Контроль и ревизия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:45, курс лекций

Описание

Контроль — это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управлен¬ческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допу¬щенных в ходе выполнения этих решений.
Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактиче¬ских показателей деятельности фирмы от нормативных или пла¬новых и, что более важно, — подготовку рекомендаций для при¬нятия решения.

Работа состоит из  1 файл

Контроль и ревизия.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)
 

  Источниками получения знаний об экономическом субъекте являются:

  1. официальные публикации в юридических, отраслевых, профессиональных, региональных журналах;
  2. данные статистики, официальные отчеты экономического субъекта, банковские отчеты;
  3. нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;
  4. результаты посещения семинаров, конференций и аналогичных мероприятий;
  5. разъяснения и подтверждения, полученные от сотрудников проверяемого экономического субъекта, беседы с компетентными лицами и сотрудниками службы внутреннего контроля;
  6. запросы третьим лицам;
  7. консультации с ревизором, который проводил проверку в предыдущие периоды;
  8. учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты договоры.

    Перед проведением ревизии и в ходе ее все производственные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах ревизора.

13. Цели и организация  внутреннего контроля

  Цель  внутреннего контроля — обеспечение  соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие.

  При организации и осуществлении  внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители.

  Успешно применяются натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры — в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы. При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия: снабжения, производства, реализации.

  Внутренний  контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности.

  Руководство предприятия самостоятельно устанавливает  состав, сроки, периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля — целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

  Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер. Внутренний контроль призван организовывать его структуру, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внешнего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

Внутренний  аудит решает следующие задачи:

  1. контроль над состоянием активов и недопущение убытков;
  2. подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
  3. анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
  4. оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой. Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется

не только детальный контроль над политикой  и качеством менеджмента.

Внутренний  аудитор выполняет следующие  функции:

  1. проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
  2. оценка экономичности и эффективности операций компании;
  3. проверка уровня достижений программных целей;
  4. подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений. Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор

несет только перед руководством предприятия. 

ЛЕКЦИЯ  № 3. Финансовый контроль

1. Понятие финансового  контроля

Государство реализует финансовую политику, воздействуя  на:

  1. сферу финансовых отношений через налоговую политику;
  2. регламентацию кредитных отношений;
  3. регулирование финансового рынка;
  4. формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. В зависимости от изменений и целей финансовой политики

государство ослабляет или усиливает свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

  В сферу непосредственного государственного управления финансами входят лишь государственные  финансы. Управление государственными финансами регулируется высшими  законодательными органами.

  Наиболее  важной частью финансовой системы страны выступает государственный бюджет.

  В соответствии со ст. 10 «Структура бюджетной  системы РФ» Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов. Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная

система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельности бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.

  Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и воспроизводственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.

  Являясь инструментом формирования и использования  денежных доходов, финансы выполняют функции:

  1. распределительную;
  2. регулирующую;
  3. контрольную;

4) отражают ход распределительного процесса. 
Понятно, что они имеют большое значение в процессе вос 
производства, решения социальных задач государства.

  Финансовый  контроль — это один из видов управленческой деятельности.

  Таким образом финансовый контроль представляет систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

Задачи  финансового контроля можно выразить в обеспечении:

  1. роста   эффективности   производства   и   расходования средств;
  2. соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;
  3. правильности ведения бухгалтерского учета;
  4. правильности составления и исполнения бюджета;
  5. проверки состояния и эффективности использования ресурсов предприятий;
  6. выявление резервов роста финансовых ресурсов;
  7. правильность валютных операций. В настоящее время формируется Единая международная

система стандартизации финансового контроля. Ее принципы нашли отражение в  организации контрольных систем, сложившихся в европейских государствах. В основе международных правил финансового контроля лежат принципы независимости, гласности, законности, объективности, ответственности, сбалансированности, системности.

  Органы  финансового контроля должны обладать независимостью (организационной, функциональной, материальной и др.) от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Функции финансового контроля

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ  — включает в себя спектр  действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка — включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция — состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок

  Осуществление финансового контроля на предприятии  также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и  нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

3. Составляющие финансового  контроля

  Система финансового контроля включает в  себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.

  Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения, ответственного за ведение учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределения обязанностей и полномочий между учетными работниками, организации подготовки, оборота, хранения документов, регистров, отражающих хозяйственные операции, порядка отражения этих операций, форм и методов обобщения данных регистров, средств автоматизации в ведении учета и подготовки отчетности.

  Контрольная среда — это осведомленность и практические действия контролеров, направленные на установление и поддержание системы финансового контроля; включает в себя распределение ответственности и полномочий, порядок осуществления финансового контроля, внешние факторы.

  Внешние факторы — случаи оказания давления на процесс проведения финансового контроля, злоупотребления. Средства контроля — методы и правила, разработанные для получения уверенности, что совершенные операции зарегистрированы полностью, точно в соответствии с действующим законодательством, что все нарушения обнаруживаются быстро и ясны последствия данных нарушений — их влияние на достоверность данных учета и отчетности.

В систему финансового контроля входят:

  1. управленческо-финансовый контроль, осуществляемый всеми структурными подразделениями предприятия;
  2. отдельные независимые от учетно-финансовой службы специализированные подразделения внутреннего аудита. На промышленных предприятиях центрами ответственности

Информация о работе Контроль и ревизия