Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
рассмотреть систему регулирования аудиторской деятельности в РФ;
определить основные положения ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
рассмотреть порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
дать характеристику саморегулируемой организации аудиторов;
изложить основные принципы этики аудиторов.

Работа состоит из  1 файл

Аудит.docx

— 48.27 Кб (Скачать документ)

4) численность аудиторов в коллегиальном  исполнительном органе коммерческой  организации должна быть не  менее 50 процентов состава такого  исполнительного органа. Лицо, являющееся  единоличным исполнительным органом  коммерческой организации, а также  индивидуальный предприниматель  (управляющий), которому по договору  переданы полномочия исполнительного  органа коммерческой организации,  должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного  органа коммерческой организации  переданы по договору другой  коммерческой организации, последняя  должна быть аудиторской организацией;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил  осуществления внутреннего контроля  качества работы;

7) уплата взносов в саморегулируемую  организацию аудиторов в размерах  и порядке, которые устанавливаются  ею;

8) уплата взносов в компенсационный  фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой  организации аудиторов.

Требованиями к членству аудиторов  в саморегулируемой организации  аудиторов являются следующие требования:

1) наличие квалификационного аттестата  аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в саморегулируемую  организацию аудиторов в размерах  и порядке, которые устанавливаются  ею;

4) уплата взносов в компенсационный  фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой  организации аудиторов;

5) наличие и соблюдение правил  осуществления внутреннего контроля  качества работы - для индивидуального  аудитора.

Аудиторские организации, как и индивидуальные аудиторы, обязаны уплатить взносы в саморегулируемую организацию (СРО) аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, а  также взносы в компенсационный  фонд саморегулируемой организации (СРО) аудиторов.

5 Этика  аудиторов

Отличительной чертой аудиторской профессии является осознание своей ответственности перед обществом.

Деятельность  аудитора основывается на доверии к  нему заказчиков и пользователей  бухгалтерской отчетности. Основные требования к аудитору и его компетентности определены нормативными актами, но есть определенные нормы человеческого  и профессионального поведения  аудитора, которые не могут быть закреплены законами. Это этические  требования, устанавливаемые и действующие  внутри сообщества людей одной профессии - профессии аудитора.

Этические нормы различных профессиональных организаций отличаются друг от друга  по своей структуре и содержанию, но неизменными остаются основополагающие принципы: объективность, независимость, честность, конфиденциальность.

Для единообразного подхода к этике аудитора разработан кодекс профессиональной этики аудиторов.

Кодекс  профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими  аудиторской деятельности.

Каждая  СОА принимает одобренный советом  по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов, а также вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Аудиторы  для достижения целей аудита должны соблюдать ряд исходных условий  для и основных принципов:

  1. порядочность - аудитор должен быть прямолинеен и честен при предоставлении им профессиональных услуг;
  2. объективность - аудитор должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или пристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности;
  3. профессиональная компетентность и должная тщательность - аудитор должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и прилежанием. Он несет постоянную обязанность по содержанию профессиональных знаний и умений на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве, и методах работы;
  4. конфиденциальность - аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда разглашение такой информации продиктовано его профессиональными или установленными на законодательном уровне правами или обязанностями;
  5. профессиональное поведение - аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен, воздерживаться от какого - либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию. Обязательство воздерживаться от какого - либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию, предполагает, что организации при разработке этических стандартов должны рассмотреть вопрос об обязанностях аудитора по отношению к заказчикам, третьим лицам, другим представителям бухгалтерской профессии, сотрудникам, работодателям и населению в целом;
  6. стандарты - аудитор должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с установленными стандартами аудиторской деятельности.

Для обеспечения  качества профессиональных услуг, оказываемых  в других государствах, аудитор обязан знать и применять в своей  работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональную деятельность.

Оказывая  профессиональные услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то необходимо руководствоваться Кодексом.
  2. если этические нормы профессионально поведения в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги более строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве.
  3. если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования настоящего Кодекса, аудитор обязан руководствоваться международными требованиями с учетом содержания настоящей статьи Кодекса.

Все перечисленные  выше нормы профессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFA).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущей формой внешнего контроля в  условиях рыночных отношений является независимое аудиторство. Объективная  необходимость развития аудита в  современной России обусловлено  потребностью внешних пользователей  информацией качественных данных о  деятельности предприятия.

