Контрольная работа по "Основы аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:55, контрольная работа

Описание

На этапе заключения договора оказания аудиторских услуг, а также при получении от аудиторской организации (индивидуального аудитора) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности рекомендуется обратить внимание на то, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдает требование Федерального закона “Об аудиторской деятельности” в отношении ежегодного обучения по программам повышения квалификации.

Содержание

1 Комментарии к федеральному закону «Об аудиторской деятельности»
от 30.12.2008 № 307-ФЗ 3
2 Комментарии к Федеральному правилу (стандарту) № 11 «Примени-
мость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» 12
3 Общий план и программа по аудиту по счету № 19 «Налог на добавлен-
ную стоимость по приобретенным ценностям» 23
Библиографический список 26

Работа состоит из  1 файл

основы аудита.docx

— 48.62 Кб (Скачать документ)

4. В 2009 г. аудиторы вправе участвовать  в аудиторской деятельности (в  том числе подписывать аудиторские  заключения), а индивидуальные аудиторы  осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата.

До 1 января 2010 г. факт того, что аудитор  не является членом саморегулируемой организации аудиторов, не является препятствием участия такого аудитора в аудиторской деятельности.

5. С 1 января 2010 г. аудиторы, не  вступившие в саморегулируемые  организации аудиторов, не вправе участвовать в аудиторской деятельности.

6. Действительные квалификационные  аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г., не подлежат обязательному  обмену.

7. Списки аннулированных решениями  Минфина России квалификационных аттестатов аудитора размещаются на официальном сайте Минфина России в сети Интернет www.minfin.ru в разделе “Аудиторская деятельность – Аннулированные/приостановленные лицензии и аттестаты – Аннулированные квалификационные аттестаты аудитора”.

8. На этапе заключения договора  оказания аудиторских услуг, а  также при получении от аудиторской  организации (индивидуального аудитора) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности рекомендуется обратить внимание на то, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдает требование Федерального закона “Об аудиторской деятельности” в отношении ежегодного обучения по программам повышения квалификации. Подтверждением соблюдения аудитором указанного требования является, в частности, отметка на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора. Отсутствие на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора, выданного до 2006 г., указанной отметки может означать, что аудитор не соблюдает установленное Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Квалификационный аттестат такого аудитора может подлежать аннулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КОММЕНТАРИИ  К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ПРАВИЛУ  (СТАНДАРТУ) №

             11   «ПРЕМИНИМОСТЬ    ДОПУЩЕНИЯ    НЕПРЕРЫВНОСТИ   ДЕЯ-

             ТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА»

Рассматриваемое федеральное правило (стандарт) аудиторской  деятельности подготовлено с учетом международного стандарта аудита МСА 570 «Непрерывность деятельности». В целом оба документа близки по основным принципиальным моментам, хотя структура стандартов и названия ряда разделов разнятся в англоязычном и отечественном вариантах.

Федеральное правило (стандарт) включает в себя шесть разделов:

- введение;

- факторы, оказывающие влияние на непрерывность деятельности;

- действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;

- дополнительные аудиторские процедуры в случае выявления факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;

- выводы аудитора и аудиторское заключение;

- подписание или утверждение финансовой (бухгалтерской) отчетности значительно позже отчетной даты.

МСА «Непрерывность деятельности» состоит из следующих разделов:

- введение;

- обязанности руководства;

- обязанности аудитора;

- соображения, касающиеся планирования;

- анализ оценки, данной руководством;

- период, не охватываемый оценкой руководства;

- дополнительные процедуры аудита в случае выявления соответствующих событий или условий;

- аудиторские выводы и подготовка отчета (заключения);

- подписание или утверждение финансовой отчетности со значительной задержкой.

Сопоставляя российское федеральное правило (стандарт) и МСА, можно заметить наличие в международном стандарте подробных примеров того, как следует формулировать в аудиторском заключении вопросы, связанные с непрерывностью деятельности, в зависимости от конкретных обстоятельств и порядка модификации итогового документа аудита. В комментируемое федеральное правило (стандарт) подобные примеры не входят.

