Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Обзор литературных источников………………………………………….……5
Глава 1. Сущность международных и национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности……………………………………………7
Предпосылки и значение создания международных стандартов учета и финансовой отчетности……………………………………………….….7
Порядок подготовки и утверждения международных стандартов учета (финансовой отчетности)…………………………………………………13
Основополагающие принципы составления учета и отчетности….….15
Этапы формирования финансовой отчетности………………………..19
Глава 2. Анализ современного состояния отечественного учета и отчетности, его соответствие международным стандартам……………………………….26
2.1. Основные различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета…………………………………………………………….26
2.2. Порядок регулирования практики учета в России и МСФО………..…32
2.3. Заимствование положений МСФО при совершенствовании отечественных нормативных актов по бухгалтерскому учету…………..….34
Выводы и предложения………………………………………………..……..…38
Список использованной литературы……………………………………….…40
Приложения………………………………………………………………….….41

Работа состоит из  1 файл

мсфо курсач.docx

— 86.23 Кб (Скачать документ)

Вторым главным принципом международных  стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к  возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные  стандарты учета предписывают следовать  принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде  ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе  учета затраты отражаются после  выполнения определенных требований в  отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

Следует отметить, что в  России в последние годы предприняты  интенсивные меры по совершенствованию  системы бухгалтерского учета, которые  приблизили российские стандарты бухгалтерской  отчетности к международным стандартам финансовой отчетности, однако по-прежнему остаются достаточно существенные отличия  в формировании отчетных показателей.

 

2.2. Порядок регулирования  практики учета в России и  МСФО

 

Говоря о правовом статусе МСФО в России, в первую очередь необходимо напомнить, что в соответствии с  подпунктом "р" статьи 71 Конституции РФ "официальный статистический и бухгалтерский учет" находится в "ведении Российской Федерации". Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения бухгалтерского учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.

Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». И, говоря о правовом значении МСФО для практики бухгалтерского учета в России, необходимо следовать нормам Закона «О бухгалтерском учете», определяющим порядок регулирования бухгалтерского учета в России. Этим вопросам посвящены статьи 3, 4 и 5 Закона.

Сфера применения МСФО расширяется год от года, формирующиеся требования рынка по представлению бухгалтерской информации все в большей степени позволяют говорить об МСФО как об универсальном международном языке бизнеса, все большее количество компаний в мире формируют отчетность по МСФО и это во все большей степени относится и к российским транснациональным компаниям. Однако в рамках регулирования практики ведения учета в конкретном государстве выполнение требований МСФО может стать обязательным только в случае, если такая обязанность будет вменена соответствующим законодательством.

Исключением здесь не является и  Россия. Рассмотрев достаточно подробно нормы отечественного законодательства, определяющие порядок регулирования  бухгалтерской практики, и положения, отражающие степень обязательности применения МСФО, мы можем сформулировать следующие выводы относительно реальной возможности рассматривать МСФО как предписания, обязательные при  ведении официального бухгалтерского учета российскими организациями:

Любое положение МСФО может стать  нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:

  1. Заимствования отдельных положений МСФО при разработке и принятии новых (совершенствования действующих) нормативных актов бухгалтерского законодательства РФ. В этом случае отдельные положения МСФО, например, определение допущения непрерывности деятельности организации, переведенное на русский язык, фактически в новой редакции включается в текст российского нормативного акта, становясь таким образом его предписанием. В предписаниях отечественных нормативных документов отражаются методологические положения МСФО, но уже в адаптированной отечественной практикой интерпретации, изложенные на русском языке, становясь таким образом нормой отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
  2. Текст российских нормативно-правовых актов может включать прямые отсылки к МСФО, делая таким образом их указания обязательными для применения соответствующей нормы отечественного законодательства о бухгалтерском учете.

Так, например, российский нормативный  акт может содержать предписание, согласно которому ведение бухгалтерского учета в определенной части, допустим, тестирование активов на обесценение, следует осуществлять согласно положениям МСФО. Соответствующих предписаний  о таком тестировании отечественный  нормативный акт в этом случае уже содержать не будет. И, следовательно, чтобы исполнить указания российского  нормативного документа бухгалтеру потребуется обратиться к тексту МСФО.

Оба выделенных варианта действия МСФО на отечественную учетную практику имеют очень существенное значение и требуют самостоятельного рассмотрения.

2.3. Заимствование положений  МСФО при совершенствовании отечественных  нормативных актов по бухгалтерскому  учету

 

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России можно считать  начало 90-х годов XX века. Толчком  к началу реформы послужил семинар  по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром  ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в  Москве. Однако официальным началом  процесса реформирования учета следует  считать принятие Государственной  Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе  была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

Помимо этого, было приято решение  об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета  и в процессе разработки национальных стандартов по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно принятой практике.

В 1994 году Методологическим Советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, переход  на МСФО в соответствии с которой  должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года.

К 1998 году стало ясно, что документ, принятый в 1994 году, нуждается в серьезной  доработке. Как следствие была принята  Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства  РФ от 06.08.1998 № 283. Программа содержала "план конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета", конечной датой осуществления которого указывался 2000 год.

Говоря о влиянии МСФО на российскую практику бухгалтерского учета, нельзя обойти вниманием еще один программный  документ, определяющий роль Международных  стандартов в формировании информации о финансовом положении российских компаний - Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную  перспективу, одобренной приказом Минфина  России от 01.07.2004 № 180*.

В этом документе, целью которого было определить направления развития бухгалтерской  практики на период до 2010 года, говорилось, что Международные стандарты  финансовой отчетности были приняты  в России в качестве основного  инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Столь существенное изменение отечественной  методологии учета в сторону  приближения к МСФО в последнее  время стало получать даже негативные оценки в плане критики излишней оптимистичности заимствуемых методов  для отечественных экономических  реалий. Движение отечественной нормативной  базы по бухгалтерскому учету в сторону  методологических концепций МСФО за последнее время прослеживается со всей очевидностью.

Однако следует помнить о  том, что речь в данном случае идет не о непосредственном "внедрении" международных стандартов в российскую практику учета, то есть не об использовании  непосредственно самих МСФО отечественными бухгалтерами, а о методологическом влиянии идей МСФО на вводимые новые  положения российских нормативных  актов, то есть о влиянии исключительно "идеологическом".

Так, например, согласно Принципам  подготовки и представления финансовой отчетности МСФО, финансовая отчетность компании обычно должна составляться исходя из непрерывности деятельности как основополагающего допущения, лежащего в основе как методов формирования отчетных данных, так и ее (отчетности) прочтения и понимания. Здесь "предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении ее деятельности", то есть отчетность составляется на основе допущения о том, что "компания действует и будет действовать в обозримом будущем".

Это положение МСФО послужило основой  формирования нормы, определяемой в  пункте 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", согласно которому «при формировании учетной политики предполагается, что… организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке»

В данном случае мы имеем дело именно с предписанием отечественного нормативно-правового  акта, методологической основой которого послужили соответствующие положения  МСФО, но никак не с применением  непосредственно МСФО в отечественной  бухгалтерской учетной практике.

Это означает, что все происходящие такого рода новации нормативного регулирования  учета в России - это изменения  положений отечественных нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета.

Все эти новации - это предписания  российских нормативных документов, существующие на русском языке, применение которых должно осуществляться в  рамках общих правил реализации предписаний  российского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Современная ситуация в российской экономике характеризуется возрастанием потребности предприятий в инвестиционных ресурсах. Формируется институт отечественных  инвесторов, для которых первоочередной проблемой является получение достоверной  информации об организациях с целью  выбора объекта инвестирования. Аналогичен интерес к такой информации и  у зарубежных инвесторов, готовых  к вложению капитала на территории России. Названные обстоятельства предопределяют необходимость реформирования российского  бухгалтерского учета.

К настоящему времени в  рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют 20 ПБУ (прил. 3). Большинство направлений учета соответствуют международным стандартам финансовой отчетности и, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе – обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов. Полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями.

Также переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций и при этом, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Если проблема подготовки кадров не решена, очень важен выбор консультанта, который поможет эффективно подойти к решению вопросов перехода на МСФО.

Вообще, переход на МСФО необходим. Ни один национальный финансовый рынок  не сможет поступательно развиваться  в отрыве от международного. Внедрение международных стандартов является важным шагом в вопросе построения эффективной системы учета в России.

Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.

Когда выстроенная система  будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и  объективной информации, реформу  можно считать состоявшейся.

Международные стандарты  финансовой отчетности являются динамичной системой, развитие которой будет  продолжаться еще не один год, и надо учитывать этот факт при организации  перехода на МСФО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Беликова Т.Н, Минаева Л.Н. Все положения о бухгалтерском учете с комментариями, 2-е издание – СПб.: Питер, 2010., стр.9 – 18.
  2. Вахрушина М.А, Мельникова Л.А, Пласкова Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности, М.: Вузовский учебник, 2010, стр. 6 – 30.
  3. Газета "Учет. Налоги. Право" № 26/2011. Статья: «Как переходить на отчетность по МСФО»
  4. Гельтман В.Г., О.В. Рожнова, Р.Г. Каспина, С.Н. Гришнина, В.П.Сиднева, М.И.Литвиненко, Н.А.Ухтеева. Международные стандарты финансовой отчетности, М.: Финансы и статистика, 2009, стр. 7 - 42
  5. Журнал «Все для бухгалтера», 2006 г., №13, стр. 36 – 38.
  6. Николаева С.И. Международные и Российские стандарты бухгалтерского учета. – М.: изд. «Аналитика-Пресс», 2001.
  7. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Издание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, 1998.
  8. «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» от 01.07.2004 г. №180
  9. «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными финансовой отчетности» от 06.03.1998 г. №283
  10. Справочно-правовая система «Гарант»
  11. Справочно-правовая система «Консультант Плюс», выпуск
  12. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ
  13. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ

Информация о работе Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности