- перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО);
- отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО), причем только в одной СРО;
- внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;
- отмена обязательного страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.
С точки зрения предъявляемых требований
аудиторы и аудиторские организации
разделены новым законом на три
категории:
- осуществляющие аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам организаторами торговли, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, консолидированной отчетности;
- осуществляющие аудит организаций, собственником которых на 25% и более является государство;
- осуществляющие аудит прочих экономических субъектов.
Если ранее действовавший закон
от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» по сути приравнивал
два различных понятия – «аудит»
и «аудиторская деятельность», закон
№307-ФЗ разграничил эти понятия,
справедливо определив аудит как один
из видов услуг, составляющих, наряду с
другими аудиторскими услугами, содержание
аудиторской деятельности. Состав услуг,
которые разрешено оказывать аудиторам,
новый закон определил следующим образом,
аудиторская деятельность (аудиторские
услуги):
- аудит бухгалтерской отчетности,
предусмотренной Федеральным законом
РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском
учете» или аналогичной по
составу отчетности, предусмотренной
иными федеральными законами;
- сопутствующие услуги, установленные
федеральными стандартами аудиторской
деятельности;
- прочие услуги, связанные с
аудиторской деятельностью (закрытый
перечень).
Иными словами, этот закон определяет
место, цель и задачи аудита в финансово-экономической
системе. Для РФ это особенно важно,
поскольку исторически государственный
финансовый контроль превалировал над
другими видами контроля. Именно принятие
Закона позволяет считать, что становление
аудита в РФ состоялось.
3 Аттестация на право осуществления
аудиторской деятельности
Порядок проведения аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности
утвержден Постановлением Правительства
РФ от 6 мая 1994 г. № 482 (действует в
части, не противоречащей Закону об аудите).
Аттестацию проводят Минфин России (по
аудиту товарных и фондовых бирж, инвестиционных,
пенсионных, общественных и других
фондов, по аудиту страховых организаций
и обществ взаимного страхования,
иных субъектов) и ЦБ РФ (по аудиту банков
и других кредитных организаций,
их союзов и ассоциаций).
Аттестация на право осуществления
аудиторской деятельности - это проверка
квалификации физических лиц, изъявивших
желание заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация осуществляется в форме квалификационного
экзамена с выдачей кандидатам, успешно
его сдавшим, документа - квалификационного
аттестата аудитора. Квалификационный
аттестат выдается без ограничения срока
его действия. Программы проведения квалификационных
экзаменов на получение квалификационного
аттестата аудиторов утверждаются органами,
проводящими аттестацию.
К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие
изложенным в ст. 15 Закона об аудите
требованиям. В частности, претенденты
должны иметь высшее экономическое
либо юридическое образование, полученное
в российских образовательных учреждениях
(имеющих государственную аккредитацию)
или в образовательном учреждении
иностранного государства (при наличии
свидетельства об эквивалентности
подтверждающего образование документа
российскому документу государственного
образца); стаж работы по экономической
или юридической специальности
не менее трех лет. Дополнительные требования
к претендентам могут устанавливаться
уполномоченным федеральным органом.
Лица, успешно прошедшие аттестацию,
получают квалификационный аттестат аудитора.
Аттестат должен быть выдан в месячный
срок со дня проведения аттестации.
Лицо, не прошедшее аттестацию, может
обжаловать отказ квалификационной
комиссии в выдаче аттестата в
суде в месячный срок с момента
уведомления о подобном решении.
Квалификационный аттестат подтверждает
соответствие профессиональных навыков
будущего аудитора требованиям, изложенным
в нормативных актах и предъявляемым
квалификационной комиссией, в целях
обеспечения в дальнейшем квалифицированного
проведения аудита. Каждый аудитор, имеющий
квалификационный аттестат, обязан в
течение каждого календарного года
начиная с года, следующего за годом
получения аттестата, проходить
обучение по программам повышения квалификации
утвержденным в установленном порядке.
Статья 16 Закона об аудите определяет
основания и порядок аннулирования
квалификационного аттестата. К
основаниям аннулирования, в частности,
относятся:
- установление факта получения аттестата с использованием подложных документов;
- вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
- несоблюдение правил независимости и аудиторской тайны;
- установление факта систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством РФ или стандартами аудиторской деятельности;
- установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
- неосуществление аудитором деятельности в течение двух лет подряд.
4 Саморегулируемые организации аудиторов
В 2009 г. вступила в силу новая редакция
Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности». Законом
предусматривается отмена лицензирования
аудиторской деятельности с одновременным
введением обязательного членства участников
рынка в саморегулируемых организациях
аудиторов (СРО аудиторов).
Саморегулируемой организацией аудиторов
признается некоммерческая организация,
созданная на условиях членства в
целях обеспечения условий осуществления
аудиторской деятельности.
Основными нормативными правовыми
актами, регламентирующими вопросы
саморегулирования в аудиторской
деятельности, являются:
- Федеральный закон от 30.12.2008 №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315ФЗ).
Некоммерческая
организация приобретает статус
саморегулируемой организации (СРО) аудиторов
с момента ее включения в государственный
реестр саморегулируемых организаций
аудиторов.
Закон №307ФЗ направлен на сокращение
государственного вмешательства в аудиторскую
деятельность при усилении влияния саморегулирования
в профессиональном аудиторском сообществе
за счет значительного расширения полномочий
СРО аудиторов. Снижение административного
давления должно способствовать развитию
аудиторской деятельности как предпринимательского
вида деятельности и, соответственно,
ускорить развитие профессионального
аудиторского сообщества в России.
С введением механизма саморегулирования
в аудиторской деятельности предусматривается
передача СРО аудиторов функций
по ведению реестра аудиторов
и аудиторских организаций, функций
повышения квалификации аудиторов
и контроля качества работы индивидуальных
аудиторов и аудиторских организаций,
являющихся членами этих саморегулируемых
организаций.
Некоммерческая организация включается
в государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов при условии
соответствия ее следующим требованиям:
- объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
- наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
- обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.
Компенсационный фонд первоначально
формируется исключительно в
денежной форме за счет взносов членов
саморегулируемой организации в
размере не менее чем три тысячи
рублей в отношении каждого члена.
В случае применения в качестве способа
обеспечения ответственности членов саморегулируемой
организации (СРО) перед потребителями
и иными лицами системы личного и (или)
коллективного страхования, минимальный
размер страховой суммы по договору страхования
ответственности каждого члена не может
быть менее чем тридцать тысяч рублей
в год.
Государственный контроль (надзор) за
деятельностью саморегулируемых организаций
(СРО) аудиторов осуществляет Министерство финансов
Российской Федерации.
Целями
деятельности саморегулируемых организаций
аудитор (СРО аудиторов) являются:
- объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью;
- повышение качества выполняемых аудиторских услуг;
- информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.
Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями
(СРО) аудиторов ставятся следующие основные
задачи:
- осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
- установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
- разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.
Преимущества саморегулируемой организации
(СРО) аудиторов:
- саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
- членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ;
- членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;
- саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
- саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников - членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.
Требованиями к членству аудиторских
организаций в саморегулируемой
организации аудиторов являются
следующие требования:
1) коммерческая организация может
быть создана в любой организационно-правовой
форме, за исключением открытого
акционерного общества, государственного
или муниципального унитарного
предприятия;
2) численность аудиторов, являющихся
работниками коммерческой организации
на основании трудовых договоров,
должна быть не менее трех;
3) доля уставного (складочного)
капитала коммерческой организации,
принадлежащая аудиторам и (или)
аудиторским организациям, должна
быть не менее 51 процента;