Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
рассмотреть систему регулирования аудиторской деятельности в РФ;
определить основные положения ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
рассмотреть порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
дать характеристику саморегулируемой организации аудиторов;
изложить основные принципы этики аудиторов.

Работа состоит из  1 файл

Аудит.docx

— 48.27 Кб (Скачать документ)
  1. перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО);
  2. отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО), причем только в одной СРО;
  3. внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;
  4. отмена обязательного страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

С точки зрения предъявляемых требований аудиторы и аудиторские организации  разделены новым законом на три  категории:

  • осуществляющие аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам организаторами торговли, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, консолидированной отчетности;
  • осуществляющие аудит организаций, собственником которых на 25% и более является государство;
  • осуществляющие аудит прочих экономических субъектов.

Если ранее действовавший закон  от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» по сути приравнивал  два различных понятия – «аудит»  и «аудиторская деятельность», закон  №307-ФЗ разграничил эти понятия, справедливо определив аудит как один из видов услуг, составляющих, наряду с другими аудиторскими услугами, содержание аудиторской деятельности. Состав услуг, которые разрешено оказывать аудиторам, новый закон определил следующим образом, аудиторская деятельность (аудиторские услуги):

- аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом  РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском  учете» или аналогичной по  составу отчетности, предусмотренной  иными федеральными законами;

 - сопутствующие услуги, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности;

- прочие услуги, связанные с  аудиторской деятельностью (закрытый  перечень).

Иными словами, этот закон определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической  системе. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный  финансовый контроль превалировал над  другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление  аудита в РФ состоялось.

 

3 Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности

Порядок проведения аттестации на право  осуществления аудиторской деятельности утвержден Постановлением Правительства  РФ от 6 мая 1994 г. № 482 (действует в  части, не противоречащей Закону об аудите). Аттестацию проводят Минфин России (по аудиту товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, по аудиту страховых организаций  и обществ взаимного страхования, иных субъектов) и ЦБ РФ (по аудиту банков и других кредитных организаций, их союзов и ассоциаций).

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена с выдачей кандидатам, успешно его сдавшим, документа - квалификационного аттестата аудитора. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока его действия. Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудиторов утверждаются органами, проводящими аттестацию.

К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие  изложенным в ст. 15 Закона об аудите требованиям. В частности, претенденты  должны иметь высшее экономическое  либо юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях (имеющих государственную аккредитацию) или в образовательном учреждении иностранного государства (при наличии  свидетельства об эквивалентности  подтверждающего образование документа  российскому документу государственного образца); стаж работы по экономической  или юридической специальности  не менее трех лет. Дополнительные требования к претендентам могут устанавливаться  уполномоченным федеральным органом.

Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора. Аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Лицо, не прошедшее аттестацию, может  обжаловать отказ квалификационной комиссии в выдаче аттестата в  суде в месячный срок с момента  уведомления о подобном решении.

Квалификационный аттестат подтверждает соответствие профессиональных навыков  будущего аудитора требованиям, изложенным в нормативных актах и предъявляемым  квалификационной комиссией, в целях  обеспечения в дальнейшем квалифицированного проведения аудита. Каждый аудитор, имеющий  квалификационный аттестат, обязан в  течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом  получения аттестата, проходить  обучение по программам повышения квалификации утвержденным в установленном порядке.

Статья 16 Закона об аудите определяет основания и порядок аннулирования  квалификационного аттестата. К  основаниям аннулирования, в частности, относятся:

  • установление факта получения аттестата с использованием подложных документов;
  • вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • несоблюдение правил независимости и аудиторской тайны;
  • установление факта систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством РФ или стандартами аудиторской деятельности;
  • установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
  • неосуществление аудитором деятельности в течение двух лет подряд.

 

4 Саморегулируемые организации аудиторов

В 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об  аудиторской деятельности». Законом  предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО аудиторов).

Саморегулируемой организацией аудиторов  признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в  целях обеспечения условий осуществления  аудиторской деятельности.

Основными нормативными правовыми  актами, регламентирующими вопросы  саморегулирования в аудиторской  деятельности, являются:

  • Федеральный закон от 30.12.2008 №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315ФЗ).

Некоммерческая  организация приобретает статус саморегулируемой организации (СРО) аудиторов  с момента ее включения в государственный  реестр саморегулируемых организаций  аудиторов.

Закон №307ФЗ направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России.

С введением механизма саморегулирования  в аудиторской деятельности предусматривается  передача СРО аудиторов функций  по ведению реестра аудиторов  и аудиторских организаций, функций  повышения квалификации аудиторов  и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии  соответствия ее следующим требованиям:

  1. объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
  2. наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  3. обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Компенсационный фонд первоначально  формируется исключительно в  денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в  размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. 
В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации (СРО) перед потребителями и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования, минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Целями деятельности саморегулируемых организаций аудитор (СРО аудиторов) являются:

  • объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью;
  • повышение качества выполняемых аудиторских услуг;
  • информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.

Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:

  • осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
  • разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.

Преимущества саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:

  • саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
  • членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ;
  • членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  • саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников - членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.

Требованиями к членству аудиторских  организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1) коммерческая организация может  быть создана в любой организационно-правовой  форме, за исключением открытого  акционерного общества, государственного  или муниципального унитарного  предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся  работниками коммерческой организации  на основании трудовых договоров,  должна быть не менее трех;

3) доля уставного (складочного)  капитала коммерческой организации,  принадлежащая аудиторам и (или)  аудиторским организациям, должна  быть не менее 51 процента;

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