Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение этапов и методов налогового планирования.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговое планирования;
- обобщить принципы, требования и виды налогового планирования;
- проанализировать этапы налогового планирования;
- дать оценку методом налогового планирования.
Объектом исследования выступает налоговая система.

Работа состоит из  1 файл

rail.docx

— 87.28 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговое планирование является важной частью финансового планирования бизнеса.

Суть процесса планирования налоговых платежей состоит в  разработке и внедрении законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для оптимизации налоговых  платежей необходим тщательный анализ различных вариантов налогообложения. Налоговое планирование - это выбор  между различными вариантами методов  осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня налоговых  отчислений.

Неправильное налоговое  планирование может привести компанию к повышенным налоговым отчислениям  или даже санкциям со стороны государственных  органов.

Работая с оптимизацией налогового режима предприятия, наши юристы основываются на нормах закона и на практической позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и  содержании готовящихся налоговых  реформ, а также на анализе направлений  налоговой политики, проводимой государством.

В контексте вышеизложенного  можно констатировать научную и  практическую актуальность проблем  изучение этапов и методов при  налоговом планировании в современных  условиях.

Целью работы является изучение этапов и методов налогового планирования.

Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие  налоговое планирования;

- обобщить принципы, требования  и виды налогового планирования;

- проанализировать этапы  налогового планирования;

- дать оценку методом  налогового планирования.

Объектом исследования выступает налоговая система.

Предметом исследования являются инструменты налогового планирования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  классические и современные подходы  к определению изучения налогового планирования зарубежных и отечественных  специалистов. В курсовой работе использовались различные книги и учебники, информация с сайтов и другие информационные ресурсы.

 

 

1 Основные понятия налогового  планирования

 

    1. Понятие налоговое планирование

 

Налоговое планирование — это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей[12, c.12].

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более  широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов  при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Основными целями налогового планирования являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

 

    1. Принципы и стадии налогового планирования

 

Налоговое планирование является частью финансового планирования и  подчиняется следующим принципам:

-  платить минимум из положенного;

- осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

- использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

- использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

- не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов[12, c.73].

Таким образом, налоговое  планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и  избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

Стадия 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия в налоговых  режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой  ответственности». Например, если создать  компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где  резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство  расположить в США, где критерием  считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда  ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом  только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение  будет нулевым и, следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.

На практике возможно использование  двухстороннего и многостороннего  соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое  соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое  получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич».

Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает  дочернюю компанию в Нидерландах  и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, т. е. эти компании принадлежат организации, расположенной на Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые  ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.

Что касается Российской Федерации, то здесь используются свободные  экономические зоны и закрытые административно-территориальные  образования, где происходит снижение налогового бремени.

Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах  сложилась общая тенденция: чем  меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники  полного товарищества полностью  отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной  ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные  общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного  режима налогообложения прибыли.

Компания, получающая дивиденды  от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть  из налогообложения прибыли. Критерием  того, сколько вычитать, служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В отдельных странах полностью  разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен от контролируемого  предприятия, где обеспечено безусловное  принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

В отдельных странах (например во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций  другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые  документы контролирующей фирмы.

В российских условиях хозяйствующие  субъекты должны учитывать, что участие  государства при формировании уставного  капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения  полученных доходов, а также участие  в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение  его к солидарной ответственности  по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал  создает первоначальные налоговые  обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных  документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях  с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает  дополнительные возможности для  налогового планирования.

Стадия 3. Текущее налоговое планирование.

Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:

- использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

- использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

- разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Все перечисленные факторы  учитываются при моделировании  налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа  развития предприятия и целей, стоящих  перед ним.

Стадия 4. Принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях — обеспечить возврат части уплаченных налогов.

На практике этапы налогового планирования можно использовать в  совокупности или в отдельности  в зависимости от того, создается  ли предприятие или уже действует.

В дополнение к четырем  основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Все перечисленное учитывается  при моделировании налогового бремени  хозяйствующего субъекта на оптимальном  для него уровне в зависимости  от этапа развития предприятия и  целей, стоящих перед ним.

 

2 Этапы налогового планирования

 

2.1 Определение главных принципов налогового планирования

 

Составными этапами налогового планирования являются:

1. Определение главных принципов;

2. Анализ проблем и постановка задач;

3. Определение основных инструментов, которые может использовать организация;

4. Создание схемы;

5. Осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой[12, c.87].

Под рисками налоговой  оптимизации понимаются возможности  понести финансовые потери, связанные  с этим процессом. Общие риски  минимизации налогов можно оценить  как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика  при налоговом контроле, включая  взыскание недоимок и штрафов, а  также возможные предстоящие  расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

- риски налогового контроля;

- риски усиления налогового бремени;

- риски уголовного преследования[12, c.88].

Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Налоговое  планирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип законности  – соблюдение требований действующего  законодательства при осуществлении налогового планирования;

2. Принцип выгодности  – снижение совокупных налоговых  обязательств организации в результате  применения инструментов налогового планирования;

3. Принцип реальности  и эффективности – использование  возможностей, предоставляемых законодательством,  и инструментов, доступных для  конкретной организации, которые  обеспечивают достижение налоговой  экономии в большем размере,  чем затраты, связанные с их применением;

Информация о работе Налоговое планирование