Классификация, виды и формы бухгалтерских балансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является:
рассмотреть классификацию, виды и формы бухгалтерских балансов;
рассмотреть технику составления бухгалтерского баланса;
раскрыть внеоборотные активы организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Классификация, виды и формы бухгалтерских балансов……………...4
Техника составления бухгалтерского баланса………………………….7
Внеоборотные активы организации, анализ состава, динамики и структуры…………………………………………………………………18
Расчет и оценка показателей эффективности использования внеоборотных активов организации……………………………………51
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 222.04 Кб (Скачать документ)

Баланс содержит информацию о финансовом положении предприятия  на данный момент времени. Он имеет  две стороны: левая - показывает средства, а правая,- обязательства и капитал.

Средствами предприятия  являются его ресурсы, имеющие стоимостное  выражение (денежные средства, оборудование и т. д.). Баланс показывает размер средств  предприятия на определенную дату. Хотя работники предприятия (компании) являются наиболее ценным ресурсом предприятия, тем не менее, они не являются ресурсом, подлежащим бухгалтерскому учету.

Правая сторона баланса  содержит источники формирования средств  предприятия, которые делятся на два основных типа: обязательства и собственный капитал.

Обязательства представляют собой внешние источники ресурсов предприятия. Такие источники обычно называют "заимодатели", поскольку  они предоставляют предприятию  заем. В частности, к ним относятся  поставщики, которые предоставляют  предприятию кредит (кредиторы).

Кредиторы имеют право  платежного иска в отношении средств  предприятия в сумме, равной долговым обязательствам предприятия по отношению  к кредиторам. Поскольку предприятие  использует свои средства для расчетов по искам, тем самым иски должны обеспечиваться средствами предприятия.

Другой источник формирования средств предприятия называется капиталом. Инвесторы, предоставившие компании ресурсы в форме капитала, получают взамен обычные акции. Общая  сумма капитала, предоставленного инвесторами, называется акционерным капиталом.

Источником капитала предприятия  является также его прибыль. Ее часть, которая не идет на погашение обязательств инвесторам, остается в распоряжении предприятия и называется нераспределенной прибылью.

Следовательно, у предприятия  существуют два источника капитала:

- средства, полученные от  инвесторов, которые составляют  акционерный капитал;

- средства, остающиеся как  часть прибыли, которые представляют  собой нераспределенную прибыль.

Если предприятие не платит по своим долгам кредиторам, то кредиторы  могут взыскать долги через суд. В отличие от кредиторов инвесторы  обладают только правом остаточного  иска, т. е. если предприятие прекращает свое существование, то инвесторам достается  то, что остается после платежей по обязательствам предприятия. Это  означает, что иск по обязательствам имеет большую силу, чем иск  по средствам.

Таким образом, правая сторона  баланса содержит в себе информацию о двух типах платежных исков:

1) исках кредиторов, являющихся  обязательствами;

2) остаточных исках инвесторов, которые являются капиталом.

Следовательно, правая сторона  бухгалтерского баланса рассматривается  с двух точек зрения:

- как ресурсы, предоставленные  предприятию кредиторами и инвесторами;

- как иски кредиторов  и инвесторов в отношении средств  предприятия.

Всегда действует равенство: средства = обязательства + капитал.

Такое равенство называется балансовым уравнением. Оно не содержит в себе информацию о финансовом положении  предприятия, но должно всегда соблюдаться, если только не допущена бухгалтерская  ошибка.

Этот принцип называется принципом двусторонности. Очевидно, что двумя сторонами данного  равенства являются средства и обязательства  плюс капитал. Эти две стороны  всегда равны между собой.

Принцип двусторонности является первым из фундаментальных принципов  бухгалтерского учета. Он может быть сформулирован в виде уравнения, связывающего между собой три  понятия: средства, обязательства и  капитал.

Балансовое уравнение  является основой бухгалтерского учета. Его также можно представить  в форме, отражающей остаточный принцип  в отношении капитала: средства - обязательства = капитал.

Вторым важнейшим принципом, который действует при рассмотрении бухгалтерского баланса, является принцип  денежного измерения. Факты, приводимые в бухгалтерских балансах, имеют  денежную размерность. При составлении  бухгалтерского баланса организации  важное значение имеет оценка запасов  материальных ресурсов. Как уже отмечалось, запасы принято оценивать в балансе  по фактической (покупной) стоимости  их приобретения.

Согласно Международным  стандартам учета и исходя из обобщения  зарубежной и отечественной практики, а также, руководствуясь действующим Положением о бухгалтерском учете и отчетности и последующими дополнениями и изменениями в Российской Федерации рекомендовано применять три метода оценки запасов материальных ресурсов при списании их в производство: метод средней себестоимости, метод ФИФО, метод ЛИФО, которые позволяют отразить последствия инфляции в оборотных средствах организации. Каждый из применяемых методов оценки является важным элементом учетной политики, влияет на формирование финансовых результатов.

Бухгалтерский баланс не может  быть составлен, если не сформированы основные правила (принципы) бухгалтерского учета в организации. Данные правила  ведения бухгалтерского учета в  организациях установлены Федеральным  законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете  и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов и некоторыми другими  нормативными документами.

Система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности сформирована, исходя из концепции  сохранения (поддержания) и наращения  финансового капитала, основывается на разграничении трех основных элементов  баланса: активов, обязательств и собственного капитала.

