Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявление особенностей анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль».
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- описать сущность метода «затраты - объем - прибыль»;
- охарактеризовать методику анализа соотношения «затраты - объем -прибыль»;
- предъявить классификацию затрат;
- описать характеристику CVP-анализа;
- представить графический анализ безубыточности;
- описать методику анализа соотношения «затраты - объем - прибыль»;
- выявить недостатки и преимущества метода С VP - анализа и т.д..
Введение 3
1. Характеристика метода «затраты - объем - прибыль» 5
1.1. Сущность метода «затраты - объем - прибыль» (СVP - анализ) 5
1.2. Классификация затрат 7
2. Описание метода анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» и графического
анализа безубыточности 13
2.1. Методика анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» 13
2.2. Графический анализ безубыточности 16
2.3. Недостатки и преимущества анализа С VP 22
Заключение 26
Задача 28
Список использованной литературы 29
«Бухгалтерский управленческий учет». Тема: «Метод анализа взаимосвязи «затраты объем - прибыль»
Содержание
Введение 3
1. Характеристика метода «затраты - объем - прибыль» 5
2. Описание
метода анализа соотношения «затраты
- объем - прибыль» и графического
анализа безубыточности 13
Заключение 26
Задача 28
Список использованной литературы 29
Введение
Управленческий учет представляет собой область знаний на стыке бухгалтерского учета и менеджмента необходимую каждому, кто занимается предпринимательской деятельностью. Менеджер несет ответственность за достижение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которая использована им для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности, а также принятия решений.
Значение этой дисциплины заключается в том, что она позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности. Основным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм.
В условиях концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, инфляции, значительного роста масштабов производственных издержек, традиционные методы учета перестали соответствовать требованиям управления.
Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Контроль и регулирование — основные функции управления — реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических приемов.
Актуальность темы - «Метод анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» (CVP - анализ)» - очевидна, так как принципиальной особенностью управленческого учета является необходимость определения затрат не только по предприятию в целом, но и по центрам ответственности и местам формирования внутри организации. Под центром ответственности понимается сфера, участок деятельности, возглавляемый ответственным лицом (менеджером), имеющим право и возможность принимать решения. Место затрат представляет собой территориально обособленное подразделение организации, где осуществляются расходы. Оно не всегда связано с персональной ответственностью за величину, целесообразность и экономическую обоснованность издержек. Данная тема слабо освящена.
Полноценный управленческий учет целесообразно вести главными образом на крупных и средних промышленных предприятиях. При отсутствии опытных управленческих кадров такая область знаний как управленческий учет оказалась мало востребованной, однако, переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия в экономике.
Объект исследования – затраты - объем - прибыль.
Предмет исследования - CVP - анализ.
Цель курсовой работы - выявление особенностей анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль».
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- выявить недостатки и преимущества метода С VP - анализа и т.д.. Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные
акты Российской Федерации, учебная литература и периодическая печать.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1. Характеристика метода «затраты - объем - прибыль»
Раньше управленческий учет представляли как систему, обеспечивающую процессы регулирования, планирования и контроля. Для того, чтобы преодолеть это представление, необходимо разграничить эти понятия.
Отношение управленческого учета к регулированию зависит от того, идет ли речь о краткосрочном или долгосрочном регулировании. В первом случае необходимо уделить внимание двум основным моментам:
И калькуляция расходов будущих периодов, и анализ системы CVP находятся в жесткой зависимости от концепции валовой прибыли (принцип превышения продажной цены над себестоимостью продукта). CVP - анализ основывается на принципе безубыточности, т.е. покрывать расходы можно только тогда, когда
совокупный доход, уменьшенный на величину совокупных переменных издержек,
равен уровню постоянных издержек. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным.
1.1. Сущность метода «затраты - объем - прибыль» (СVP - анализ)
Все большее число российских предприятий проявляют заинтересованность в применении современных методов финансового планирования, управленческого учета и экономического анализа. А для этого необходимо использовать средства вычислительной техники.
Необходимым условием получении прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой 1:двух товаров это прямая, для трех - плоскость, для четырех - гиперплоскость). Поэтому рассчитать с помощью этого метода ценовую политику для предприятия, выпускающего большое количество товаров, можно только с помощью специального программного обеспечения.
