Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 20:27, курсовая работа
Как элемент инфраструктуры современной мировой экономики система бухгалтерского учета характеризуется разнообразием способов подготовки и представления внешним пользователям информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации как субъекта рынка с целью принятия решений в различных секторах экономики.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ЦЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 8
2 КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 14
2.1 Анализ концепций финансового учета 14
2.2 Концептуальные отличия российской системы формирования бухгалтерской отчетности от современных международных систем 24
3 ПЕРЕХОД РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
3
Переход России на международные стандарты
финансовой отчетности
Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т.е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В
связи с отмеченными
Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три основные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004 – 2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
-
недостаточными темпами
- тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
- административной реформой в России.
Цель
развития бухгалтерского учета и
отчетности на среднесрочную перспективу
является создание приемлемых условий
и предпосылок для
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 – 2010 гг.):
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
-
изменение системы
-
усиление контроля качества
- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В
области создания новой нормативной
базы бухгалтерского учета к 2003 г. были
разработаны 20 положений по бухгалтерскому
учету, касающиеся различных вопросов
учета. Эти положения применяются с
1 января 2003 г. Некоторые положения уже
имеют повторную редакцию (таблица 3.1).
Таблица
3.1 - Международные стандарты финансовой
отчетности и соответствующие им российские
Положения по бухгалтерскому учету
МСФО | ПБУ |
МСФО 1 Представление финансовой отчетности | ПБУ 1/98 Учетная
политика
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации |
МСФО 2 Запасы | ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов |
МСФО
16 Основные средства
МСФО 17 Аренда |
ПБУ 6/01 Учет основных средств |
МСФО
32 Финансовые инструменты: раскрытие и
представление информации
МСФО 39 Финансовые инструменты: признание и оценка |
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений |
МСФО
27 Сводная индивидуальная финансовая
отчетность
МСФО 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании МСФО 40 Инвестиции в недвижимость |
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности |
МСФО 18 Выручка | ПБУ 9/99 Доходы организации
ПБУ 10/99 Расходы организации |
МСФО 11 Договоры подряда | ПБУ 2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство |
МСФО 23 Затраты по займам | ПБУ 15/01 Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание |
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы | ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности |
МСФО 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки | ПБУ 1/98 Учетная
политика организации
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль |
МСФО12
Налоги на прибыль
МСФО 33 Прибыль на акцию |
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль |
МСФО 21 Влияние изменений валютных курсов | ПБУ 3/2000 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах | ПБУ 11/2000 Информация об аффилированных лицах |
МСФО 10 События после отчетной даты | ПБУ 7/98 События после отчетной даты |
МСФО 14 Сегментная отчетность | ПБУ 12/2000 Информация по сегментам |
МСФО 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи | ПБУ13/2000 Учет государственной помощи |
МСФО 38 Нематериальные активы | ПБУ 14/02 Учет нематериальных активов |
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость
такого подхода вызвана потребностями
российских внешних пользователей
в данных бухгалтерской отчетности.
Пришло время отдельные положения
МСФО зафиксировать в
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязанность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFAC выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат).
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
К причинам, которые не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации в отчетности, относятся:
Реальное реформирование бухгалтерского учета, несмотря на срок, предусмотренный в Программе, должно занять от 10 до 15 лет. В частности, необходимо время для смены целого поколения специалистов в области бухгалтерского учета и пользователей бухгалтерской информации.
Сейчас лишь отдельные российские компании составляют сводную отчетность по МСФО. Эти компании проделали огромную подготовительную работу. Они разработали учетную политику для составления отчетности по МСФО, расширили информационную емкость действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации путем включения в него многочисленных субсчетов. Для составления сводной отчетности по МСФО дочерние компании представляют большой объем дополнительной информации. При этом компании содержат бухгалтерские подразделения, составляющие параллельную бухгалтерскую отчетность.
Другие организации, которым необходимо представлять финансовую отчетность по МСФО, прибегают к услугам крупных аудиторских фирм по трансформации и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом они зачастую не имеют утвержденной учетной политики по МСФО, что приводит к произвольной интерпретации аудиторскими фирмами требований МСФО применительно к таким организациям. Составленная подобным образом бухгалтерская (финансовая) отчетность настороженно воспринимается западными финансовыми аналитиками.
Для
решения отмеченных проблем государством
будет осуществляться поддержка
перехода ряда организаций на формирование
консолидированной бухгалтерской (финансовой)
отчетности по МСФО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в финансовом учете – это совокупность единых и обязательных правил, характеристик, определений элементов информации, условий признания, способов оценки, процедур, применение которых способствует достижению цели формирования финансовой отчетности.
Суммируя преимущества МСФО, можно сказать, что для финансовых аналитиков и инвесторов это - понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, меньшие издержки по анализу отчетности; для компаний – меньшие издержки по привлечению капитала, одна система учета, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учета; для аудиторов – единообразные принципа бухучета, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном масштабе; для национальных разработчиков стандартов – обмен опытом, основа для национальных стандартов, большее доверие к национальным стандартам, конвергенция стандартов; для развивающихся стран – снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.
В заключение важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам первых двух лет реформы уже можно говорить об определенных как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.
Следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учета должна осуществляться с учетом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путем слепого копирования западного опыта. Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учета должно стать последовательное сглаживание несоответствий, что будет способствовать более успешному продвижению российских компаний на рынки капитала. При этом, говоря о реформировании необходимо подчеркнуть, что автоматическое, без каких-либо изменений, принятие МСФО невозможно. Ведь, по сути, международные стандарты – это компромисс между ведущими системами учета в мире.
Информация о работе Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России