Международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

В каждой стране существуют свои национальные учетные стандарты. Но бизнеса было бы удобнее, чтобы во всех странах бухгалтерская отчетность подготавливалась на единой основе. Наиболее известной национальной системой учета являются общепринятые принципы учета США US Generally Accepted Principles – US GAAP (ГААП США). По сути, американская система учета стала наднациональной, поскольку фондовый рынок США охватывает более половины мирового фондового рынка. Проблема состоит в том, что подходы к составлению отчетности других стран отличаются от правил ГААП США.

Содержание

Введение
Глава 1 Международные стандарты финансовой отчетности, их сущность
1.1. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
1.2. Установление МСФО
Глава 2 Бухгалтерский учет в России: до и в период рыночных отношений
2.1. Бухгалтерский учет в России до рыночных отношений
2.2. Бухгалтерский учет в России в период рыночных отношений
Глава 3 Реформирование бухгалтерской отчетности в РФ
3.1. Программа реформирования бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.2. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерской отчетности в РФ
3.3. Этапы развития бухгалтерской отчетности в среднесрочной перспективе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.35 Кб (Скачать документ)
 

В результате внедрения Программы предполагается: обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета; сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета; ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией; пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств; создать механизмы обеспечения открытости бухгалтерской отчетности.

   Из  Программы следует, что в российской практике учета «шоковой терапии» по переходу на МСФО не будет. Национальные учетные стандарты будут приводиться в соответствие с международной практикой и международными стандартами финансовой отчетности постепенно, в течение длительного периода времени.

   В соответствии с Концепцией реформа  системы бухгалтерского учета в России проводится в два этапа.

   Первый  этап  2004–2007 гг. Обязательный перевод  на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

   Второй  этап 2008–2010 гг. Обязательный перевод  на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля, обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

   Из  Концепции следует, что индивидуальная бухгалтерская отчетность будет, как и раньше, составляться по российским стандартам учета.

   Таким образом, в России формируется инфраструктура, способствующая продвижению МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности.  
 
 
 
 
 

    1. Основные  направления дальнейшего  развития бухгалтерской  отчетности в РФ

  Современный бухгалтерский учет представляет собой  информационную систему, на основе которой  хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (индивидуальную бухгалтерскую  отчетность) и консолидированную  финансовую отчетность.

Принципы  и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила  бухгалтерского учета должны устанавливаться  таким образом, чтобы организации  могли формировать информацию для  разных видов отчетности, в том  числе по МСФО. Основными элементами инфраструктуры применения МСФО являются законодательное признание МСФО в РФ, процедура одобрения МСФО, механизм обобщения и распространения  опыта применения МСФО, порядок официального перевода МСФО на русский язык, контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в т.ч. аудит, обучение по МСФО. Процедура одобрения МСФО должна обеспечить придание юридической силы МСФО на территории РФ, недопущение отступлений от МСФО, учет особенностей экономического развития России, сопоставимость финансовой информации. Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО предполагает наличие информационно- методических материалов по применению МСФО, носящих рекомендательный характер. Для создания официального текста МСФО на русском языке необходимо сформировать постоянно действующий негосударственный орган, который должен подготавливать официальный текст на русском языке, отслеживать изменения в тексте МСФО на английском языке и своевременно вносить их в текст на русском языке, вести глоссарий терминов МСФО на русском языке.

     Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечить разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

К функциям государственных органов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности относятся:

  • выработка государственной политики и совершенствование правовых основ;
  • организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативно-правовых актов;
  • государственный контроль за соблюдением законодательства и взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности.

К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

  • представление и защита интересов профессионального сообщества;
  • подготовка предложений по совершенствованию правовых основ, участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиторской деятельности;
  • профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в РФ;
  • разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера), а также обобщение и распространение передового опыта;
  • разработка норм профессиональной этики и контроль за их соблюдением членами профессионального сообщества;
  • повышение квалификации членов профессионального сообщества;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита.

     Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой  проверки бухгалтерской отчетности организации. Наряду с аудитом в  повышении качества бухгалтерской  отчетности большая роль отводится  надзорной деятельности уполномоченных государственных органов. Основной их задачей является обеспечение  гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной бухгалтерской  отчетности. Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также  включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности  организаций и их руководителей.

     Обращается  внимание на необходимость повышения  квалификации в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита не только бухгалтеров и аудиторов, но и  пользователей бухгалтерской отчетности. Ставится задача по изучению лежащих в основе МСФО концепций – по формированию навыков активного использования информации; выработке навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, квалификации и оценке стоимости фактов хозяйственной жизни; формированию новых подходов к применению российских стандартов и иных нормативно-правовых актов; по оценке финансовых показателей, сформированных по МСФО и т.п. Для повышения качества обучения бухгалтеров, аудиторов и пользователей бухгалтерской отчетности необходимо осуществить мониторинг качества учебных программ в средних и высших учебных заведениях, а также программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, переориентировать учебные программы на углубленное изучение МСФО, разработать российские стандарты образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. 

    1. Этапы развития бухгалтерской  отчетности в среднесрочной  перспективе

   Реализация  Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности.

   В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

     2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов1, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  сегодняшний день можно подвести следующие итоги реформы бухгалтерской  отчетности. Во-первых, из международных  стандартов в российские были заимствованы ряд принципиально новых понятий. Например, такие, как «связанные стороны», «деловая репутация», «сегментная информация», «условные обязательства». Во-вторых, Россия стала признаваться международным профессиональным сообществом - представитель России входит в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. В-третьих, был создан Институт профессиональных бухгалтеров России - профобъединение, позитивную роль которого в преобразовании бухучета переоценить сложно. В-четвертых, все большее число компаний переходит на МСФО все более осознанно. В последние годы российская система бухгалтерского учета существенно эволюционирует в направлении международных стандартов. На первый взгляд кажется, что МСФО главным образом способствуют выходу на мировые финансовые рынки. Однако интерес большинства российских предприятий не ориентирован на мировой рынок. Внедрение МСФО позволит последовательно устранялись недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы. К тому же применение МСФО позволяет обеспечивать менеджеров такой информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, повысить прозрачность компании, укрепить систему корпоративного поведения, а следовательно, доверие к менеджменту. Помимо этого, использование МСФО способствует улучшению делового климата в стране и укреплению чувства уверенности у предпринимателей. Однако в результате проведенного анализа можно заключить, что данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается, в первую очередь, трактовки активов/имущества, капитала, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности.

     В связи с этим главная задача в  области бухгалтерского учета заключается  в обеспечении относительной  независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного  вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с  учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие  субъекты имели возможность формировать  информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые  категории хозяйствующих субъектов  могут применять упрощенные процедуры  бухгалтерского учета.

     Таким образом, предстоит ещё много  сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную  практику учёта. Важно, чтобы необходимость  перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса  и бухгалтерского сообщества. В данном контексте можно положительно оценить слова М. Задорнова, что «в сфере структурных реформ переход на МСФО российское Правительство считает для себя приоритетным – не случайно, реформа системы бухгалтерского учёта и развитие зафиксированы в нашем плане внедрения структурных мер и в совместном заявлении с МВФ 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ.
  2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 1 – 21.
  3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. №180.
  4. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.
  5. Айрапетова Н.Г. Механизм внедрения МСФО в практику// Международный бухгалтерский учет.-2004.-№2.-с.7-9
  6. Бирин А.О., Ганина И.В., Евсеев В.М. Актуальные проблемы перехода к МСФО// Международный бухгалтерский учет.-2006.-№3.-с.4-8
  7. Каспина Р.Г. Модель глобальных общепринятых учетных принципов//Финансы и кредит.-2004.-№4.-с.73-76
  8. Островский О. М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО//Бухгалтерский учет. - 2006. - N 14. - С. 3 – 9
  9. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008 г. – 717 с. – (высшее образование).
  10. Морозова Т.В. Международные стандарты финансовой отчетности : учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения. – М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. – 178 с.
  11. Ткач В.И., Крохичева Г.Е. Концептуальный подход к исследованию современных тенденций развития и организации бухгалтерского учета// Международный бухгалтерский учет.-2004.-№7.-с.
  12. Интернет ресурс http://www.amcham.ru.
  13. Интернет ресурс http://www.minfin.ru/

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности