Контроль и ревизия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:45, курс лекций

Описание

Контроль — это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управлен¬ческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допу¬щенных в ходе выполнения этих решений.
Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактиче¬ских показателей деятельности фирмы от нормативных или пла¬новых и, что более важно, — подготовку рекомендаций для при¬нятия решения.

Работа состоит из  1 файл

Контроль и ревизия.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ  № 1. Понятие и  сущность контроля

Сущность, роль и функции  контроля в управлении

  Контроль  — это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

  Контроль  на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, — подготовку рекомендаций для принятия решения.

  Контроль  выявляет слабые стороны предпринимательской  деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.

  Объектом  финансового контроля выступает  как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления.

  Субъектами  государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Виды  контроля

  В зависимости от субъекта контроля различают  следующие его виды.

  Государственный финансовый контроль — неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его цель — контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

  Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения.

    С этой целью создан новый  вид контроля — аудит.

  Целью аудита является выражение мнения о  достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

  К негосударственному контролю относится контроль со стороны коммерческих банков, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

  Общественный  финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль лишь косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.

  Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий (бухгалтерией, финансовыми отделами и др.). В ходе проведения данного вида контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием, с использованием выделенных бюджетных средств.

  Правовой  контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

  Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и др.).

Роль  и функции контроля в управлении экономикой

  Государство осуществляет воздействие на сферу  финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.

  В сферу непосредственного государственного управления финансами входят и функции контроля.

  Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели, но, так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется большая роль контроля в системе управления.

    Можно выделить три главных  средства воздействия правительства  на частную экономическую деятельность:

  1. налоги, которые уменьшают частный доход, а, следовательно, и частные расходы;
  2. расходы, побуждающие фирмы производить определенные товары и услуги;
  3. регулирование или контроль, который побуждает людей либо продолжать, либо прекращать определенную деятельность.
 

ЛЕКЦИЯ  № 2. Внешний и  внутренний контроль 

  Взаимосвязь и  отличия внешнего и внутреннего контроля

  В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

  Внутренний  аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.

Службы  внутреннего контроля постоянно:

  1. следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств;
  2. следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств;
  3. следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств;
  4. проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;
  5. дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;
  6. контролируют финансовое состояние предприятия

 Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы,

и основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной, т. е. осуществляется по предприятию самого экономического субъекта.

  Инструменты финансового анализа по результатам  аудиторской проверки применяются как по решению руководства предприятия для внутреннего пользования и принятия управленческих решений, так и по решению государственных органов при квалификации платежеспособности и риска банкротства.

  Внешний аудит при проверке использования  прибыли анализирует платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд, перечисления прибыли в фонды накопления, в фонд потребления, на благотворительные и аналогичные цели, на штрафы.

  Особое  внимание внешнего аудита уделяется  анализу дебиторской и кредиторской задолженностей, динамике долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (в паи и акции других предприятий, в облигации и другие ценные бумаги).

  Особенности внутреннего и внешнего аудита можно  представить следующим образом.

Внутренний  аудит.

  Постановка  задач определяется собственниками или руководством исходя из потребностей управления. Объектом данного вида аудита является решение отдельных функциональных задач управления. Цель определяется руководством предприятия. Средства выбираются самостоятельно. Вид деятельности — исполнительская. Организация работы — выполнение конкретных заданий руководства. Взаимоотношения — подчиненность руководству. Оплата — начисление заработной платы по штатному расписанию. Отчетность — перед собственником или руководством.

Внешний аудит.

  Постановка  задач определяется договором между  независимыми сторонами: предприятием и аудитором. Главным образом система учета и отчетности предприятия. Цель определяется законодательством по аудиту: оценке достоверности финансовой отчетности и законодательства. Средства определяются общепринятыми аудиторскими стандартами. Вид деятельности — предпринимательская. Организация работы определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм. Взаимоотношения — равноправное партнерство, независимость. Оплата — по договору.

  Несмотря  на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы, разница лишь заключается в системе точности и детальности применения этих методов. 

  Взаимосвязь внутреннего  управленческого  контроля и ревизии

  На  уровне каждого предприятия функции  контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.

  Управленческий  контроль — это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности.

  Ревизия — средство, как правило, внешнего контроля, — направлена в интересах внешних пользователей — лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.

  Ревизия осуществляется как в плановом, так  и во внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

  Несмотря  на различия в целях и пользователях  информации, и ревизия, и внутренний управленческий контроль имеют четкую взаимосвязь.

  Ревизия использует систему внутреннего  контроля, а система внутреннего  контроля получает независимую оценку степени ее эффективности и надежности при проведении ревизии.

  К тому же и ревизия и внутренний контроль используют одинаковые приемы и способы сбора данных, их анализа, одни и те же аналитические процедуры и систему доказательств, имеют рабочую документацию и результативный документ — акт (отчет) о результатах контроля, используют одну нормативную базу. Результат и внутреннего контроля, и ревизии во многом зависит от того, кто осуществляет контроль (его опыта, профессионализма, квалификации, понимания особенностей экономического субъекта, независимости и объективности в оценке). Все вышеперечисленное еще раз подтверждает взаимосвязь этих двух систем, которые, несмотря на различия, взаимовыгодно дополняют друг друга.

Основные  задачи и направления  внешнего финансового контроля

  В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).

  Поскольку государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики коммерческие организации и граждан.

Информация о работе Контроль и ревизия