Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:29, курсовая работа
В современной обстановке перехода к рынку, постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является «direct-costing», который рассмотрен в данной работе.
Содержание:
Введение 2
1. Себестоимость и методы ее учета и
калькулирования 3
1.1. Экономическая сущность понятия себестоимость……. 3
1.2. Методы учета и калькулирования себестоимости. 3
1.3. Возникновение метода «direct-costing». 5
1.4. Использование метода «direct-costing» в разных
странах 6
2. Основные составляющие метода «direct-costing»….. 6
3. Практическое применение метода «direct-
costing» 14
Как видно из Таблицы 1.2, выполнение заказа даст положительное покрытие в 50 тыс.ден.ед., т.е. при принятии заказа на предложенных условиях результат предприятия увеличится на 50 тыс.ден.ед., так как сумма постоянных затрат не меняется, и предприятие будет нести постоянные затраты независимо от принятия заказа.
Пример2.
ООО "Колос" – пивоваренный завод, производящий 2 сорта пива – светлое и темное. Производственная мощность предприятия 20000 бочонков в месяц. На следующий месяц запланировано производство двух заказов: светлое пиво – 12000 бочонков и темное – 8000 бочонков. Калькуляция себестоимости и расчет результата на данный период представлены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1 Калькуляция себестоимости продукции и расчет результата ООО "Колос"
<TBODY> Показатель | Светлое пиво, | Темное пиво, ден.ед./боч. |
Отпускная цена предприятия | 125 | 145 |
Хмель (цена 100 ден.ед /кг) | 15 | 25 |
Прочее сырье | 30 | 30 |
Расходы на энергию | 20 | 20 |
Покрытие | +60 | +70 |
Постоянные затраты | 50 | 50 |
Результат | +10 | +20 </TBODY> |
По данным отдела закупок, в запланированном периоде возникнет дефицит одного из сырьевых ресурсов – хмеля. В следующем месяце ожидаются поставки хмеля в количестве 3000 кг при запланированной потребности в 3800 кг. Какие изменения нужно внести в производственную программу предприятия вследствие возникшего дефицита?
Дефицит является "узким местом" на предприятии. Следовательно, продукт, дающий наибольшее покрытие на единицу ресурса, являющегося "узким местом", обладает наибольшей рентабельностью.
Потребление хмеля на светлое пиво составляет 15 кг / боч. и покрытие на 1 кг хмеля по этому сорту пива составит 400 ден. ед. (60/0,15 = 400). Потребление хмеля на темное пиво составляет 25 кг / боч. и покрытие на 1 кг хмеля по этому сорту пива составит 280 ден. ед. (70/0,25 = 280). Следовательно, светлое пиво более рентабельно, и предприятие должно истратить дефицитный ресурс, главным образом, на его производство. Поскольку заказ на светлое пиво составляет 12000 бочонков, то распределение хмеля должно осуществляться следующим образом:
1. на светлое пиво: 12000*0,15 кг = 1800 кг;
2. на темное пиво: 1200 оставшихся килограммов, которых хватит на 1200/0,25 = 4800 бочонков.
Расчет результата по измененной производственной программе представлен в Таблице 2.2. Все прочие возможные варианты производственной программы в разрезе установленного ассортимента будут давать меньшие результаты, пока не увеличатся поставки дефицитного вида сырья.
Таблица 2.2. Расчет результата по измененной производственной программе ООО "Колос"
<TBODY> Показатель | Расчет | Сумма, тыс. ден. ед. |
Покрытие на светлое пиво | 60*12000 | +720 |
Покрытие на темное пиво | 70*4800 | +336 |
Постоянные затраты | 50*20000 | -1000 |
Результат | 720+336-1000 | +56 </TBODY> |
Пример 3.
ООО "Алекс" – небольшое хлебопекарное предприятие, имеющее кондитерское и хлебобулочное производство, где выпускается (условно) 4 вида изделий. Поэтапная калькуляция представлена в Таблице 3.1.
Покрытие 1 должно учитываться при принятии управленческих решений по конкретным видам продукции. В рассмотренных условиях самое большое покрытие 1 имеет продукт 4. Предприятие хочет увеличить его производство. Однако для этого потребуется рекламная компания, стоимость которой составит 50 тыс.ден.ед., а прогнозируемый рост реализации по этому продукту достигнет 10%. Следовательно, рост прибыли по этому продукту составит 30 тыс.ден.ед. (300*0,10), а затраты на рекламную компанию – 50 тыс.ден.ед., и увеличение производства продукта 4 невыгодно.
Покрытие 2 может использоваться для определения нерентабельной продукции в ассортименте предприятия. В нашем примере это продукт 3, и при сохранении данных условий его производство следует прекратить.
Покрытие 3 используется для выявления нерентабельных ассортиментных групп на предприятии. Таких на предприятии нет, однако рентабельность хлебобулочного производства существенно ниже, чем кондитерского.
Таблица 3.1. Поэтапная калькуляция ООО "Алекс", тыс.ден.ед.
<TBODY> Показатель | Кондитерское производство | Хлебобулочное производство | ||
Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 | Продукт 4 | |
Объем реализации | 450 | 580 | 220 | 600 |
Переменные дифференциальные издержки | 200 | 300 | 100 | 300 |
Покрытие 1 | + 250 | + 280 | + 120 | + 300 |
Постоянные дифференциальные издержки на продукт | 100 | 120 | 170 | 180 |
Покрытие 2 | + 150 | + 160 | - 50 | + 120 |
Постоянные дифференциальные издержки на ассортиментную группу | 150 | 50 | ||
Покрытие 3 | + 160 | + 20 | ||
Общие издержки | 150 | |||
Результат | + 30 </TBODY> |
На практике подобные расчеты могут оказаться весьма сложными и решаются с применением методов линейного программирования.
Для предприятий важное значение для текущего контроля за рентабельностью продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия.
При поэтапном калькулировании все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на следующие группы:
постоянные дифференциальные издержки на каждый вид продукции;
постоянные дифференциальные издержки на каждую ассортиментную группу продукции;
общие издержки.
Затем проводится расчет серии покрытий, которая поэтапно включает все больше затрат.
Покрытие 1 = Дифференциальные доходы - переменные дифференциальные издержки.
Покрытие 2 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от данного продукта.
Покрытие 3 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от всей ассортиментной группы продукции.
Пример 4. Оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции.
Необходимость принятия такого решения может возникнуть при спаде производства. Исходные данные представлены в Таблице 4.1.
Таблица 4.1. Производственные показатели предприятия “Кот”
Показатель | 1 Вариант (100% заказов) | 2 Вариант (60% заказов) | 3 Вариант (60% + до-полн. заказ) |
Объем производства, шт | 1000 | 600 | 600+300=900 |
Цена за ед. продукции, тыс. | 150 | 150 | 150 110 |
Выручка от продаж, млн. | 150 | 90 | 90+33=123 |
Переменные затраты на ед. продукции, тыс. | 60 | 60 | 60 60 |
Сумма перемен. затрат, млн | 60 | 36 | 36+18=54 |
Сумма пост. затрат, млн. | 60 | 60 | 60+5=65 |
С/б всего выпуска продукции, млн. | 120 | 96 | 96+23=119 |
С/б единицы продукции, тыс. | 120 | 160 | 132 |
Прибыль(+), убыток (-), млн. | +30 | -6 | -6+10=4 |
Допустим, предприятие планировало выпустить за год 1000 ед. продукции, но фактические результаты меньше запланированных. И по прогнозам Менеджеров спрос будет меньше планового на 40%. В связи с этим предприятие завершит год с убытками:
Прибыль = (1000*0.6) * 90 000 – 60 000 000 = - 6 млн. ден.ед.
Этот результат объясняется высоким удельным весом постоянных затрат в сумме выручки. Чтобы избежать убытков, необходимо искать выход из сложившейся ситуации. И если поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует дополнительных постоянных затрат, то управляющие могут принять такой заказ по цене ниже себестоимости. Допустим, заказчику необходимо 300 изделий по цене 110 тыс. ден.ед., которая ниже их плановой себестоимости. Дополнительные постоянные затраты равны 5 млн. ден. ед. Проведя экономический анализ, Менеджеры придут к выводу, что такой заказ принесет не убытки, а прибыль:
Выручка = 300 * 110 тыс. ден. ед. = 33 млн. ден .ед.,
Переменные затраты = 300 * 60 000 = 18 млн. ден. ед.,
Следовательно, дополнительная выручка покрывает все переменные затраты, и часть постоянных затрат в сумме 10 млн. ден. ед. В результате общая прибыль предприятия равна 4 млн.ден. ед. (см. Таблица 4.1).
Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако как показано в этой работе в некоторых ситуациях «direct-costing» имеет ряд преимуществ. Так как, он определяет себестоимость только по переменным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использовании не возникает несоответствий истинной прибыли предприятия и изложенных на бумаге расчетов. Поэтому, проанализировав все примеры можно посоветовать применять «direct-costing» на производстве, где имеется много цехов или отделов, где производится широкий ассортимент продукции, который к тому же часто меняется, где нет постоянных объемов выпуска. Если же у этого предприятия к тому же не полностью загружены производственные мощности, и перед ним стоит дилемма, производить самому или же покупать какой-то из компонентов необходимых в дальнейшем производстве, а также оно сталкивается с рядом ограничивающих факторов, учитывая которые надо сформировать ассортимент, то в данном случае «direct-costing» просто необходим. Только одно условие ограничивает его широкое использование в странах с переходной экономикой: “директ-костинг” не применим в условиях инфляции.
Информация о работе Классификация и поведение затрат в системе «диркет-костинг