнения федеральной  инновационной программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» («Инжиниринг-сеть России») начаты работы по внедрению управления качеством в России на национальном уровне, которые выполняет Ассоциация центров инжиниринга и автоматизации (АЦИА). В состав Ассоциации входит более 90 инженерных центров, расположенных в различных городах СНГ. Головной организацией в сети отечественного инжиниринга является Центр наукоемкого инжиниринга (ЦНИ) Санкт-Петербургского государственного технического университета.

АЦИА и ЦНИ в своей  деятельности стараются использовать новейшие достижения в организации и проведении в жизнь стратегии нововведений, например, принципы реализации проектов "EUREK", согласно которым акцент ставится не на трансферте технологий, а на интеграции технологий и организации производства.

Сейчас в России формируется  система качества: головной центр  качества, объединяющий разветвленную  сеть центров качества, формируемых на базе координирующих региональных центров инжиниринг-сети.

При решении проблемы управления качеством на национальном уровне перспективными являются следующие направления:

1. Развитие концепции,  разработка и реализация профам-мы  всеобщего управления качеством в России.

2. Освоение зарубежного  опыта. Взаимодействие с иностранными фирмами, специализирующимися в области качества.

3. Создание механизма  и инструментов реализации программы всеобщего управления качеством в России. Разработка и дополнение функций региональных центров инжиниринг-сети (по проблеме качества).

4. Работа по применению  ИСО 9000.

5. Работа по внедрению  Всероссийской премии качества.

6. Подготовка кадров  в области управления качеством  (совместно с Министерством РФ  по образованию).

7. Развитие методических  основ в области качества.

8. Развитие информационного  обеспечения по проблемам качества.

В условиях российской экономики  развитие качества все в большей  мере начинает определяться конкуренцией. Современные тенденции предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности предприятия, включая взаимодействие с поставщиками и потребителями.

Одним из компонентов  системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических  процессов и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества, как инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутреннем рынке, повышение базового уровня российских товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.

Система управления качеством  должка быть разработана с учетом конкретной деятельности предприятия  и соответствующих элементов, приведенных в Международных стандартах ИСО серии 9000. Руководство предприятия должно разрабатывать, создавать и внедрять систему качества как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей.

Системы управления качеством  на предприятии должны содержать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему:

1. задачи руководства  (политика в области качества, организация работы по ее воплощению);

2.система документации  и планирования;

3. качество во время  разработки планов и программ (компетентность разработчиков,  уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная  оценка результатов, внесение  необходимых изменений);

4. качество во время закупок (юридический уровень документации и контроль за ходом закупок);

5. качество на стадии  производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);

6.проверка качества (входные  проверки, мсжоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);

7.контроль за испытательными  средствами;

8. тщательное исследование  дефектных изделий, подробное  выяснение причин возникновения  дефектов, проведение корректирующих  мероприятий;

9. качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;

10. документирование качества, оформление необходимых бумаг,

  11. анализ качества  и принятие соответствующих мер;

12. внутрифирменный контроль  за системой поддержания качества;

13. обучение персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих пока' зателей.

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:

прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

планирование повышения  качества и объемов производства;

обоснование освоения новых  видов;

выбор наилучших образцов;

обоснование целесообразности снятия с производства;

аттестация качества;

обоснование возможностей реализации за рубежом;

оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;

контроль качества;

стимулирование повышения  качества;

анализ динамики уровня качества;

анализ информации о  качестве и др.

Оценка уровня качества продукции может производиться  на различных стадиях жизненного цикла.

 

з*



67



 

 

На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой  продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей в НТД.

На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На этапе эксплуатации или потребления оценивается  уровень качества изготовленной  продукции 'и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются  управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции  можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:

качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;

оцениваемую продукцию  следует отнести к высшей или  первой категории качества.

§ 13. Методы определения  значений показателей качества продукции

Методы определения  значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.

Измерительный метод  основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С помощью измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.

Регистрационный метод  основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа  определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Органолептический метод  основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств:

зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих

68

 

ощущений, а значения показателей находятся путем  анализа по" лученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность  этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых тех-нических средств (лупа, микрофон и т. д.). С помощью органолеп-тического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.

Расчетный метод основан  на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

В зависимости от источника  информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Определение значений показателей  качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным — конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, массовой доли серы, вязкости,. массовой доли золы в угле, кислотности веществ и др.

Определение значений показателей  качества продукт» экспертным 'методом осуществляется группой специалистов-экспертов, например, товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, 'которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Информация о работе Качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности товара