Автор работы: Иван Брольман, 30 Июня 2010 в 01:10, реферат
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ 3
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 3
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ 6
Глава 2 Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2004-2006 г. 10
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре 10
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре 14
Глава 3 Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу 18
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г. 18
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".
С
помощью НПФ обеспечиваются дополнительные
возможности Государственного пенсионного
фонда. Негосударственный пенсионный
фонд – некоммерческая организация
социального обеспечения, исключительным
видом деятельности которой является
негосударственное пенсионное обеспечение
участников пенсионного фонда [18, с 53].
Средства Пенсионного Фонда РФ формируются за счет:
Проанализируем источники формирования средств Пенсионного фонда (Приложение 1).
Доходы бюджета Фонда на 2006г. были запланированы в размере 1608,7 млрд. руб., что превосходит кассовое исполнение бюджета 2005г. на 259,1 млрд. руб. и на 592,9 млрд. руб. кассовое исполнение бюджет 2004г.
Определим долю доходов Фонда за период с 2004г. по 2006г. в объеме ВВП за соответствующие годы (Приложение 2). В 2004г. она составляла 5,96%, в 2005г. – 6,24%, а в 2006г. – 6,01%.
Рассмотрим долю доходов Фонда в объеме ВВП в 2006г. по отношению к 2004 и 2005 годами. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. увеличился на 0,05%, а 2006г. по отношению к 2005г. снизился на 0,23%.
Наибольшая доля доходов Фонда в объеме ВВП была в 2005г., а наименьшая в 2004г. Доходов Пенсионного Фонда в 2004г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2005г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть доходы Фонда в 2005г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб.
Бюджет Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах Федерального бюджета (Приложение 2а). В 2004г. она составила 29,96%, в 2005г. – 26,33%, в 2006г. – 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального бюджета, которое представлено в Приложении 3.
Максимальное значение было отмечено в 2004, оно составило 29,62%, а минимальное в 2006г. (25,63%). В период с 2005г. по 2006г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.
Наибольшую долю в доходах Фонда за 2004г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2005г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2006г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим. Наиболее наглядно формирование доходов Фонда представлено в Приложении 4.
Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2004г. В 2005г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2004г., а в 2006г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2005г.
Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2006г (Приложение 1). Данный показатель за 2006г. снизился на 47,01% по сравнению с 2004г., однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2005г., а в 2006г. ее величина увеличилась.
Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2004г. по 2006г. имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2006г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2005г. и 2006г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2005г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2004г и на 2,38% больше значения 2006г.
Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2006г. (Приложение 1). Данный показатель увеличился в 2006г. по сравнению с 2004г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г.
Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2006г. они увеличились на 3,98% по сравнению с 2004г. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2006г. по сравнению с 2005г.
Самое большое значение прочих поступлений было запланировано в 2006г. составило 100,1 млрд. руб., а самое наименьшее было в 2005г.
Следует отметить, что доходы Фонда на 2004г. были запланированы в размере 1000,3 млрд. руб., а исполнены в размере 1015,8 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 15,5 млрд. руб.
Доходы Фонда в 2005г. были исполнены в размере 1349,6, однако было запланировано 1177,4 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 172,2 млрд. руб. Таким образом, в период с 2004г. по 2005г. исполненные доходы превышали плановые.
Рассмотрим доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (Приложение 5).
Данные доходы формируются за счет:
Доходы на финансирования трудовых пенсий в 2006г. составили 103,20 млрд. руб., в 2005г. они составили 88,90 млрд. руб., а в 2004г. были равны 80,8 млрд. руб. Таким образом, за период с 2004г. по 2006г. доходы имели тенденцию к росту. Наиболее наглядно это представлено в Приложении 6.
Наибольший показатель доходов на финансирования трудовых пенсий был в 2006г. Он превосходит этот же показатель 2005г. на 14,3 млрд. руб. и 2004г на 22,4 млрд. руб.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составляю наибольшую долю в доходах на финансирования трудовых пенсий за период с 2004г. по 2006г. В 2004г. она была равна 76,40 млрд. руб. (или 94,55%), в 2005г. составляла 80,20 млрд. руб. (или 90,21%), а в 2006г.96,50 (или 93,50%).
Данный показатель был наибольшим в 2006г., а наименьший в 2004г. и за период с 2004г. по 2006г. увеличивался.