Раздел «Введение»

В данном разделе констатируется, что допущение  непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Речь идет о возможности и намерении аудируемого лица продолжить свой бизнес как минимум в течение 12 месяцев, следующих за отчетным годом. По истечении этого промежутка времени экономический субъект вновь представит финансовую (бухгалтерскую) отчетность, и при последующем аудите обоснованность дальнейшего применения принципа непрерывности деятельности будет оценена заново.

Такая оценка важна по двум причинам:

- во-первых, если перед экономическим субъектом стоит угроза ликвидации, то финансовая (бухгалтерская) отчетность не может быть подготовлена исходя из оценки активов и обязательств, применяемой в условиях нормального функционирования, поскольку имеются вполне очевидные отличия в порядке выплат кредиторам, а также в сумме денежных средств, которая может быть получена при срочной распродаже активов;

- во-вторых, рассмотрение применимости допущения непрерывности деятельности имеет большое значение с точки зрения интересов пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, для которых существенно не только то, насколько точно отражены в отчетности прошлые события, но и можно ли говорить о деятельности компании на перспективу.

Раздел «Факторы, оказывающие влияние  на непрерывность деятельности»

Комментируемый  раздел характеризует:

- обязанности руководства аудируемого лица в отношении оценки способности экономического субъекта продолжать свою деятельность непрерывно (пункты 3 и 4);

- обязанности аудиторов в отношении оценки применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (пункты 5 и 7);

- основные признаки, которые могут сигнализировать о том, что непрерывность деятельности сомнительна (пункт 6).

Все обозначенные выше позиции освещены в комментируемом разделе достаточно детально и вполне четко. Поэтому остановимся только на некоторых моментах. Так, существенное отклонение основных финансовых коэффициентов от обычных значений служит тревожным признаком в том случае, если такое отклонение является негативным.

Еще один момент, на котором следует остановиться, заключается в следующем. В качестве фактора, вызывающего сомнение в применимости непрерывности деятельности, в пункте 6 называется осуществление аудируемым лицом значительного объема продаж сырья и материалов, сравнимого с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающего его. Практика показывает, что подобное положение вещей может свидетельствовать о том, что экономический субъект:

- не может обеспечить надлежащее использование сырья и материалов в производственном процессе для изготовления готовой продукции вследствие технологических, кадровых и иных причин. Таким образом, данный факт может служить исходным пунктом для более пристального рассмотрения проблем клиента, своеобразной ниточкой, за которую надо потянуть дальше, для того чтобы вскрыть подлинные мотивы отказа от нормального использования сырья и материалов;

- имеет осознанное намерение свернуть свою деятельность, даже если он не находится в ситуации, когда был бы вынужден сделать это по объективным причинам. В подобных обстоятельствах могут отсутствовать другие признаки (т.е. могут не наблюдаться убытки или проблемы с задолженностью и т.п.).

Заметим, что выяснение намерений руководства аудируемого лица нередко оказывается делом более сложным, чем проведение оценки того, насколько объективные обстоятельства способны воспрепятствовать экономическому субъекту вести свой бизнес в прежнем нормальном режиме. В результате сбора аудиторских доказательств о намерениях руководства аудируемого лица могут быть получены доводы в подтверждение вывода об отсутствии планов сворачивания бизнеса, однако такие аудиторские доказательства не носят исчерпывающего характера.

Все это  является одной из причин того, почему от аудиторов нельзя требовать предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности гарантий в том, что проаудированная компания непременно продолжит свой бизнес в течение следующего за отчетным года. Другая причина видится в проблематичности предсказания будущих событий, которые могут произойти вокруг компании и затронуть ее. По крайней мере в рамках обычной аудиторской проверки решение такой сугубо прогнозной задачи не стоит. В этой связи следует обратить особое внимание на приведенное в пункте 7 крайне важное положение о том, что «отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно». Данное положение аудиторским фирмам целесообразно доводить до сведения клиентов как можно раньше, с тем чтобы у последних не возникало желания трактовать этот вопрос по-иному.

Раздел «Действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»

Раздел  содержит практически пошаговые  инструкции аудиторам в отношении:

- рассмотрения факторов, касающихся непрерывности деятельности, на этапе планирования аудита;

- анализа влияния этих факторов на компоненты аудиторского риска;

- проверки предварительной оценки применимости допущения непрерывности деятельности, если такая оценка уже была сделана аудируемым лицом;

- направления соответствующего запроса руководству аудируемого лица, если предварительная оценка, касающаяся продолжения деятельности, им еще не сделана;

- проведения анализа оценки, данной руководством аудируемого лица в отношении способности экономического субъекта дальше вести свой бизнес, в том числе с учетом использованных руководством допущений и имеющихся у аудируемого лица планов на перспективу.

Тревожные факторы, которые могут поставить  под сомнение будущее функционирование аудируемого лица, могут быть выявлены, в частности, в ходе аудиторских процедур, касающихся событий, произошедших после отчетной даты. Такие процедуры подробно освещены в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «События после отчетной даты».

Необходимость проведения аудиторами дополнительных процедур по выяснению вопросов, связанных с непрерывностью деятельности, обусловлена тем, насколько серьезны индикаторы возможного неблагополучия. Пункт 17 комментируемого раздела требует от аудиторов осуществления дополнительных действий, только если признаки проблем являются значительными.

К вопросу  объема работ аудиторов по оценке применимости допущения непрерывности  деятельности тесно примыкает пункт 18. В нем содержится важное положение  о том, что за исключением запроса  аудируемому лицу, аудиторы не обязаны разрабатывать иные процедуры с целью проверки признаков наличия факторов, которые обусловливают сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно и которые выходят за рамки периода как минимум в 12 месяцев со дня отчетной даты.

Раздел «Дополнительные аудиторские  процедуры в случае выявления факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»

Комментируемый  раздел предписывает проведение дополнительных аудиторских процедур в тех случаях, когда аудиторы приходят к выводу о наличии факторов, подвергающих значительному сомнению способность аудируемого лица в дальнейшем продолжать ведение дел. В такой ситуации, как указывает пункт 19, аудиторы должны требовать от руководства аудируемого лица предоставить им письменную информацию, касающуюся его планов на будущее.

Заметим, что в иных обстоятельствах (т.е. когда какая-либо угроза возможного прекращения деятельности не стоит и экономический субъект, напротив, имеет длительный опыт успешных операций, а также располагает необходимыми финансовыми ресурсами или имеет свободный доступ к ним), как показывает практика, можно ограничиться и устными разъяснениями в отношении будущих планов клиента.

При наличии  же серьезных настораживающих индикаторов  возникает необходимость применения особого подхода к проведению ряда аудиторских процедур. Некоторые из них приобретают дополнительное значение.

В качестве таких процедур пункт 20 называет выяснение  у аудируемого лица (через форму  запроса) его планов получения доходов, заемных средств и реструктуризации долга, снижения или отсрочки расходов или увеличения размера уставного капитала. В этом же пункте отмечается, что «аудитор должен стремиться получить достоверные аудиторские доказательства того, что планы руководства осуществимы и что в результате их реализации ситуация улучшится». Не зря приведенная формулировка содержит оборот «должен стремиться». По-видимому это следует понимать так, что в комментируемом федеральном правиле (стандарте) присутствует понимание проблематичности получения исчерпывающих доказательств по вопросу выполнимости антикризисных планов клиента.

В подобных обстоятельствах необходимо проведение аудиторских процедур, направленных на более пристальное рассмотрение событий и фактов, а также договоренностей, планов и смет, имеющих отношение к перспективам выправления ситуации. Пункты 21 и 22 содержат перечень конкретных процедур, которые могут помочь аудиторам подтвердить или рассеять сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. Так, при необходимости аудиторы могут вступать в контакт с юристами аудируемого лица на предмет выяснения информации по судебным искам к проверяемому экономическому субъекту. Другие должностные лица могут дать пояснения по поводу невыполненных заказов клиентов экономического субъекта.

Информация о работе Контрольная работа по "Основы аудита"