Международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

В каждой стране существуют свои национальные учетные стандарты. Но бизнеса было бы удобнее, чтобы во всех странах бухгалтерская отчетность подготавливалась на единой основе. Наиболее известной национальной системой учета являются общепринятые принципы учета США US Generally Accepted Principles – US GAAP (ГААП США). По сути, американская система учета стала наднациональной, поскольку фондовый рынок США охватывает более половины мирового фондового рынка. Проблема состоит в том, что подходы к составлению отчетности других стран отличаются от правил ГААП США.

Содержание

Введение
Глава 1 Международные стандарты финансовой отчетности, их сущность
1.1. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
1.2. Установление МСФО
Глава 2 Бухгалтерский учет в России: до и в период рыночных отношений
2.1. Бухгалтерский учет в России до рыночных отношений
2.2. Бухгалтерский учет в России в период рыночных отношений
Глава 3 Реформирование бухгалтерской отчетности в РФ
3.1. Программа реформирования бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.2. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерской отчетности в РФ
3.3. Этапы развития бухгалтерской отчетности в среднесрочной перспективе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.35 Кб (Скачать документ)

Таблица 2. Этапы разработки и утверждения  МСФО2.

Определение и анализ соответствующих вопросов и рассмотрение возможности применения Принципов подготовки и составления финансовой отчетности к данным вопросам
 
Изучение  национальных требований и практики бухгалтерского учета и обмен  мнениями с национальными органами, которые устанавливают стандарты
 
Консультации  с Консультативным советом по стандартам относительно включения  данной темы в повестку дня СМСФО
 
Создание  консультативной группы для оказания консультативной поддержки СМСФО
 
Публикация  Дискуссионного документа (ДД) для всеобщего  обсуждения
 
Публикация  Проекта положения (ПП) для всеобщего  обсуждения
 
Рассмотрение  всех комментариев, полученных в установленный  период
 
При необходимости проведение общественных слушаний и тестирования в реальной обстановке
 
Утверждение стандарта – по крайней мере восемью голосами членов СМСФО
 
 
 
 

Глава 2. Бухгалтерский учет в России: до и в период рыночных отношений

    1. Бухгалтерский учет в России до рыночных отношений

   В нашей стране регламентация коснулась  всех сторон учета, включая первичный. Для предприятий всех отраслей народного хозяйства разрабатывались счетные планы, положения по учету кассовых, расчетных операций, ведению материального учета, учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Эти положения подкреплялись созданием альбомов форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, в первую очередь для нормативного учета и журнально-ордерной формы счетоводства. Наряду с двойной бухгалтерией допускалась простая система учета по принципу «приход-расход», которая еще до начала 60-х годов использовалась в небольших колхозах.

   Такой стандартизации и унификации учета  могло бы позавидовать любое высокоразвитое государство. Единственный недостаток системы советской системы учета состоял в том, что регламентированная со стороны государственных органов управления (Министерства финансов, ЦСУ, Госплана и Госкомцен СССР), она не была гибкой и приспособленной к постоянно меняющимся рыночным условиям, где ассортимент производимой продукции и применяемые сырье, материалы, производственное оборудование, а самое главное, цены должны были ориентированы на спрос – предложение и определялись рынком, а не директивами руководящих органов.

   С начала 30-х годов в стране был  начисто уничтожен хозяйственный  расчет, ввели хозрасчет мнимый, никто не нес никакой ответственности  и ничего не закрывал, можно было иметь убытки и получать премии и  пр. Оригинальным способом был переход  к ежедневному балансу. Такое  решение открывало возможность  получать ежедневную информацию о состоянии  предприятия.

   Определенный  интерес представлял вопрос о  том, кто и как должен устанавливать  нормативы. Уже в 60-е годы Н. Н. Иванов исходил из необходимости разработки нормативного учета в зависимости  от отраслей народного хозяйства. Несмотря на широкую пропаганду “чистого”  варианта нормативного учета, отмеченные обстоятельства тормозили его распространение. Серьезным фактором, тормозящим распространение  “чистого” нормативного учета затрат на производство, следует признать отсутствие научно обоснованных нормативов.

