Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
рассмотреть систему регулирования аудиторской деятельности в РФ;
определить основные положения ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
рассмотреть порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
дать характеристику саморегулируемой организации аудиторов;
изложить основные принципы этики аудиторов.

Работа состоит из  1 файл

Аудит.docx

— 48.27 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Аудиторская деятельность - явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и представление  услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих  высокой квалификации профессионального  бухгалтера.

Предпосылкой  появления аудита в России стала  перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской  активности наших граждан. Аудит  явился новой формой контролирования  финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций  и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

Период  становления российского аудита характеризовался директивным созданием  аудиторских фирм, работой по организации  аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке  требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих  аудиту услуг.

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение  участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения  на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих  концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

На данном этапе развития аудиторской деятельности, когда в целом рынок аудита насыщен профессиональными субъектами, необходимо решить вопрос о повышении  качества оказываемых аудиторами услуг. Решение этого вопроса связано  с четкой организацией и эффективной  работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита. Вышесказанное определяет актуальность исследования данной темы работы.

Цель  работы – рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  1. рассмотреть систему регулирования аудиторской деятельности в РФ;
  2. определить основные положения ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  3. рассмотреть порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
  4. дать характеристику саморегулируемой организации аудиторов;
  5. изложить основные принципы этики аудиторов.

 

1Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации  и индивидуальных предпринимателей. Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов  рыночной экономики, реально выполняющим  функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и  предприятий. Важнейшей составной  частью экономического контроля является независимый контроль - аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами.

Основная  цель аудиторской деятельности состоит  в установлении достоверности показателей  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В последние  годы особое внимание уделяется повышению  прозрачности и достоверности бухгалтерской  отчетности и качества аудиторских  проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений.

Развитие  аудиторской деятельности потребовало  работы над законом об аудите, первым результатом которой был Указ Президента Российской Федерации «Об  аудиторской деятельности в Российской Федерации» и последовавшее за ним  Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных  документов по регулированию аудиторской  деятельности в Российской Федерации». Оба эти документа сыграли положительную роль в развитии и становлении аудита в России. Однако, как показала практика работы аудиторов, они имеют много недостатков и требуют своего дальнейшего совершенствования.

Аудит продолжает активно внедряться и влиять на становление  рыночных отношений в России, следовательно, требуется достаточно быстрое развитие институтов его реализующих.

Система нормативного регулирования аудиторской  деятельности находится на стадии становления. На данном этапе происходит процесс  определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, а также определение  роли и функций государственных  и общественных аудиторских организаций.

В таблице 1 представлена пятиуровневая система  нормативного регулирования аудиторской  деятельности в РФ.

 

Таблица 1 Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в РФ

Уровень

Законодательный акт или нормативный  документ

Регулирование

I

  • Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • Федеральный закон РФ от 01.12.2007 №315 - ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • другие федеральные законы;
  • указы Президента.

Устанавливают отношения в аудиторской  деятельности

II

Постановления Правительства РФ

Определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности

III

Приказы Министерства финансов РФ

Устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка

IV

Документы СОА

Устанавливают нормы аудита в рамках СОА

V

Документы аудиторских организаций

Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторских организаций


 

Структура и функции органов регулирования  аудиторской деятельности

Переход от государственного регулирования  аудиторской деятельности к новым  правовым основам осуществляется передачей  части функций от государства  к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА).

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный  орган (УФО) в лице Министерства финансов РФ. Его основными функциями являются:

  1. выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  2. нормативно - правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторской организации, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  3. ведение государственного реестра СОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов, аудиторских организаций;
  4. анализ рынка состояния аудиторских услуг в РФ.

Для обеспечения общественных интересов  в ходе осуществления аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ работает Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функции:

  1. рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  2. рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  3. одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
  4. оценивает деятельность СОА по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  5. вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  6. рассматривает обращения и ходатайства СОА в сфере аудиторской деятельности  и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Министерством финансов РФ утверждаются Положение о совете по аудиторской  деятельности и Положение о рабочем  органе совета по аудиторской деятельности. Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Министерства финансов РФ.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

  • 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 2 представителя Министерства финансов РФ
  • По одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка РФ;
  • 2 представителя от СОА, кандидатуры, которых совместно выдвигаются всеми СОА.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Оно считается  правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов совета.

Состав рабочего совета  по аудиторской  деятельности и его численность  утверждается Министерством финансов РФ.

В состав рабочего органа совета по аудиторской  деятельности входят:

  • руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех СОА;
  • руководитель единой аттестационной комиссии;
  • представители Министерства финансов РФ;
  • представители научной и педагогической общественности.

Число представителей СОА в рабочем  органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа  членов рабочего органа совета.

Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его  рабочего органа должны быть открытыми  и общедоступными. Совет по аудиторской  деятельности должен поддерживать высокий  профессиональный уровень аудиторской  деятельности в общественных интересах.

 

2 Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»

Принятие Государственной Думой  РФ 24.12.2008 нового Федерального закона «Об  аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ положило начало формированию новой  модели рынка аудиторских услуг.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены  правовые и нормативные положения  аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте  других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бухгалтерском  учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в  редакции от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного  аудита и приведены критерии его  проведения, определено понятие аудиторской  тайны, правил (стандартов) аудиторской  деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено  понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Основными чертами новой модели, заложенной в Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 №307-ФЗ, являются:

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