Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.
Задачи исследования:
Рассмотреть и изучить понятие контроллинга, его цели, задачи и функции;
Проанализировать концепции системы контроллинга и инструментарий;
Изучить оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии;
Рассмотреть взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии 5
1.1 Контроллинг: понятие, цели, задачи и функции 5
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий 7
2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии 13
2.1 Стратегический контроллинг 13
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии 22
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Актуальность выбранной темы. Благодаря нестабильной экономической среде, а также желанию бизнесменов остаться на рынке и расти дальше, многие предприятия испытывают потребность в более эффективных методах и инструментах управления, позволяющих не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе обеспечить получение оптимального размера прибыли, достаточный уровень ликвидности, финансовую стабильность и возможности расширения деятельности организации. Сегодня наука об управлении может предложить, для удовлетворения подобных потребностей систему управления под названием контроллинг. Находясь на пересечении учета, анализа, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении организацией: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их.
Данная тема актуальна и важна будет до тех пор, пока не появятся более развитые системы управления, способные еще эффективнее выполнять функции управления
Объектом исследования является система управления предприятием.
Предметом исследования – контроллинг как инструмент управления предприятием.
Цель исследования - рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.
Задачи исследования:
Для России понятие “контроллинг” достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.
При
неоднозначности понимания
Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.
Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:
• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);
• сбором, анализом внутренней и внешней информации;
• целенаправленным управлением, координацией и контролем.
Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга производная от целей самого предприятия.
Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:
• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
•
регулирование и контроль за производственными
и финансовыми аспектами
• выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
• контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).
Основная цель контролинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контролинг обеспечивает выполнение следующих функций:
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
− смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
− увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
− необходимость в непрерывном
отслеживании изменений,
− необходимость продуманной
системы действий по
В
настоящее время в
По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:
В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.
По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.
Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга:
1. Пользовательские задачи:
• планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты
• планирование и контроль целей;
• стратегические планирование и контроль;
• оперативные планирование и контроль;
• координация всех частных планов;
• учет и отчетность;
• информация:
•
формирование внутренней отчетности для
различных групп
2. Организационные задачи:
• принятие решений;
• участие в принятии решений.
В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:
Рисунок
1 Разграничение задач контроллинга
(по Д. Хану).
Приведенная на рис. 1. система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:
Классификация задач контроллинга
1.
Генеральное целевое
• анализ и контроль внутренней и внешней среды;
• выработка альтернативных локальных целей и стратегий;
• многовариантное планирование;
• система показателей системы планирования и контроллинга.
2. Оперативное планирование:
• планирование и контроль программы;
• имитационное моделирование;
• реинжиниринг бизнеса.
3. Стратегическое планирование:
• портфельные матрицы;
Информация о работе Контроллинг как инструмент управлением предприятия