Метод анализ «затраты - объем - прибыль» называется анализом безубыточности. При его проведении изучается влияние изменения цен на продукцию, уровня и структуры издержек и объема продаж на прогнозируемую прибыль. Анализ безубыточности эффективен для подготовки и оценки различных проектов с точки зрения их возможной прибыльности или доходности.1
Весь анализ CVP основан на следующей формуле калькуляции по предельным затратам:
Прибыль = Продажи - Суммарные переменные затраты - Суммарные постоянные
затраты, или P=S-V-F
Приведенная формула является просто математическим представлением отчета о прибылях и убытках, подготовленного с калькуляцией по предельным затратам. Составляющие этой формулы (т.е. Р, S, V и F) могут быть также рассмотрены как компоненты, которые должны структурировать всю информацию, предоставляемую анализом CVP. Умелое обращение с этими компонентами может оказаться полезным для руководства в планировании и принятии им решений в отношении предприятия.
1.2. Классификация затрат
На западных предприятиях не существует единой классификации затрат, каждая фирма имеет право разрабатывать свою номенклатуру затрат в зависимости от информации, которая требуется менеджерам предприятия. Отличительная черта таких классификаций - их упрощенность, смешение различных признаков группировки, подмена одного понятия другим (например, косвенные, накладные и постоянные затраты), что можно объяснить прагматизмом.
Рассмотрим, какие классификации, применяющиеся на Западе, актуальны для организации управленческого учета на российском предприятии.
Как правило, при классификации затрат по элементам в западных системах управленческого учета выделяют три укрупненных элемента затрат: прямые материалы, прямая заработная плата и накладные расходы. Данная классификация наиболее близка традициям отечественного учета и анализа, поскольку можно найти некоторую аналогию между ней и классификацией затрат по статьям, применяемой в российской практике.
По отношению к конкретному центру ответственности затраты могут быть подконтрольными и неподконтрольными. Подконтрольность означает возможность менеджера повлиять на размер затрат (например, отдел маркетинга может воздействовать на расходы на рекламную кампанию, начальник производственного цеха - на использование прямого труда в части интенсивности и производительности труда и потерь рабочего времени).
Деление затрат на подконтрольные и неподконтрольные сугубо индивидуально, то есть возможно только для конкретного центра ответственности конкретного предприятия. Заметим также, что подобное деление затрат весьма условно (например, повышение затрат на горюче - смазочные материалы может означать, что водитель либо использует автомобиль с нарушением правил эксплуатации, либо использует его в личных целях, но может возникнуть и из-за незапланированного повышения цен на топливо).
Следует отметить, что не все затраты равнозначны для принятия решений, отсюда возникает деление затрат на релевантные (имеющие существенное значение для конкретного решения) и нерелевантные. Приведенные термины - сравнительно новые для российской практики управленческого учета. Релевантными можно назватьзатраты, которые различаются в зависимости от выбираемого варианта решения. Примерами релевантных затрат могут быть:
Процесс принятия решений с учетом релевантных затрат включает следующие этапы:
Данная классификация затрат должна быть известна и находить практическое применение в деятельности не только специалистов по управленческому учету, но и менеджеров предприятия, поскольку она позволяет в любой ситуации отделить факторы, влияющие и не влияющие на принятие решения, с целью выбора оптимального варианта действий2.
Места возникновения затрат представляют собой структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат, включая протекающие внутри их хозяйственные процессы. Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом:
Обобщим
изученные классификации затрат в виде
схемы (рис. 1).
( 1
|Затраты|
Экономические элементы затрат |
По экономическим элементам
Н
По статьям
По
способу отнесения на себестоимость
ь->
Статьи затрат Прямые и косвенные
По отношению к уровню деловой активности
н -I
Затраты на продукт и затраты периода
По возможности влияния на величину затрат
Постоянные и переменные
I По значимости | >
I I
Подконтрольные и неподконтрольные
Релевантные и нерелевантные
|управленческого
решения|
I I
Рис. 1. Классификация затрат
Николаева С.А. Управленческий учет. - М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА, 2006. - С. 34.
Мы рассмотрели основные классификации затрат, имеющие место как в российской теории и практике, так и в западной. Все они в определенной степени необходимы для постановки системы управленческого учета, требуют изучения и внедрения в практику управления на российских предприятиях.
Информация о работе Метод анализа взаимосвязи «затраты объем - прибыль»