Рассмотрим изменение страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по удельному весу. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. снизился на 1,04%, и 2006г. по сравнению с 2005г. он увеличился на 3,3%.
Проанализируем изменение страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии. Данный показатель был наибольшим в 2006г. и составил 2,02 млрд. руб. или 1,96%, а наименьшее значение было отмечено в 2004 г. и составляло 0,50 млрд. руб. или 0,62%.
Рассмотрим изменение данного показателя по структуре. Страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в 2006г. по сравнению с 2005г увеличились на 0,27%. Они также увеличились в 2006г по сравнению с 2004 годом на 1,34%.
Размер прочих поступлений в 2004г. составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2005г. – 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2006г. – 4,68 млрд. руб. или 4,53%.
Проанализируем изменение данного показателя по структуре. В 2006г. по сравнению с 2004г. он снизился на 0,3% и в 2006 по отношению к 2005г. он снизился на 3,57%.
Средства Пенсионного фонда РФ используются по следующим направлениям:
Сравним плановые расходы бюджета Фонда с их кассовым исполнением за период с 2004 по 2005годы.
Расход Фонда на 2004г. были запланированы в размере 920,4 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 47,1 млрд. руб. В 2005г. плановые расходы бюджета Фонда составили 1176,1 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 123 млрд. руб.
Следует отметить, что кассовое исполнение бюджета Фонда за 2004г. - 2005г. превосходит плановые показатели, причем разрыв между исполненными и плановыми показателями расходов имеют тенденцию к росту. В 2005г. по сравнению с 2004г. разрыв вырос на 79,5 млрд. руб.
Проанализируем расход Фонда за период с 2004г. по 2006г (Приложение 7).
Расходы бюджета Фонда за 2006г. были наибольшими и составили 1531,6 млрд. руб., что на 564,1 млрд. руб. больше, чем в 2004г., и на 232,5 млрд. руб. больше 2005г.
Наиболее наглядно тенденция к росту расходов Фонда видна в Приложении 8.
Проанализируем отношение расходов Фонда с 2004 по 2006годы к расходам Федерального бюджета за те же годы (Приложение 2).
Расходы бюджета Фонда составляли: 2004г. – 967,5 млрд. руб., в 2005г. – 1299,1 млрд. руб., в 2006г. – 1531,6 млрд. руб. Определим долю расходов бюджета Фонда в расходах Федерального бюджета. В 2004г она составляла 35,85%, в 2005г. была равна 36,99%, а в 2006г. – 35,77%.
Следует отметить, что величина данного показателя была наибольшей в 2005г., а наименьшей в 2006г.
Основным направлением расходования Фонда являются расходы на выплату пенсий и пособий. Рассмотрим изменение данного показателя за три года (Приложение 9).
Наибольшая величина была в 2006г. и составила 1486,8 млрд. руб., что на 221,6 млрд. руб. больше 2005г. и на 554,1млрд. руб. больше 2004г. Величина этого показателя имеет тенденцию к росту.
Также в 2006г был отмечен наибольший удельный вес финансирования выплат пенсий и пособий, он равен 97,07%, что превосходит показатели 2005г. и 2004г на 0,32% и 0,67% соответственно.
Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2006г. по отношению к 2004г. и 2005г. Этот показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. вырос на 0,67%, однако по сравнению с 2005г. он снизился на 0,32%
Наименьшая величина прочих расходов была отмечена в 2005г, она составила 33,9 млрд. руб. или 2,61%от общей величины расходов Фонда, а наибольшее значение 44,8 млрд. руб. прочие расходы принимали в 2006г.
Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2005г вырос на 0,31%, а по сравнению с 2004г. снизился на 0,67%.
Проанализируем расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии с 2004 по 2006 годы.
Данный показатель в 2004г. составлял 10,24 млрд. руб., в 2005г. он был равен 6,38 млрд. руб., а в 2006г.4,81 млрд. руб.
Наибольший показатель был отмечен в 2004г., что превосходит показатель 2005г на 3,86 млрд. руб., а также превосходит показатель 2006 года на 5,43 млрд. руб.
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим
расходы Пенсионного фонда
Данные расходы используются на:
В 2006г. расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию были наибольшими и составляли 1166,75 млрд. руб., что больше на 324,98 млрд. руб. этого показателя в 2004г. и на 207,63 млрд. руб. больше 2005г.