Международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание

Использование международных стандартов при подготовке отчетности, раскрываемой рынку, повышает шансы компании на успех.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Сущность МСФО 6

1.1 История создания 6

1.2 Понятие финансовой отчетности по МС 7

1.3 Цель финансовой отчетности 9

1.4 Капитал 11

1.5 Подготовка финансового отчета в соответствии с международными стандартами учета 12

Глава 2. Стандарты МФО 14

2.1 Основные стандарты 14

2.2 Сегментная отчетность 16

2.3 Промежуточная финансовая отчетность 17

Глава 3. Отличия МСФО от российских стандартов 22

3.1 Основные различия МСФО и российской системы бухгалтерского учета 22

3.2 Необходимость перехода российских стандартов на МСФО 23

3.3 Переход российских стандартов на МСФО 25

Заключение 28

Библиографический список 30 Приложения 31

Работа состоит из  3 файла

Международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности.DOC

— 147.00 Кб (Скачать документ)

      Своевременная и надежная промежуточная финансовая отчетность позволяет инвесторам, кредиторам и иным лицам лучше понять возможности компании генерировать прибыль и потоки денежных средств, а также ее финансовое положение и ликвидность. 

Сфера применения 

      Компаниям, акции которых  свободно обращаются, следует представлять промежуточную финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 34. В частности, им рекомендуется:

    1. представлять промежуточную финансовую отчетность, как минимум за первую половину финансового года;

    2. сделать доступной свою промежуточную финансовую отчетность в течение 60 дней после окончания промежуточного периода.  

      Если  промежуточная финансовая отчетность компании соответствует Международным  стандартам финансовой отчетности, то она должна соответствовать всем требованиям МСФО (IAS) 34.

Содержание  промежуточной финансовой отчетности

 
 

      МСФО (IAS) 1 устанавливает, что полный пакет финансовой отчетности должен содержать следующие компоненты:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет, отражающий (1) все изменения капитала или (2) изменения капитала, помимо тех, которые обусловлены операциями капитального характера с собственниками и в результате распределения между собственниками компании;
  • отчет о движении денежных средств;
  • учетная политика и примечания к финансовой отчетности.

      Компания  на промежуточные отчетные даты вправе представлять информацию в меньшем  объеме, чем  в своей ежегодной  отчетности.

      Компания  может публиковать полный пакет  отчетных форм в своей промежуточной  финансовой отчетности, а не сокращенную отчетность и некоторые примечания к финансовой отчетности. В публикуемом отчете может быть представлена информация по более широкому перечню статей, по сравнению с их минимальным составом, определенным МСФО (IAS) 34. 

Минимальный состав промежуточной финансовой отчетности 

      В минимальный состав промежуточной  финансовой отчетности входят:

      -    краткий бухгалтерский баланс;

    • краткий отчет о прибылях и убытках;
    • краткий отчет о движении денежных средств;
    • краткий отчет об изменениях капитала;
    • примечания к финансовой отчетности. 
 

Требования  к содержанию форм промежуточной финансовой отчетности 

            Полный пакет отчетных форм в промежуточном финансовом отчете должен отвечать соответствующим  требованиям МСФО (IAS) 1.

            МСФО (IAS) 34 требует, чтобы в сокращенных отчетных формах указывались, как минимум, все заголовки и промежуточные итоговые показатели, отраженные в самой последней годовой отчетности, а также представлялись примечания к финансовой отчетности.

            Дополнительные статьи или примечания следует вводить  в отчетность в случае, когда их пропуск так искажает  промежуточную отчетность, что она может ввести  в заблуждение ее пользователя.

     В составе отчета о прибылях и убытках (полного или краткого) за промежуточный  период должны представляться показатели базовой и разводненной прибыли на акцию.

      МСФО (IAS) 1 указывает на то, какими должны быть  основные заголовки и промежуточные итоговые показатели финансовой отчетности.

      Изменения капитала, обусловленные операциями с собственниками компании и связанные  с распределением прибыли между собственниками, могут отражаться в составе отчета об изменениях капитала или в примечаниях.

      Компания  составляет промежуточный отчет, отражающий изменения капитала, в том же формате, что и самый последний годовой  отчет. 

      В том случае, если самая последняя годовая отчетность компании была консолидированной, то промежуточный отчет также должен быть консолидированным. Решение вопроса о включении индивидуальной отчетности материнской компании в комплект промежуточной финансовой отчетности является добровольным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Отличия МСФО от российских стандартов 

3.1 Основные различия МСФО и российской системы бухгалтерского учета 
 

     Основные  различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически  обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации.9 Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

     Одним из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции как правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.

     Вторым  главным принципом международных  стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к  возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду.

      Объем раскрываемой информации. МСФО построены на принципе прозрачности. Их цель - предоставить достаточный объем полезной информации широкому пользователю. Российские стандарты находятся только в начале движения к широкому раскрытию информации. Причем в этом вопросе в российской практике есть масса подводных камней. Казалось бы, Министерство финансов Российской Федерации вводит требования по раскрытию информации, например, сведений о “связанных сторонах” или, в российской терминологии, “аффилированных лицах”. К сожалению, эти требования практически не выполняются. Данная информация, если и раскрывается, то она раскрывается таким образом, что сделать из нее какие-то выводы, вычленить из нее то главное, что нужно финансовому аналитику, инвестору, практически невозможно. Потому что опыта, практики, да и желания раскрывать такую информацию сегодня у российских компаний нет.

     Основные  различия между МСФО и российской системой учета приведены в Приложениях 1, 2, 3. 

3.2 Необходимость перехода российских стандартов на МСФО 

     Необходимость перехода на МСФО определяется общей стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в стране. Рыночная экономика должна иметь соответствующие элементы инфраструктуры. Поскольку бухгалтерский учет и финансовая отчетность являются элементами инфраструктуры, то речь идет о построении системы учета и отчетности, соответствующей новым рыночным условиям. В деловом и профессиональном мире признано, что в наибольшей степени соответствует рыночной экономике система финансовой отчетности, описываемая Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Она обеспечивает рынок полезной широкому кругу заинтересованных пользователей финансовой информацией, позволяет по-новому, эффективно построить управление компанией, является важной составляющей качественного корпоративного управления компанией. Понимая все это, Правительство Российской Федерации определило в качестве главного средства реформирования системы учета и отчетности внедрение МСФО.10

     Российские  организации существенно разнятся по готовности к переходу на МСФО. Есть организации, уже использующие новую систему финансовой отчетности. Есть организации, которые необычайно далеки от МСФО. В наибольшей степени готовы к полномасштабному применению МСФО организации, которые на протяжении нескольких лет готовят отчетность по международным стандартам. Это большое число предприятий нефтегазового сектора, банковского сектора, крупные предприятия автомобилестроения, химической промышленности. “Гиганты отечественной индустрии” как раз в наибольшей степени подготовлены к переходу на международные стандарты, ибо они уже сегодня имеют отчетность либо по МСФО, либо по американским правилам. Если же мы говорим об основной массе российских организаций, то им, конечно, предстоит еще длительный путь к МСФО. Именно поэтому сегодня важнейшая задача, стоящая перед бухгалтерским и аудиторским сообществом, заключается в том, чтобы изучать международные стандарты и перестраивать свое профессиональное мышление под МСФО, развивать навыки работы с международными стандартами.

     На  российском рынке помимо МСФО сегодня достаточно широкое распространение получило использование американских правил финансовой отчетности. В соответствии с этой системой отчетность готовят компании, вышедшие или пытающиеся выйти на американский фондовый рынок. Это, главным образом, нефтяные и телекоммуникационные компании. Для таких компаний проектом закона предусмотрен переходный период, по истечении которого они должны будут составлять консолидированную финансовую отчетность также по МСФО. Такая практика принята, в частности в Европейском Союзе. Между МСФО и американскими правилами существует значительная близость: концептуальная и по принципиальным вопросам. Но между ними существуют и различия: по некоторым данным можно найти от 200 до 300 различий между американскими правилами и МСФО. Однако в последнее время ведется активная работа по сближению МСФО и американских правил. Движение наблюдается и со стороны Комитета по МСФО, и со стороны Совета по стандартам финансовой отчетности США. Предполагается, что через несколько лет разрыв между международными стандартами и американскими правилами будет значительно сокращен. Поэтому когда переходный период закончится, компаниям применяющим американские правила не составит большого труда перейти на МСФО. 

     3.3 Переход российских стандартов на МСФО 

     В настоящее время активно ведется  работа по переходу российских стандартов на международные. Идея законопроекта, который внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу11, состоит в том, чтобы российские компании составляли консолидированную финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО. Поэтому сам законопроект не устанавливает порядок подготовки отчетности по международным стандартам. Он лишь говорит о том, что консолидированная финансовая отчетность российской компании должна быть подготовлена в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты определяют, как готовить консолидированную финансовую отчетность. Это достаточно сложная система установок, принципов, положений, процедур. Законопроект построен таким образом, чтобы ни коим образом не вторгаться в вопросы составления, подготовки консолидированной финансовой отчетности.12

     Законопроект  устанавливает общие требования к обязательному составлению  и предоставлению публикаций консолидированной  отчетности по МСФО по группам организаций, определяемых в соответствии с требованиями МСФО.

     В этом законе есть две стороны. Во-первых, кто должен составлять консолидированную финансовую отчетность. Круг таких организаций определяется как раз международными стандартами. В частности, МСФО (IAS) 27 говорит о том, как определить “периметр” группы компаний, данные о которых подлежат консолидации. Если компания контролирует какие-то другие компании, то она должна включить данные обо всех контролируемых компаниях в свою консолидированную отчетность. Причем речь идет не только и не столько о формальных показателях контроля, таких как владение определенным количеством акций, сколько о качественных признаках контроля. Компания может не обладать ни одной акцией другой компании, но при этом на 100% контролировать деятельность этой компании (посредством назначения членов Совета директоров, обременения каких-то хозяйственных договоров и т. д.). МСФО определяют, что такое контроль в отношениях между компаниями. Поэтому простого ответа на вопрос, кто должен составлять консолидированную отчетность, нет. Состав группы компаний определяется МСФО (IAS) 27.

     Другая  сторона - на кого должен распространяться закон. Кто в России должен будет  подготавливать отчетность в соответствии с этим законом? Идея, заложенная в законопроект, такова: консолидированную финансовую отчетность по МСФО должны подготавливать, в первую очередь, общественно значимые компании. Именно к этим компаниям привлечено внимание общества, деятельность именно этих компаний, их финансовое положение и финансовые результаты волнуют деловое сообщество, волнуют государство. В первую очередь, это открытые акционерные общества, ценные бумаги которых котируются на рынках. Это, конечно же банки и иные финансовые институты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения.DOC

— 59.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Оглавление.DOC

— 23.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности