Контроллинг как инструмент управлением предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования - рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.

Задачи исследования:
Рассмотреть и изучить понятие контроллинга, его цели, задачи и функции;
Проанализировать концепции системы контроллинга и инструментарий;
Изучить оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии;
Рассмотреть взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии 5
1.1 Контроллинг: понятие, цели, задачи и функции 5
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий 7
2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии 13
2.1 Стратегический контроллинг 13
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии 22
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии 25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по БУУ контроллинг.docx

— 616.87 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

  1. Роль и  сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии                                                                                                             5

1.1 Контроллинг: понятие, цели, задачи и функции                                            5

1.2 Концепции  системы контроллинга и инструментарий                                  7

2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии                                                                                                          13

2.1 Стратегический  контроллинг                                                                         13

2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии     22

2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии                                                                            25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     31 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            33

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  выбранной темы. Благодаря нестабильной экономической среде, а также желанию бизнесменов остаться на рынке и расти дальше, многие предприятия испытывают потребность в более эффективных методах и инструментах управления, позволяющих не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе обеспечить получение оптимального размера прибыли, достаточный уровень ликвидности, финансовую стабильность и возможности расширения деятельности организации. Сегодня наука об управлении может предложить, для удовлетворения подобных потребностей систему управления под названием контроллинг. Находясь на пересечении учета, анализа, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении организацией: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их.

     Данная  тема актуальна и важна будет до тех пор, пока не появятся более развитые системы управления, способные еще эффективнее выполнять функции управления

     Объектом  исследования является система управления предприятием.

     Предметом исследования –  контроллинг как инструмент управления предприятием.

     Цель  исследования - рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть и изучить понятие контроллинга, его цели, задачи и функции;
  2. Проанализировать концепции системы контроллинга и инструментарий;
  1. Изучить оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии;
  1.  Рассмотреть  взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
    1. Роль  и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии

       1.1 Контроллинг: понятие, цели, задачи и функции.

 
 

       Для России понятие “контроллинг” достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.

       При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.

       Данный  термин рожден от английского глагола  “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

       Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:

       • планированием и постановкой  цели (глобальных и локальных стратегий);

       • сбором, анализом внутренней и внешней  информации;

       • целенаправленным управлением, координацией и контролем.

       Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

       Основные  задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:

       • информационное обеспечение процессов  учета, планирования и прогнозирования;

       • регулирование и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

       • выполнение функции интеграции, системной  организации и координации;

       • планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

       • контроль (сравнение заданных и фактических  показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

       • управление (проведение мероприятий  по подготовке, корректировке стратегий  и задач).

     Основная  цель контролинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контролинг обеспечивает выполнение следующих функций:

  • координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  • информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
  • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  • обеспечение рациональности управленческого процесса.

           Необходимость появления  на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

  • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

       − смещение акцента с контроля  прошлого на анализ будущего;

       − увеличение скорости реакции  на изменения внешней среды,  повышение  гибкости предприятия;

       − необходимость в непрерывном  отслеживании изменений, происходящих  во внешней и внутренней средах  предприятия;

       − необходимость продуманной  системы действий по обеспечению  выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

  • усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
  • информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

       1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий

 

       В настоящее время в экономической  литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

       По  немецкой концепции центральные  задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:

    • документальной;
  • плановой;
  • контрольной.

       В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

       Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается  рассмотрением в первой проблем  внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.

       По  мнению Д. Хана (Германия), современная  цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.

       Д. Хан выделяет также и специальные  задачи контроллинга:

       1. Пользовательские задачи:

       • планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты

       • планирование и контроль целей;

       • стратегические планирование и контроль;

       • оперативные планирование и контроль;

       • координация всех частных планов;

       • учет и отчетность;

       • информация:

       • формирование внутренней отчетности для  различных групп заинтересованных пользователей;

       2. Организационные задачи:

       • принятие решений;

       • участие в принятии решений.

       В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:

       

       Рисунок 1  Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану). 

       Приведенная на рис. 1. система разграничения  задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

       Классификация задач контроллинга

       1. Генеральное целевое планирование:

       • анализ и контроль внутренней и внешней  среды;

       • выработка альтернативных локальных  целей и стратегий;

       • многовариантное планирование;

       • система показателей системы  планирования и контроллинга.

       2. Оперативное планирование:

       • планирование и контроль программы;

       • имитационное моделирование;

       • реинжиниринг бизнеса.

       3. Стратегическое планирование:

       • портфельные матрицы;

Информация о работе Контроллинг как инструмент управлением предприятия