4) численность аудиторов в коллегиальном
исполнительном органе коммерческой
организации должна быть не
менее 50 процентов состава такого
исполнительного органа. Лицо, являющееся
единоличным исполнительным органом
коммерческой организации, а также
индивидуальный предприниматель
(управляющий), которому по договору
переданы полномочия исполнительного
органа коммерческой организации,
должны быть аудиторами. В случае,
если полномочия исполнительного
органа коммерческой организации
переданы по договору другой
коммерческой организации, последняя
должна быть аудиторской организацией;
5) безупречная деловая репутация;
6) наличие и соблюдение правил
осуществления внутреннего контроля
качества работы;
7) уплата взносов в саморегулируемую
организацию аудиторов в размерах
и порядке, которые устанавливаются
ею;
8) уплата взносов в компенсационный
фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой
организации аудиторов.
Требованиями к членству аудиторов
в саморегулируемой организации
аудиторов являются следующие требования:
1) наличие квалификационного аттестата
аудитора;
2) безупречная деловая (профессиональная)
репутация;
3) уплата взносов в саморегулируемую
организацию аудиторов в размерах
и порядке, которые устанавливаются
ею;
4) уплата взносов в компенсационный
фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой
организации аудиторов;
5) наличие и соблюдение правил
осуществления внутреннего контроля
качества работы - для индивидуального
аудитора.
Аудиторские
организации, как и индивидуальные
аудиторы, обязаны уплатить взносы
в саморегулируемую организацию (СРО)
аудиторов в размерах и порядке,
которые устанавливаются ею, а
также взносы в компенсационный
фонд саморегулируемой организации (СРО)
аудиторов.
5 Этика
аудиторов
Отличительной
чертой аудиторской профессии является
осознание своей ответственности перед
обществом.
Деятельность
аудитора основывается на доверии к
нему заказчиков и пользователей
бухгалтерской отчетности. Основные
требования к аудитору и его компетентности
определены нормативными актами, но есть
определенные нормы человеческого
и профессионального поведения
аудитора, которые не могут быть
закреплены законами. Это этические
требования, устанавливаемые и действующие
внутри сообщества людей одной профессии
- профессии аудитора.
Этические
нормы различных профессиональных
организаций отличаются друг от друга
по своей структуре и содержанию,
но неизменными остаются основополагающие
принципы: объективность, независимость,
честность, конфиденциальность.
Для единообразного
подхода к этике аудитора разработан
кодекс профессиональной этики аудиторов.
Кодекс
профессиональной этики аудиторов
- свод правил поведения, обязательных
для соблюдения аудиторскими организациями,
аудиторами при осуществлении ими
аудиторской деятельности.
Каждая
СОА принимает одобренный советом
по аудиторской деятельности кодекс
профессиональной этики аудиторов,
а также вправе включить в принимаемый
ею кодекс профессиональной этики аудиторов
дополнительные требования.
Аудиторы
для достижения целей аудита должны
соблюдать ряд исходных условий
для и основных принципов:
- порядочность - аудитор должен быть прямолинеен и честен при предоставлении им профессиональных услуг;
- объективность - аудитор должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или пристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности;
- профессиональная компетентность и должная тщательность - аудитор должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и прилежанием. Он несет постоянную обязанность по содержанию профессиональных знаний и умений на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве, и методах работы;
- конфиденциальность - аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда разглашение такой информации продиктовано его профессиональными или установленными на законодательном уровне правами или обязанностями;
- профессиональное поведение - аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен, воздерживаться от какого - либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию. Обязательство воздерживаться от какого - либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию, предполагает, что организации при разработке этических стандартов должны рассмотреть вопрос об обязанностях аудитора по отношению к заказчикам, третьим лицам, другим представителям бухгалтерской профессии, сотрудникам, работодателям и населению в целом;
- стандарты - аудитор должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с установленными стандартами аудиторской деятельности.
Для обеспечения
качества профессиональных услуг, оказываемых
в других государствах, аудитор обязан
знать и применять в своей
работе международные аудиторские стандарты
и стандарты, действующие в том государстве,
в котором он осуществляет профессиональную
деятельность.
Оказывая
профессиональные услуги в другом государстве,
необходимо руководствоваться следующими
правилами:
- если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то необходимо руководствоваться Кодексом.
- если этические нормы профессионально поведения в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги более строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве.
- если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования настоящего Кодекса, аудитор обязан руководствоваться международными требованиями с учетом содержания настоящей статьи Кодекса.
Все перечисленные
выше нормы профессионального поведения,
определяемые настоящим Кодексом, основаны
на международных этических нормах,
разработанных Международной федерацией
бухгалтеров (IFA).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущей формой внешнего контроля в
условиях рыночных отношений является
независимое аудиторство. Объективная
необходимость развития аудита в
современной России обусловлено
потребностью внешних пользователей
информацией качественных данных о
деятельности предприятия.
В соответствии с действующим законодательством
аудит представляет собой предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской
отчетности, платежно-расчетной документации,
налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических
субъектов, а также оказанию других
аудиторских услуг.
Система нормативного регулирования
аудиторской деятельности находится
на стадии становления.
Цель аудита – выражение мнения
о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц и соответствии
порядка ведения бухгалтерского
учета законодательству Российской
Федерации. Аудиторская деятельность
относится к исключительной деятельности,
которая может осуществляться только
специальным субъектом, зарегистрированным
в качестве аудиторской организации
или индивидуального аудитора в
порядке, определяемом законом. Аудиторы
как субъекты профессиональной деятельности,
выполняющие социально значимую
функцию, наделены особыми правами
и преимуществами. Таким образом, аудит
в соответствии с Законом об аудите обладает
следующими признаками:
1) является видом предпринимательства,
аудиторские услуги оплачиваются
заказчиками;
2) цель – выражение мнения
о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности проверяемых лиц и
о соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации;
3) исключительная деятельность, осуществляется
специальными субъектами;
4) профессиональная деятельность;
5) аудиторские проверки носят
независимый характер;
6) объект – бухгалтерский учет
и финансовая (бухгалтерская) отчетность.
Процесс
формирования рынка аудита в России,
по существу, завершен: определены положение
участников с учетом их роли в отношениях
по поводу аудита, их права и обязанности;
установлены правила поведения
на рынке аудита; создана многочисленная
группа профессионалов, осуществляющих
проверки финансовой отчетности, владеющих
концепциями и процедурами бухгалтерского
учета и составления финансовой
отчетности.
Задание 4. Аудит учёта нематериальных
активов
1 Основные законодательные
и нормативные документы, регулирующие
объекты проверки
Аудиторская проверка операций с нематериальными
активами проводится на основе следующих
законодательных и нормативных
документов, формирующих информационную
базу проверки:
- Гражданский кодекс РФ, ч, 1, 2,3 и 4.
- Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ от 30.12.2008.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
- Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в закон российской федерации "о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" N 166-ФЗ от 11.12.2002 (Принят ГД ФС РФ 13.11.2002).
- Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» № 3523-1 от 23 сентября 1992 г.
- Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» № 3526-1 от 23 сентября 1992 г.
- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г.
- Закон РФ «О селекционных достижениях» № 5605-1 от 6 августа 1993г.
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н от 29 июля 1998 г.
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» № 94н от 31 октября 2000 г.
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» № 60н от 09 декабря 1998 г.
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007» № 91н от 16 октября 2000 г.
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» № 49 от 13 июня 1995 г.
- Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2003 г.
2 Источники информации для проверки
Источниками информации выступают
формы бухгалтерской отчетности,
применяемые предприятиями и
организациями:
- Бухгалтерский баланс (ф.№1);
- Отчет о прибылях и убытках
(ф.№2);
- Отчет об изменениях капитала
(ф.№3);
- Отчет о движении денежных
средств (ф.№ 4);
- Приложение к бухгалтерскому
балансу (ф.№5);
- Пояснительная записка к годовому
отчету;
- все формы промежуточной отчетности
предприятия за год.
К источникам информации помимо форм
отчетности относятся также Положение
об учетной политике предприятия, учетные
регистры, регистры налогового учета,
налоговые декларации, Главная книга,
разработочные таблицы, бухгалтерские
справки и так далее.
3 План
и программа аудиторской проверки
учёта нематериальных активов
Программа проведения аудита включает
в себя следующие этапы:
1. Ознакомительный этап. Анализируется
состав нематериальных активов
организации.
Для этого аудитор изучает данные
первичного учета, а также бухгалтерские
регистры и подтверждает обоснованность
классификации объекта в качестве
нематериального актива. Значительное
внимание следует уделить анализу
договоров, патентов, свидетельств о
регистрации права собственности
и других документов, подтверждающих
право собственности организации
на нематериальные активы. Кроме того,
учтенные в качестве нематериальных
активы должны соответствовать требованиям
п. 4 Положения по бухгалтерскому учету
«Учет нематериальных активов» (ПБУ
14/2000), утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000
№91н. На этом этапе выясняется, учитываются
ли в составе бухгалтерского счета
04 активы, не являющиеся нематериальными.
Далее аудитор проверяет документальное
оформление учета нематериальных активов,
в частности использование унифицированных
форм учета, правильность оформления первичных
документов при их принятии к учету.
Во время проверки оценивается
организация синтетического и аналитического
учета нематериальных активов, обеспеченность
информации по единицам учета, соответствие
открытых субсчетов бухгалтерскому
счету 04 «Нематериальные активы», Плану
счетов бухгалтерского учета, а также
рабочему плану счетов, утвержденному
учетной политикой организации.
2. Аудит учета поступления (создания)
нематериального актива. Нематериальные
активы организация может приобрести
за плату по договору купли-продажи,
получить безвозмездно или в
качестве вклада в уставный
капитал, а также создать собственными
силами либо с привлечением
сторонних организаций. Аудитор
проверяет источники поступления
нематериальных активов и устанавливает
достоверность отражения экономической
сущности поступления активов
в бухгалтерском учете. Для
определения верного отражения
операций по поступлению нематериальных
активов необходимо провести анализ
заключенных договоров, первичных документов,
убедиться в правильности формирования
первоначальной стоимости актива.