Под техникой составления  бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных  процедур. Это трудоемкий процесс, который  в методическом плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета.

Он включает следующие  этапы:

• проведение ежегодной  инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;

• формирование оборотных  ведомостей или Главной книги  при журнально-ордерной форме счетоводства;

• изучение особенностей формирования показателей баланса;

• формирование статей бухгалтерского баланса.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно.

Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентаризации, или  как оприходовать излишки. Решения  комиссии протоколируются. Протоколы  в зависимости от размера и  характера недостач утверждаются руководителем  организации или вышестоящей  организацией по ходатайству руководства  организации. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым  в соответствие данные инвентаризации и текущего учета.

После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ  всех подразделений бухгалтерии  с указанием сроков выполнения работ.

Записи в Главную книгу  делают только из журналов-ордеров  либо машинограмм по счетам. После  определения в Главной книге  остатков по счетам их сверяют с  аналитическими данными по каждому  синтетическому счету, составляют баланс и другие отчетные формы.

Основой для составления  бухгалтерского баланса являются учетные  записи, подтвержденные оправдательными  документами. При ведении учета  с помощью журнально-ордерной формы  счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных  ведомостей. Обороты по кредиту каждого  счета записываются в Главную  книгу только из журналов-ордеров.

Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая  запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные  месячные итоги из журналов-ордеров  записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журнале делается расшифровка кредитового оборота каждого счета, а в Главной книге дебетового оборота этого же счета.

Статьи бухгалтерского баланса  заполняются на основании остатков по счетам Главной книги при журнально-ордерной форме счетоводства. Ряд статей составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров  или иных аналогичных по назначению регистров). Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 «На начало отчетного года»; графа 4 «На конец  отчетного периода». Данные графы 3 должны соответствовать данным графы 4 предыдущего года с учетом произведенной  на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности. В графе 4 показываются данные о стоимости  активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Рис.1- Схема построения бухгалтерского баланса

Понятие баланса и балансового  обобщения. Основная форма бухгалтерской  отчетности. Принципы построения и  требования к составлению бухгалтерского баланса. Запись хозяйственных операций в главную книгу и журналы. Значение и функции бухгалтерского баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Внеоборотные  активы организации, анализ состава,  динамики и структуры.

 

Внеоборотные активы - активы, приносящие предприятию доходы в  течение более одного отчетного  периода. С этим определением связана  концепция, утверждающая, что затраты, произведенные для приобретения таких активов, постепенно относятся  на расходы (на счет прибылей и убытков) в течение срока их полезной эксплуатации.

к внеоборотным активам можно  отнести:

  • Нематериальные активы;
  • Основные средства;
  • Незавершенное строительство;
  • Доходные вложения в материальные ценности;
  • Долгосрочные финансовые вложения;
  • Отложенные налоговые активы;
  • Прочие внеоборотные активы.

Сформированные на первоначальном этапе деятельности предприятия  внеоборотные активы требуют постоянного  управления ими. В этих условиях особенно важным становится изучение внеоборотных активов на предприятии.

Внеоборотные активы являются одними из важнейших составных частей имущества организации. Сформированные на первоначальном этапе деятельности предприятия внеоборотные активы требуют  постоянного управления ими. Это  управление осуществляется в различных  формах и разными функциональными  подразделениями предприятия. Часть  функций этого управления возлагается  на финансовый менеджмент.

Разнообразие видов и  элементов внеоборотных активов  предприятия определяет необходимость  их предварительной классификации  в целях обеспечения целенаправленного  управления ими. С позиций финансового  менеджмента эта классификация  строится по следующим основным признакам  По функциональным видам внеоборотные активы в современной практике финансового учета и управления подразделяются следующим образом

а) Основные средства. Они  характеризуют совокупность материальных активов предприятия в форме  средств труда, которые многократно  участвуют в производственном процессе и переносят на продукцию свою стоимость частями.

б) Нематериальные активы. Они  характеризуют внеоборотные активы предприятия, не имеющие вещественной (материальной) формы, обеспечивающие осуществление всех основных видов  его хозяйственной деятельности.

в) Незавершенное строительство. Они характеризуют объем фактически произведенных затрат на строительство  и монтаж отдельных объектов основных средств с начала этого строительства  до его завершения.

г) Доходные вложения в материальные ценности, которые включают имущество  для передачи в лизинг и имущество, предоставляемое по договору проката.

д) Долгосрочные финансовые вложения. Они характеризуют все  приобретенные предприятием финансовые инструменты инвестирования со сроком их использования более одного года вне зависимости от размера их стоимости.

е) Отложенные налоговые  активы

ж) Прочие внеоборотные активы.

2. По характеру обслуживания  отдельных видов деятельности  предприятия выделяют следующие  группы внеоборотных активов:

а) Внеоборотные активы, обслуживающие  операционную, деятельность (операционные внеоборотные активы). Они характеризуют  группу долгосрочных активов предприятия (основных средств, нематериальных активов), непосредственно используемых в  процессе осуществления его производственно-коммерческой деятельности. Эта группа активов  играет ведущую роль в общем составе  внеоборотных активов предприятия.

Информация о работе Классификация, виды и формы бухгалтерских балансов