В соответствии с действующим законодательством  аудит представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской  отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических  субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг.

Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  на стадии становления.

Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторская деятельность относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации  или индивидуального аудитора в  порядке, определяемом законом. Аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию, наделены особыми правами  и преимуществами. Таким образом, аудит в соответствии с Законом об аудите обладает следующими признаками:

1) является видом предпринимательства,  аудиторские услуги оплачиваются  заказчиками;

2) цель – выражение мнения  о достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчетности проверяемых лиц и  о соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству  Российской Федерации;

3) исключительная деятельность, осуществляется  специальными субъектами;

4) профессиональная деятельность;

5) аудиторские проверки носят  независимый характер;

6) объект – бухгалтерский учет  и финансовая (бухгалтерская) отчетность. 

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение  участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения  на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих  концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

 

 

Задание 4. Аудит учёта нематериальных активов

1 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки

Аудиторская проверка операций с нематериальными  активами проводится на основе следующих  законодательных и нормативных  документов, формирующих информационную базу проверки:

  1. Гражданский кодекс РФ, ч, 1, 2,3 и 4.
  2. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.
  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ от 30.12.2008.
  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
  5. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в закон российской федерации "о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" N 166-ФЗ от 11.12.2002 (Принят ГД ФС РФ 13.11.2002).
  6. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» № 3523-1 от 23 сентября 1992 г.
  7. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» № 3526-1 от 23 сентября 1992 г.
  8. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г.
  9. Закон РФ «О селекционных достижениях» № 5605-1 от 6 августа 1993г.
  10. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н от 29 июля 1998 г.
  11. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» № 94н от 31 октября 2000 г.
  12. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» № 60н от 09 декабря 1998 г.
  13. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007» № 91н от 16 октября 2000 г.
  14. Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» № 49 от 13 июня 1995 г.
  15. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2003 г.

 

2 Источники информации для проверки

Источниками информации выступают  формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и  организациями:

- Бухгалтерский баланс (ф.№1);

- Отчет о прибылях и убытках  (ф.№2);

- Отчет об изменениях капитала (ф.№3);

- Отчет о движении денежных  средств (ф.№ 4);

- Приложение к бухгалтерскому  балансу (ф.№5);

- Пояснительная записка к годовому  отчету;

- все формы промежуточной отчетности  предприятия за год.

К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение  об учетной политике предприятия, учетные  регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские  справки и так далее.

 

3 План  и программа аудиторской проверки  учёта нематериальных активов

Программа проведения аудита включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомительный этап. Анализируется  состав нематериальных активов  организации.

Для этого аудитор изучает данные первичного учета, а также бухгалтерские  регистры и подтверждает обоснованность классификации объекта в качестве нематериального актива. Значительное внимание следует уделить анализу  договоров, патентов, свидетельств о  регистрации права собственности  и других документов, подтверждающих право собственности организации  на нематериальные активы. Кроме того, учтенные в качестве нематериальных активы должны соответствовать требованиям  п. 4 Положения по бухгалтерскому учету  «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 №91н. На этом этапе выясняется, учитываются  ли в составе бухгалтерского счета 04 активы, не являющиеся нематериальными.

Далее аудитор проверяет документальное оформление учета нематериальных активов, в частности использование унифицированных  форм учета, правильность оформления первичных  документов при их принятии к учету.

Во время проверки оценивается  организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов, обеспеченность информации по единицам учета, соответствие открытых субсчетов бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы», Плану  счетов бухгалтерского учета, а также  рабочему плану счетов, утвержденному  учетной политикой организации.

2. Аудит учета поступления (создания) нематериального актива. Нематериальные  активы организация может приобрести  за плату по договору купли-продажи,  получить безвозмездно или в  качестве вклада в уставный  капитал, а также создать собственными  силами либо с привлечением  сторонних организаций. Аудитор  проверяет источники поступления  нематериальных активов и устанавливает  достоверность отражения экономической  сущности поступления активов  в бухгалтерском учете. Для  определения верного отражения  операций по поступлению нематериальных  активов необходимо провести анализ заключенных договоров, первичных документов, убедиться в правильности формирования первоначальной стоимости актива.

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