Метод анализа взаимосвязи «затраты объем - прибыль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - выявление особенностей анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль».
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- описать сущность метода «затраты - объем - прибыль»;
- охарактеризовать методику анализа соотношения «затраты - объем -прибыль»;
- предъявить классификацию затрат;
- описать характеристику CVP-анализа;
- представить графический анализ безубыточности;
- описать методику анализа соотношения «затраты - объем - прибыль»;
- выявить недостатки и преимущества метода С VP - анализа и т.д..

Содержание

Введение 3
1. Характеристика метода «затраты - объем - прибыль» 5
1.1. Сущность метода «затраты - объем - прибыль» (СVP - анализ) 5
1.2. Классификация затрат 7
2. Описание метода анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» и графического
анализа безубыточности 13
2.1. Методика анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» 13
2.2. Графический анализ безубыточности 16
2.3. Недостатки и преимущества анализа С VP 22
Заключение 26
Задача 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

бухгалтерский управленчиский учет.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 

 

4 Николаева С.А. Управленческий учет. - М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА, 2006. - С. 67.

3) постоянные затраты являются таковыми в рассматриваемом диапазоне 
деловой активности;

4) объем производства равен объему реализации.

Итак, ценность графика взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» заключается в том, что он является простым и наглядным средством представления аналитических выкладок, с его помощью менеджеры могут оценить возможность предприятия достичь или превысить безубыточный объем производства. Однако график имеет и слабые стороны: при его построении делается много допущений, из-за чего сформированные с его помощью результаты анализа достаточно условны.

Для анализа зависимости «затраты - объем - прибыль» используется формула

 

 

Р = SUM Зпер. + Зпост. + Пр, (1)

 

 

где Р - реализация в стоимостном выражении (выручка); SUM Зпер. - суммарные переменные затраты; Зпост. - постоянные затраты; Пр - прибыль.

Критическую точку (точку безубыточности) можно представить также путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем дополнительные обозначения:

q - объем реализации в натуральном выражении;

qKpHT. - критический объем продаж в натуральных единицах;

р - цена единицы продукции;

Зпер. - переменные затраты на единицу продукции.

Таким образом, Р = р х q; SUM Зпер. = Зпер. х q.

В точке безубыточности прибыль равна нулю. То есть формула (1) примет вид:

 

 

р х qKpHT. = Зпер. х qKpHT. + Зпост. (2)

Преобразуя предыдущую формулу, имеем:

qxpHT. = Зпост. / (р - Зпер.). (3) Продолжая аналитические расчеты, можно вычислить:

критический уровень постоянных затрат, для расчета которого используется исходная формула выручки при нулевой прибыли:

 

 

Р - Зпост. + SUM Зпер., (4)

откуда:

Зпост.крит. = Р - SUM Зпер. = pq - SUM Зпер. х q = q х (р - Зпер.); (5)

критическую продажную цену, для чего используется формула:

Крит.р = Зпост. / q + Зпер.; (6)

 

уровень минимального маржинального дохода - маржинальный доход - это финансовый показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации (продажи) и величиной переменных затрат, связанных с суммой продаж (или минимальный уровень рентабельности как отношение маржинального дохода к выручке), если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки:

 

 

МД в % к выручке = Зпост. / Р х 100%. (7)

Логическим продолжением процесса нахождения точки безубыточности является планирование прибыли. Для определения объема реализации, при котором возможно получение необходимой прибыли, используется формула

 

 

qrniaH. = (Зпост. + Прплан.) / (р - Зпер.), (8)

 

 

где Прплан. - необходимая предприятию прибыль.

Формула (7) может быть использована для анализа ситуаций, когда деловую активность предприятия трудно или невозможно измерить в натуральных единицах и следует прибегать к стоимостным единицам. Очень часто это имеет место в сервисных организациях, производящих достаточно разнородные работы и услуги. В таких случаях практикуется расчет не точки безубыточности, а величины выручки, которую необходимо получить для покрытия затрат. При проведении расчета делается допущение, что все оказываемые организацией услуги имеют средний уровень маржинального дохода - МДср. (в % к выручке). Исходя из этого, определяют критический уровень выручки:

 

 

Ркрит. = Зпост. / МДср. (в % к выручке) х 100%. (9)

 

 

На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.

Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убытки. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.

Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» может быть выражена также с помощью формул.

Анализ маржинальной прибыли лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента, установлении размера премий, а так же при проведении маркетинговых операций.

Анализ чувствительности основан на использовании приема "что будет, если" изменится один или несколько факторов, влияющих на величину объёма продаж, затрат или прибыли. На основе анализа можно получить данные о финансовом результате при заданном изменении определенных параметров. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности (запас финансовой прочности), то есть та величина выручки, которая находится за критической точкой. Её сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

 

 

2.3. Недостатки и преимущества анализа CVP

 

При рассмотрении допущений в приведенном выше порядке краткое изложение их недостатков будет выглядеть следующим образом:

анализ суммарных затрат представляет собой непростой процесс, и в лучшем случае он является только оценкой, а в худшем случае может ввести в заблуждение;

постоянные затраты являются неизменными только в течение короткого периода времени и при ограниченных уровнях деловой активности;

удельные переменные затраты являются постоянными только в течение короткого периода времени. Невозможно всегда прогнозировать увеличение затрат на заработную плату и материалы, которые будут влиять на переменные затраты;

продажная цена единицы продукции является постоянной только в течение короткого периода времени;

помимо объема производства на затраты и доходы предприятия оказывают воздействие и другие факторы (например, производительность, рыночные факторы и т.д.);

как бы хорошо не был налажен процесс планирования на предприятии, объем производства очень редко точно соответствует продажам. Некоторые предприятия производят чаще для пополнения запасов, чем непосредственно для продаж, и поэтому уровни запасов скорее отражают уровни будущих продаж, нежели текущих;

ассортимент продукции редко остается неизменным. Конечно, маловероятно, чтобы все допущения анализа CVP можно было применить одновременно к одному предприятию, даже в течение очень короткого промежутка времени. Но даже если такое и бывает, то прежде всего относится только к ограниченному масштабу деятельности.

Следовательно, анализ CVP является грубым инструментом руководства, применяемым в целях планирования и принятия решений. Мы можем также отметить, что чем продолжительнее рассматриваемый период времени, тем более вероятно, что допущения анализа не будут подходить.

Хотя мы знаем о недостатках анализа CVP, это не означает, что он не может быть полезным руководству. Существует несколько преимуществ анализа СУР, которые делают его пригодным для использования:

анализ С VP основан на принципах метода калькуляции по предельным затратам. Калькуляция по предельным затратам является методом учета, который лучше всего отражает подлинную природу постоянных и переменных затрат;

допущения о неизменных постоянных затратах, удельных переменных затратах и продажной цене единицы продукции могут найти краткосрочное применение, что предполагает пригодность анализа CVP для краткосрочного планирования и принятия решений;

если объем производства не соответствует объему продаж, то это не влияет на планирование прибыли на предприятиях в случае применения метода калькуляции по предельным затратам. Если компания применяет метод калькуляции с полным распределением затрат, то в показатели ожидаемых прибылей могут быть внесены поправки на изменения в уровнях запасов;

анализ CVP учитывает риск и неопределенность, присущие процессам планирования прибыли и принятия решений, позволяя руководству использовать различные комбинации составляющих анализа в ситуациях "что, если" (например, "что, если" мы сможем достичь только 80% от ожидаемого объема продаж, "что, если" постоянные затраты превысят ожидаемый объем на 5200,000 и т.д.). Применение С VP - анализа возможно при:

  • оценке производственной, сбытовой и административной деятельности;
  • запуске нового бизнеса;
  • введении нового товара;
  • модернизации существующего бизнеса.

Ограничения CVP - анализа - цена продаж остается постоянной, что требует следующих предположений:

- эластичность   спроса  является   достаточно   большой,   чтобы оставлять неизменной цену при увеличении объема продаж;

  • цена продаж является устойчивой в течении расчетного периода;
  • есть только один товар или постоянная товарная смесь;
  • постоянная эффективность производства;
  • не изменяются средства производства;
  • постоянные переменные затраты на единицу продукции;
  • постоянные затраты фиксируются;
  • постоянные и переменные затраты хорошо разделены, определены и оценены. Правила CVP - анализа:

 

  1. Увеличение цены продаж снижает точку безубыточности;
  2. Увеличение   переменных   и   постоянных   затрат   увеличивает точку безубыточности.

С помощью CVP - анализа можно так же вычислить границу безопасности, которая определяется как количество продаж, на которое может быть снижен объем продаж без перехода бизнеса в убыточную область.

Самая серьезная проблема CVP - анализа - его монотоварность. Точка безубыточности остается точкой только в случае одного товара. Для двух товаров это уже прямая, для трех - плоскость, для четырех - гиперплоскость. Разобраться в этом без современных вычислительных средств и методов не представляется возможным. В настоящее время широкое применение получил программный продукт Marketing Expert, позволяющий находить варианты цен покрытия издержек предприятия для большого числа товаров.

Заключение

 

 

Управление затратами эффективно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы. Применение различных группировок в процессе планирования, учета и анализа затрат позволяет решать различные задачи управления затратами, в частности определять наилучшие направления вложения средств, снижать непроизводительные затраты, формировать показатели себестоимости, выявлять возможные резервы снижения затрат, устанавливать минимально необходимый размер производства, уменьшать рыночные цены.

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Изучение взаимосвязей между переменными затратами на единицу изделий, суммарными постоянными затратами, уровнем объема производства, ценой, ассортиментом/номенклатурой реализуемых изделий и влиянием всех перечисленных факторов на прибыль.

Таким образом, методика CVP-анализа заключается в расчете показателя потенциала финансового потока, который одновременно является идентификатором как платежной дисциплины, так и безубыточности предприятия.

Также необходимо отметить, что данная методика, являясь универсальной, может быть использована на предприятиях любых отраслей, в том числе на предприятиях, являющихся составными частями объединений и передающих свою продукцию во внутренний оборот по себестоимости.

Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также анализом «затраты - объем -прибыль», или CVP - анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.

 

Мостовой кран первоначальной стоимостью 850000 д.е. рассчитан на эксплуатацию в течение 20000 ч. времени полезного использования. Его остаточная стоимость после 10 лет эксплуатации оценивается в 50000 д.е.

Определите ежегодную сумму амортизации крана методами равномерного начисления и в зависимости от степени его использования, если она в течение первых трех лет эксплуатации составила 1500, 1900 и 2200 часов.

Решение

Метод равномерного начисления амортизации - это равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования имущества. Месячная сумма амортизации рассчитывается как произведение первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации:

А = СпхНа/ 100%,

где А - месячная (годовая) сумма амортизации (руб.); Сп - первоначальная стоимость основных средств (руб.); На - норма амортизации (%).

Норма амортизации для каждого объекта определяется по формуле: На = 1 х 100% / N, где N - срок полезного использования (месяцев); Таким образом, годовая норма амортизационных отчислений по мостовому крану равна 10% (100% / 10 лет). Исходя из этого, сумма ежегомесячных амортизационных отчислений определяется как 1 / 10 от произведения его первоначальной стоимости (850000) и годовой нормы амортизации (10%) и равна 8500 рублей. В год амортизация составит 85000 рублей. Предположим, что кран использовался 9 часов в день при пятидневной рабочей недели, примерно в среднем мостовой кран должен использоваться 2160 часов в год. Расчет амортизации при данном способе не зависит от того сколько часов основное средство эксплуатировалось, норма амортизации будет одинаковой.

Информация о работе Метод анализа взаимосвязи «затраты объем - прибыль»