   Вопрос  о совершенствование организационных  структур бухгалтерского учета приобрел в эпоху застоя огромное значение. До 1964 г. была принята установка на децентрализованный учет, затем - на централизованный, с начала перестройки все вновь заговорили о пользе децентрализации.

Учетная система в СССР в соответствии с требованиями централизованной экономики  была жестко регламентированной и практически  полностью стандартизированной. Она  существовала без существенных поправок на новые экономические условия  вплоть до 1990г, хотя уже тогда было зарегистрировано в СССР более 200 тысяч  кооперативов и около 1300 совместных советско-иностранных предприятий.

     Новые формы предприятий и предпринимательской  деятельности не вписывались в традиционную советскую систему учета и  требовали ее изменений. Эти изменения  были неизбежны, но начинались они очень  медленно. Но затем государственная  машина была вынуждена отступить  перед многочисленными предприятиями  негосударственных и смешанных  форм собственности. Министерство финансов СССР стало предусматривать некоторые  отклонения от действующих предписаний, которые законодательно закреплялись отдельными инструкциями и письмами. С начала 1992 года многие положения  бухгалтерского учета значительно  приблизились к стандартам, принятым за рубежом. Эти изменения были закреплены в новых документах, регламентирующих бухгалтерский учет в России.

    1. Бухгалтерский учет в России в период рыночных отношений

     С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической  политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе  бухгалтерского учета. Произошел переход  к принятой во всем мире системе  Международных стандартов.

     Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению  в деятельности предприятий, которое  должно было найти адекватное отражение  в бухгалтерском учете. И бухгалтерский  учет в России действительно подвергся  коренному изменению. В настоящее  время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты  международного учета.

     Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская  школа теории бухгалтерского учета  разработала некоторые понятия  и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они  начинают постепенно получать распространение  и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

     Но  некоторые особенности современной  российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота  и препятствуют нормальному развитию экономики. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики  к рынку3. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

     Основой системы учета в РФ являются законодательные  акты, такие как “Положение о  бухгалтерском учете и отчетности”  и другие, а также подзаконные  нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, указы Президента, письма Государственной  Налоговой Службы, а в некоторых  случаях письма Центрального Банка  РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного.

     В Федеральном законе "О бухгалтерском  учете" сформулированы следующие  задачи:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.

     Для выполнения задач, поставленных перед  бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

  • оценка имущества в рублях;
  • раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;
  • ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
  • отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;
  • раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе  бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной. 
 
 
 

Глава 3. Реформирование бухгалтерской  отчетности в РФ

3.1. Программа реформирования  бухгалтерской отчетности  в соответствии  с международными  стандартами финансовой  отчетности 

   Основными документами, регламентирующими реформу  национальных учетных стандартов в  России, являются:

  • Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Принята постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г.  
    № 283 (далее Программа):
  • Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180 (далее Концепция).

   В соответствии с Программой цель реформирования системы бухгалтерского учета в  России – приведение национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности.

   Задачи  реформы заключаются в следующем:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

   Из  задач Программы следует, что  российские национальные учетные стандарты  будут приведены в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Унификация национальных учетных стандартов позволит российским компаниям повысить качество представляемой информации, будет способствовать привлечению иностранного капитала и снизит препятствия к доступу на международный рынок и затраты на подготовку отчетности.

   В международной практике существует несколько тенденций унификации национальных систем бухгалтерского учета. В частности, к ним относятся  стандартизация и гармонизация.

Таблица 3. Подходы к унификации национальных систем учета

Подход  к унификации  
национальных систем учета
Характеристика  подхода
Стандартизация Отмена национальных стандартов бухгалтерского учета и внедрение единых стандартов, например, МСФО
Гармонизация Национальные  учетные стандарты сохраняются, но они приводятся постепенно в соответствие, например, с МСФО

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности