Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа
Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.
Введение………………………………………………………………………….3
Обзор литературных источников………………………………………….……5
Глава 1. Сущность международных и национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности……………………………………………7
Предпосылки и значение создания международных стандартов учета и финансовой отчетности……………………………………………….….7
Порядок подготовки и утверждения международных стандартов учета (финансовой отчетности)…………………………………………………13
Основополагающие принципы составления учета и отчетности….….15
Этапы формирования финансовой отчетности………………………..19
Глава 2. Анализ современного состояния отечественного учета и отчетности, его соответствие международным стандартам……………………………….26
2.1. Основные различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета…………………………………………………………….26
2.2. Порядок регулирования практики учета в России и МСФО………..…32
2.3. Заимствование положений МСФО при совершенствовании отечественных нормативных актов по бухгалтерскому учету…………..….34
Выводы и предложения………………………………………………..……..…38
Список использованной литературы……………………………………….…40
Приложения………………………………………………………………….….41
Вторым главным принципом
Следует отметить, что в России в последние годы предприняты интенсивные меры по совершенствованию системы бухгалтерского учета, которые приблизили российские стандарты бухгалтерской отчетности к международным стандартам финансовой отчетности, однако по-прежнему остаются достаточно существенные отличия в формировании отчетных показателей.
2.2. Порядок регулирования практики учета в России и МСФО
Говоря о правовом статусе МСФО в России, в первую очередь необходимо напомнить, что в соответствии с подпунктом "р" статьи 71 Конституции РФ "официальный статистический и бухгалтерский учет" находится в "ведении Российской Федерации". Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения бухгалтерского учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.
Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». И, говоря о правовом значении МСФО для практики бухгалтерского учета в России, необходимо следовать нормам Закона «О бухгалтерском учете», определяющим порядок регулирования бухгалтерского учета в России. Этим вопросам посвящены статьи 3, 4 и 5 Закона.
Сфера применения МСФО расширяется год от года, формирующиеся требования рынка по представлению бухгалтерской информации все в большей степени позволяют говорить об МСФО как об универсальном международном языке бизнеса, все большее количество компаний в мире формируют отчетность по МСФО и это во все большей степени относится и к российским транснациональным компаниям. Однако в рамках регулирования практики ведения учета в конкретном государстве выполнение требований МСФО может стать обязательным только в случае, если такая обязанность будет вменена соответствующим законодательством.
Исключением здесь не является и
Россия. Рассмотрев достаточно подробно
нормы отечественного законодательства,
определяющие порядок регулирования
бухгалтерской практики, и положения,
отражающие степень обязательности
применения МСФО, мы можем сформулировать
следующие выводы относительно реальной
возможности рассматривать МСФО
как предписания, обязательные при
ведении официального бухгалтерского
учета российскими
Любое положение МСФО может стать нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:
Так, например, российский нормативный
акт может содержать
Оба выделенных варианта действия МСФО на отечественную учетную практику имеют очень существенное значение и требуют самостоятельного рассмотрения.
2.3. Заимствование положений
МСФО при совершенствовании
Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформы послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.
Помимо этого, было приято решение об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных стандартов по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно принятой практике.
В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, переход на МСФО в соответствии с которой должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года.
К 1998 году стало ясно, что документ, принятый в 1994 году, нуждается в серьезной доработке. Как следствие была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283. Программа содержала "план конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета", конечной датой осуществления которого указывался 2000 год.
Говоря о влиянии МСФО на российскую практику бухгалтерского учета, нельзя обойти вниманием еще один программный документ, определяющий роль Международных стандартов в формировании информации о финансовом положении российских компаний - Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180*.
В этом документе, целью которого было определить направления развития бухгалтерской практики на период до 2010 года, говорилось, что Международные стандарты финансовой отчетности были приняты в России в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности.
Столь существенное изменение отечественной
методологии учета в сторону
приближения к МСФО в последнее
время стало получать даже негативные
оценки в плане критики излишней
оптимистичности заимствуемых методов
для отечественных
Однако следует помнить о том, что речь в данном случае идет не о непосредственном "внедрении" международных стандартов в российскую практику учета, то есть не об использовании непосредственно самих МСФО отечественными бухгалтерами, а о методологическом влиянии идей МСФО на вводимые новые положения российских нормативных актов, то есть о влиянии исключительно "идеологическом".
Так, например, согласно Принципам
подготовки и представления финансовой
отчетности МСФО, финансовая отчетность
компании обычно должна составляться
исходя из непрерывности деятельности
как основополагающего
Это положение МСФО послужило основой формирования нормы, определяемой в пункте 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", согласно которому «при формировании учетной политики предполагается, что… организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке»
В данном случае мы имеем дело именно
с предписанием отечественного нормативно-правового
акта, методологической основой которого
послужили соответствующие
Это означает, что все происходящие
такого рода новации нормативного регулирования
учета в России - это изменения
положений отечественных
Все эти новации - это предписания российских нормативных документов, существующие на русском языке, применение которых должно осуществляться в рамках общих правил реализации предписаний российского законодательства.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Современная ситуация в российской
экономике характеризуется
К настоящему времени в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют 20 ПБУ (прил. 3). Большинство направлений учета соответствуют международным стандартам финансовой отчетности и, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе – обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов. Полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями.
Также переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций и при этом, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Если проблема подготовки кадров не решена, очень важен выбор консультанта, который поможет эффективно подойти к решению вопросов перехода на МСФО.
Вообще, переход на МСФО необходим. Ни один национальный финансовый рынок не сможет поступательно развиваться в отрыве от международного. Внедрение международных стандартов является важным шагом в вопросе построения эффективной системы учета в России.
Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.
Когда выстроенная система
будет понятна всем финансовым работникам
и позволит им более эффективно работать
в своей области, а руководители
компаний будут действительно
Международные стандарты финансовой отчетности являются динамичной системой, развитие которой будет продолжаться еще не один год, и надо учитывать этот факт при организации перехода на МСФО.
Список использованной литературы
Информация о работе Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности